Результаты исследования голоса методом измерения «голосового поля» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования голоса методом измерения «голосового поля»



    Группа детей   Проявление нарушения голосовой функции   Всего
Сужение диапазона по силе Сужение диапазона по частоте Сужение диапазона по силе и частоте
число детей % число детей % число детей % число детей %
Норма   5,66   3,77   5,66   15,09
ФН   6,66           26,66
ФФН   10,34   10,34   13,79   34,47
ОНР   8,7   13,04   4,35   26,09

 

У дошкольников, не имеющих нарушений речи, отмеченные голосовые расстройства могут быть обусловлены рядом причин, среди которых: незрелость нервно-мышечного строения гортани, неправильная манера голосоведения, а также несоблюдение гигиены голоса.

Использование метода измерения голосового поля позволяет получить наглядную информацию о состоянии двух важных голосовых характеристик: интенсивности и частоты основного тона. Кроме того, с помощью фонетограмм можно осуществлять контроль за протеканием коррекционного процесса.

Функциональные нарушения голоса, выявленные в результате инструментального обследования, объясняют этиологию возникновения просодических расстройств у дошкольников с нормальным речевым развитием.

Таким образом, объективные методы оценки позволили установить, что наряду с уровнем речевого развития и состоянием слухового самоконтроля на формирование мелодико-интонационной стороны речи оказывает влияние и функциональное состояние голоса у дошкольников.

Проведенный качественно-количественный анализ результатов обследования позволил нам выделить степени сформированности просодической стороны речи дошкольников. В зависимости от суммы баллов, набранных при оценке просодических характеристик и при выполнении специальных заданий, мы условно выделили четыре степени.

1 степень – низкая, сумма баллов в диапазоне от 43 до 65. У детей, имеющих первую степень, отмечались грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса имели ярко выраженный характер, они были заметны самому ребенку и окружающим, затрудняли процесс коммуникации. Нарушения просодических компонентов приводили к тому, что детям были недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления у этой группы детей проявлялись и в произвольной, и в спонтанной речи.

2 степень - недостаточная, сумма баллов в диапазоне от 31 до 42. У дошкольников, отнесенных к этой группе, отмечались изменения голоса, незаметные для неподготовленного слушателя, но выявляющиеся при специальном обследовании. Эти изменения касались некоторых или всех просодических компонентов. У детей со второй степенью сформированности просодических компонентов наблюдались трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако необходимо отметить, что спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, могла быть достаточно выразительной.

3 степень - средняя, сумма баллов в диапазоне от 17 до 30. При обследовании у этой группы детей наблюдалось непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь дошкольников, имеющих третью степень сформированности просодических компонентов, была достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий часто наблюдались неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и интонационного рисунка.

4 степень - высокая, сумма баллов в диапазоне от 13 до 16. Отмечалось полноценное состояние всех просодических характеристик. Дети данной группы имели нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствовал возрастным нормам; была сформирована темпо-ритмическая сторона речевого высказывания. Дошкольники, имеющие высокую степень сформированности просодических компонентов, в полной мере владели всеми способами передачи различных типов интонации. Дети использовали в спонтанной речи все средства интонационной выразительности, не испытывали трудностей при выполнении специальных заданий.

Результаты, иллюстрирующие распределение обследуемых дошкольников по степени сформированности просодической стороны речи, представлены в таблице 22.

Количественные показатели, представленные в указанной таблице, позволяют сделать вывод о взаимосвязи структуры дефекта и трудностей интонационного оформления речи.

Наибольшее число детей, имеющих высокую (четвертую) степень сформированности просодической стороны речи, отмечалось в группе дошкольников без речевых нарушений.

 

 

Таблица 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)