Распределение испытуемых по степени сформированности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение испытуемых по степени сформированности



Просодической стороны речи

  Группа 1 степень низкая 2 степень недостаточная 3 степень средняя 4 степень высокая
число детей % число детей % число детей % число детей %
Норма -- --   1,89   49,05   49,05
ФН -- -- -- --   56,67   43,33
ФФН -- --   10,34   68,97   20,69
ОНР   4,35   26,09   65,21   4,35

 

По мере усложнения структуры речевого дефекта значение этого показателя уменьшается: если среди детей с ФН такой показатель отмечался практически у половины группы, то у дошкольников с ОНР - только у одного ребенка (Ксении О., 6 лет, речевое недоразвитие, обусловленное неблагоприятными социальными условиями воспитания).

Большее число обследуемых дошкольников имели третью степень сформированности просодической стороны речи, в том числе и дети с нормальным речевым развитием, поэтому, на наш взгляд, недостаточно говорить только о влиянии речевого дефекта. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на формирование мелодико-интонационной стороны речи оказывают влияние не только уровень речевого развития, но и другие факторы. Одним из таких факторов, по нашему мнению, является уровень слухового самоконтроля.

 

4. Сформированность слухового самоконтроля

Для оценки слухового самоконтроля у дошкольников нами за основу были взяты уровни сформированности самоконтроля речевой деятельности, разработанные И.А. Зимней [76]. Результаты исследования, полученные с использованием модифицированной методики Й. Паана, позволили выделить уровни его сформированности у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием [137].

I уровень – 12-15 баллов - фактическое отсутствие слухового самоконтроля. Ребенок не мог самостоятельно определить правильность выполнения задания, поскольку не слышит ошибок. В большинстве случаев ребенок не понимал инструкцию, поэтому на вопрос экспериментатора «Правильно ли ты выполнил данное задание?» либо давал необоснованный случайный ответ, либо отказывался от ответа «Я не понимаю, что надо делать».

II уровень – 9-11 баллов - низкая сформированность слухового самоконтроля. Дети, имеющие второй уровень, не замечали ошибок в момент произнесения, однако могли определить некоторые из них при прослушивании аудиозаписи, т.е. в собственной речи, отставленной во времени. Характерной особенностью детей данной группы являлось то, что их указания на ошибку носили случайный, немотивированный характер. Иногда дети правильный вариант выполнения задания определяли как ошибочный. Все это свидетельствовало том, что слуховой самоконтроль у данной группы дошкольников находился в стадии формирования.

III уровень – 4-7 баллов - недостаточная сформированность слухового самоконтроля. Дошкольники, имеющие третий уровень, были способны частично выявить ошибки как в самостоятельной речи, так и в речи, отставленной во времени. Одни дети справлялись самостоятельно, а другие только после помощи экспериментатора. Но и в одном, и в другом случае они не могли выявить полностью все ошибки и неточности. Все это указывало на незаконченность процесса автоматизации навыков слухового самоконтроля.

IV уровень – 3 балла - высокая сформированность слухового самоконтроля. Дети, имеющие четвертый уровень, были способны исправлять допущенные ошибки непосредственно в момент их возникновения самостоятельно, без помощи экспериментатора. При прослушивании аудиозаписи чужой и своей речи могли определить все ошибки и неточности, допущенные при выполнении различных заданий. Все вышеперечисленное свидетельствовало о том, что действие самоконтроля автоматизировано.

На графике 2 и в таблице 23 представлены результаты, иллюстрирующие картину распределения обследуемых дошкольников по уровням самоконтроля.

График 2. Распределение обследуемых по уровню сформированности слухового самоконтроля (в %)

Таблица 23

Распределение обследуемых по уровню сформированности слухового самоконтроля (в %)

Группа I уровень II уровень III уровень IV уровень
число % число % число % Число %
Норма -- --   22,64   37,74   39,62
ФН   20,0   3,33   40,0   36,67
ФФН   31,03   13,8   31,03   24,14
ОНР   47,83   17,39   17,39   17,39

 

Характерным, на наш взгляд, является то, что у детей, имеющих речевую патологию, представлены все четыре уровня слухового самоконтроля, тогда как среди дошкольников с нормальным речевым развитием нет ни одного ребенка, имеющего первый уровень. Однако обращает на себя внимание, что второй и третий уровень самоконтроля отмечается у достаточно большого числа нормально говорящих детей (соответственно 12 (22,64%) и 20 (37,74%)). По нашему предположению, в данном случае влияет возраст дошкольников данной группы – на момент обследования 24 ребенка (45,28%) имели возраст до шести лет. Поскольку нам не удалось в доступной литературе найти точные данные о времени формирования самоконтроля, мы можем предположить, что в норме слуховой самоконтроль должен сформироваться примерно к шести-семи годам, т.е. к моменту перехода от дошкольного этапа речевого развития к школьному.

Рассмотрим количественный состав дошкольников с речевой патологией и с нормальным речевым развитием на каждом из уровней.

При анализе группы дошкольников, имеющих четвертый уровень слухового самоконтроля, отмечается четкая тенденция уменьшения числа детей по мере усложнения структуры речевого дефекта (диаграмма 6).

 

Диаграмма 6. Распределение обследуемых, имеющих четвертый уровень сформированности слухового самоконтроля (в %)

Если нормально говорящие дети составили практически половину (48,84%) от числа обследуемых, имеющих сформированный слуховой самоконтроль, то дошкольники с ОНР – всего 9,3%. Такие результаты, на наш взгляд, обусловлены взаимозависимостью сформированности самоконтроля и уровня речевого развития.

При анализе состава дошкольников, имеющих третий уровень сформированности (диаграмма 7), необходимо отметить преобладание детей с нормальным речевым развитием (44,44%).

Диаграмма 7. Распределение обследуемых, имеющих третий уровень сформированности слухового самоконтроля (в %)

Было отмечено, что при переходе от четвертого уровня к третьему возросло число дошкольников с ФН и с ФФН. Это свидетельствует о том, что у данной категории детей слуховой самоконтроль сформирован, но автоматизация его действия замедляется вследствие наличия дефектов произносительной стороны речи. Наименьшее число в группе детей, имеющих третий уровень сформированности самоконтроля, составляют дошкольники с ОНР (8,89%). По нашему мнению, это объясняется не только влиянием сложной структуры данного речевого нарушения, но и темповой задержкой в формировании неречевых функций, в том числе и слухового самоконтроля.

Второй уровень сформированности слухового самоконтроля также представлен обследуемыми всех групп. Состав детей, отнесенных к данному уровню, резко отличается от состава предыдущих групп (диаграмма 8).

Диаграмма 8. Распределение обследуемых, имеющих второй уровень сформированности слухового самоконтроля (в %)

Группа дошкольников, имеющих первый уровень сформированности слухового самоконтроля, представлена только детьми с речевыми нарушениями (диаграмма 9), причем большую часть составляли обследуемые с ОНР (42,3%). В большинстве случаев такие показатели, на наш взгляд, обусловлены не только наличием произносительных расстройств в структуре дефекта, но и возрастом дошкольников, поскольку слуховой самоконтроль в пять с половиной лет (средний возраст детей) находится в стадии формирования.

Диаграмма9. Распределение обследуемых, имеющих первый уровень сформированности слухового самоконтроля (в %)

 

Таким образом, результаты исследования позволили определить взаимозависимость специфики речевого дефекта и процесса формирования слухового самоконтроля (p<0.05). С одной стороны, речевая патология замедляет темп формирования самоконтроля, например, при нарушениях произносительной стороны речи замедляется формирование слуховых эталонов. С другой - несформированность самоконтроля влияет на уровень речевого развития, например, трудности при выделении ошибок в собственной речи не позволяют ребенку осознанно подойти к их исправлению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.008 с.)