Назначение и конструктивные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и конструктивные особенности



Методическое пособие

по дисциплине «Типаж и эксплуатация гаражного оборудования»

«Уборочно-моечное оборудование»

НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

УБОРОЧНО-МОЕЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Уборочно-моечные работы, это один из наиболее трудоемких процессов ТО автомобилей, с весьма небла­гоприятными условиями труда на постах мойки и уборки.

Моечные работы проводятся в целях придания чистого внешнего вида автомобилям. Кроме того, качест­венное проведение моечных работ при ЕО позволяет своевременно удалять с поверхностей автомобилей не толь­ко пыль и грязь, но и налеты соли идругих агрессивных веществ (используемых, например, для защиты от голо­леда на дорогах), пятна от ГСМ, битума и т.п. Тем самым, сохраняется окраска кузова и значительно уменьшает­ся коррозия металла, а также обеспечиваются лучшие условия для последующих операций по ТО и ремонту автомобилей.

По способу выполнения различают: ручную, полумеханизированную и механизированную мойки. Спо­соб мойки выбирается в зависимости от мощности АТП и, соответственно, суточной программы по ЕО. В не­больших гаражах преобладает в основном ручная мойка, в средних и крупных АТП появляется возможность вне­дрения механизированных моечных установок различного типа, вплоть до автоматизированных моечных ком­плексов на поточных линиях, с использованием высокопроизводительных сооружений для очистки воды в целях ее повторного (многократного) использования при мойке.

Конструктивная особенность моющих установок зависит как от вида моечных работ, так и от выбранного технологического процесса мойки.

Так при мойке грузовых автомобилей и сильно загрязненных мест легковых автомобилей и автобусов (на­пример, днищ кузовов) используют установки струйного типа, с подачей сильной струи воды через многочис­ленные сопла и форсунки. Для мойки кузовов легковых автомобилей, автобусов, автомобилей-рефрижераторов, автопоездов с тентовым покрытием и т.д. используют щеточные установки, обильно смачиваемые моющим, раствором. Иногда для специализированного передвижного состава применяют комбинированные струйно-щеточные конструкции.

Механизированные моечные установки могут монтироваться на постах мойки стационарно. Однако широ­ко используют и передвижные установки с движущимися по специальным направляющим несущими рамами (чаще П-образной формы), со смонтированными на них моющими рабочими органами в виде щеток или трубопрово­дов-коллекторов с соплами.

В комплект моечных установок входят различные дополнительные устройства, например, для мойки дис­ков колес, для обдува кузовов в целях удаления влаги (сушки), насосные установки для подачи воды из резервуа­ров-отстойников и т.д. Все эти вопросы, а также зарубежный опыт механизации уборочно-моечных работ, по­зволяющий при отличном качестве работ значительно сокращать общую трудоемкость и энергозатраты, будут подробно рассмотрены ниже.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РУЧНОЙ МОЙКИ АВТОМОБИЛЕЙ

Щетка (рис.1) с подводом воды через рукоятку используется для внешней мойки кузовов всех типов. Съемный насадок со щетиной, снабженный отверстиями для прохода воды, наворачивается на трубу удлиненной рукоятки с резиновым чехлом, служащим для термоизоляции. Щетка снабжена штуцером для крепления подводящего шланга и краном.

 

Рис. 1. Щетка для мойки автомобилей мод. 906

 

 

На рис. 2 а изображена установка для руч­ной шланговой мойки автомобилей всех типов и, в первую очередь, сильно загрязненных мест снизу автомобилей. Забор воды производится из очистных резервуаров-отстойников с помощью шланга с сет­чатым фильтром. В комплект установки входят шланги с двумя моечными пистолетами с регули­руемой струей воды - от кинжального типа до вее­рообразного, используемого для окончательного обмыва автомобилей.

Рис. 2. Установка для мойки автомобилей мод. 1112:

а - внешний вид;

б - ступень вихревого насоса со всасывающим и нагнетаю­щим дисками; в - схема работы насоса

 

На раме установки смонтиро­ван электродвигатель мощностью 7,5 кВт, вал кото­рого через муфту связан с единым валом пятиступенчатого насоса вихревого типа. Каждая ступень насоса (рис. 2 б) представляет собой камеру со всасывающим и нагнетательным дисками. Все ступени связаны между собой проходными каналами, и каждая ступень при ра­боте повышает давление на 0,3 МПа (3 кгс/см2). В итоге давление на выходе достигает 1,5 МПа (15 кгс/см2), т.е на каждый пистолет приходится оптимальное давление для этого типа моек - 0,75 МПа (7,5 кгс/см).

Установка отечественного производства М-125 (рис. 3) обеспечивает высокое давление до 6,5 МПа (65 кгс/см2), которое достигается путем использования специального насоса плунжерного типа, смонтированного вместе с электродвигателем мощностью 2,2 кВт в кожухе на тележке. В комплект входят барабан с самонама­тывающимся шлангом и удлиненная рукоятка с моющим пистолетом с насадками для кинжальной и веерообраз­ной струи. На тележке имеются ниши для канистр с моющим и полирующим раствором. Управление подачей моющего раствора, чистой воды или полировочной смеси осуществляется запорно-регулировочными кранами.

Рис. 3. Моечная установка высо­кого давления мод. М-125

Рис.4 Пистолет для обдува сжатым воздухом.

1-корпус, 2-клапан,

3-манжета, 4-нажимная гайка, 5-стержень, 6-курок, 7-диффузор, 9-сопло,

10-гайка диффузора, 11-штуцер, 12-седло,

13-клапан, 14-пружина,

15-штуцер для подвода сжатого воздуха.

 

 

Рабочее давление воздуха должно быть от 4 до 10 кГ/см². Для прекра­щения доступа воздуха необходимо освободить курок. В этом случае кла­пан 13 под действием пружины 14 и давления воздуха закроет седло кла­пана и подача воздуха прекратится. Воздух к пистолету подводится шлангом через штуцер 15.

Диффузор 7 служит для получения широкой струи воздуха. При обдуве труднодоступных, сильно загрязненных и покрытых маслом и солидолом де­талей автомобиля диффузор необходимо снимать.

Расход воздуха при давлении 10 кГ/см² составляет 0,25 м³мин.

Габари­ты пистолета: длина — 220 мм,

высота — 180,

ширина — 78 мм.

Общий вес — 0,78 кг.

УСТАНОВКА ДЛЯ МОЙКИ

И способы их устранения

Неисправность Причина Способ устранения
Заклинивает рамка горизонтальной щетки Вывернулись ролики 43 Отрегулировать выдвижение роликов и за­контрить их
Вертикальная щетка заклинивает на лобовой поверхности автобуса Мал угол β встречи Сместить малый кулачок 51 навстречу движения траверсы 28
Сильно выдвинут упор Ослабить гайку регули­ровочного упора
Мало давление в пневмосистеме Установить давление 0,6 МПа
Ворс щетки цепляет за элементы поверхности автобуса Устранить помехи
Вертикальные щетки не прижимаются к боковой поверхности автобуса Не переключается цилиндр управления стрелой Сдвинуть кулачок 51 назад, увеличив угол γ, и выдвинуть упор регулировочной гайкой
Вертикальные щетки не входят на заднюю поверхность автобуса Не включается пневмоцилиндр 4 разворота траверсы Отрегулировать кулачок 50
Слабо нажимает пневмоцилиндр управления стрелой 7 Проверить давление в пневмосистеме
Траверca с вертикальными щетками не выходит в исходное положение Несвоевременно (рано) отключается пневмоцилиидр 4 Отрегулировать кулачок 50
Туго вращается траверса со щетками Устранить заедание в пневмоцилиндре 4, от­регулировать пнезмо-клапан 48. Устранить перекос тра­верс, отрегулировать подшипники. Устранить заклинивание шарнирного трехзвенника 3

 

Конструкция установки мод. 1126, подготовка к работе, обслуживание ее в процессе эксплуатации и характер неисправно­стей аналогичны описанному. Различия их — в производительности, расходе воды на мойку и габаритных размерах.

 

ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Современная комплексная линия для легковых автомобилей М-133 (рис. 7) с принципиально новой конструкцией отдельных составляющих установок.

 

 

Рис. 7. Общий вид поточной линии мод. М-133

Для мойки дисков колес была впервые использована проходная (без остановки автомобиля в процессе мойки) щеточная установка мод. М-131 (рис. 8). С каждой стороны поста распо­ложен моющий блок, состоящий из основания, на оси которого смонтирована складывающаяся стрела, несущая шарнирно установленный узел горизонтальной щетки, для обмыва переднего и заднего колеса соответствующей стороны автомобиля. К узлу прикреплен следящий ролик, взаимодействующий с колесом автомобиля. Данная конструкция позволяет также промывать обычно сильно загрязненные пороги кузовов и профильные арки колес на крыльях.

 

Рис. 8. Блок горизонтальной щетки мойки дисков колес мод. М-131

 

Стационарная пятищеточная установка для мойки кузовов мод. М-130 (рис.9), также работает в автоматическом режиме и выполнена в виде мощной П-образной рамы, в верхней части кото­рой с обеих сторон смонтированы направляющие поперечины для подвижных кареток, на которых при помощи консолей закреплены четыре вертикальные щетки, предназначенные для обмыва боковых, передних и задних вертикальных плоскостей автомобиля.

Рис. 9. Установка для мойки кузова мод. М-130.

 

Привод кареток осуществляется по заданной программе с помощью пневмоцилиндров и трособлочной системы с противовесами. В направляю­щих вертикальных стоек рамы установлена подвижная маятниковая рамка с горизонтальной щеткой, уравновешенные системой проти­вовесов (на тросе с пятой, смонтированными внутри рамы, устанав­ливаются гири с щелевидным пазом - общая масса гирь должна полностью уравновешивать щетку с водяным столбом, образую­щимся при вращении щетки и подаче воды на нее). Т. е. го­ризонтальная щетка как бы не имеет собственной массы и при вра­щении, обмыв переднюю часть автомобиля, легко «взбирается» на капот и т.д., обмывая верхние плоскости автомобиля, включая лобо­вое и заднее стекло (а также переднюю и заднюю части кузова).

На последнем посту комплексной поточной линии монтируется установка мод. М-132 (рис. 10) для сушки кузовов мощным воздушным потоком, создаваемым двумя боковыми и одним верх­ним вентиляторами, которые снабжены воздуховодами, заканчи­вающимися щелевидными насадками, направленными навстречу движущемуся автомобилю и сдувающими влагу с его поверхностей. Насадки снабжены устройством для регулировки живого сечения для прохождения воздушного потока. Верхний насадок с воздухово­дом и вентилятором закреплен шарнирно на специальной П-образной раме, а на корпусе насадка с выходным соплом смонтирован на кронштейне следящий ролик - при качении ролика по верхним плос­костям кузова он копирует профиль автомобиля и позволяет произ­водить обдув с минимального расстояния, повышая эффективность сушки. Несмотря на большую потребляемую мощность (от 22 до 42 кВт при усиленном варианте) - качество сушки оставляет желать лучшего.

Рис. 10. Установка для сушки кузовов по­сле мойки мод. М-132

 

 

Рассмотренная линия с комплексом оборудования для мойки и сушки, оборудованная цепным конвейером мод. П-540 с толкате­лем под колесо, с системой командоконтроллеров автоматического управления установками, может работать в двух режимах, в за­висимости от степени загрязнения автомобиля со следующими по­казателями:

производительность, авт./ч...... 60 - 90

средний расход воды, л/авт.. 150 - 225

давление подводимой воды, кг/см2 4-6

общая мощность двигателей, кВт.. 34

Общая длина линии составляет 15 - 17м при ширине до 5 м. Используется в АТП средней и большой мощности.

 

Рис. 11. Установки передвижные для мойки и сушки легковых автомобилей

 

В отличие от рассмотренной комплексной поточной линии для АТП с малой производственной програм­мой была разработана целая серия специального малогабаритного оборудования. Наибольшее распространение получили установки портального типа, с катучими несущими рамами по специальным направляющим (автомо­биль стоит при этом на посту в заторможенном состоянии). Несмотря на большое разнообразие различных фирм-изготовителей и моделей оборудования данного класса, в их конструкции много общего: практически все они имеют однотипную трехщеточную конструкцию. В верхней части рамы на поперечных направляющих монтиру­ются раздвижные каретки с шарнирно закрепленными на них вертикальными щетками, а в вертикальных направ­ляющих рамы смонтирована горизонтальная щетка. Установки могут работать как в автоматическом режиме, так и с участием оператора.

 

Передняя часть автомобиля обмывается в некоторых моделях вначале вертикальными щетками, затем они отводятся в крайнее положение и начинается обмыв горизонтальной щеткой, совершающей несколько возвратно-поступательных ходов в вертикальной плоскости. Затем портальная установка начинает движение по направ­ляющим вдоль обмываемого автомобиля, при этом вертикальные щетки начинают обмыв боковых поверхностей, а горизонтальная - верхних плоскостей, включая лобовое и заднее стекла (рис. 12).

Рис. 12. Траектория движения щеток портальных установок

 

В некоторых моделях установок первой в работу вступает горизонтальная щетка, а затем уже вертикаль­ные, также начинающие обмыв передней части автомобилей. Моечные установки данного типа работают обычно в комплексе с установками для сушки. Например, GM-100 (рис. 13) с установкой GS-100, GM-200 с GS-200. Указанные комплексы выполняют два рабочих цикла: мойку (вперед и назад) и сушку (вперед и назад).

Рис. 13. Моечная установка GM-100, сушкой GS-100, с раздвижными воздушными коллекторами

 

 

Помимо моечно-сушильных установок с раздельным исполнением некоторые зарубежные фирмы отдают предпочтение комбинированным установкам (рис. 14), совмещая в единой конструкции мойку и устройство для сушки в визе встроенных электрических турбовентиляторов - это позволяет снизить общую стоимость и металлоемкость кон­струкции.

Рис. 14. Трехщеточная автоматическая уста­новка с наклонными вертикальными щетками

 

 

На рис. 15 представлена одна из ранних разработок бывшей фирмы «EMANUEL» (Италия) с оригиналь­ной (бесщеточной) технологией мойки - в начале портальная установка медленно перемещается вдоль автомоби­ля, установленного на посту и наносит на него обильный слой пены автошампуня, спустя 1-2 мин. установка на­чинает движение в обратном направлении, смывая пену мощными веерообразными струями, а затем совершает еще один ход назад и вперед, производя обдув кузова потоком воздуха от турбовентиляторов. При этом методе полностью устраняется негативное влияние ворса щеток на лакокрасочное покрытие автомобиля.

Рис. 15. Передвижная портальная установка для струйной мойки с шампунем

 

 

Установка (рис. 16) предназначена для мойки снизу автомобилей различных типов. Она может вклю­чаться в состав моечного оборудования на поточных механизированных линиях или устанавливаться индивидуально, на отдельном посту на канаве специального профиля. В установку входят два моющих механизма струйного типа, привод механизмов, насосная станция для подачи воды из резервуаров-отстойников очистных соору­жений, аппаратный шкаф и два командоконтроллера автоматического управления установкой.

Рис. 16. Установка для мойки автомобилей снизу мод. 121

 

Моющие меха­низмы (рис. 17) представляют собой трубчатые коллекторы с сопловыми насадками на коротких шлангах. Кол­лекторы, благодаря наличию в системе их привода кривошипного механизма, совершают качательное движение относительно горизонтальных осей установки. Качательное движение коллектора передается смонтированному на нем шестеренчатому редуктору, который преобразует его в возвратно-вращательное, что позволяет насадкам шлангов совершать круговое движение. Тем самым увеличивается площадь обмыва.

 

 

Рис. 17. Моющий механизм (вид сбоку):

1 - редуктор; 2 - рычаг; 3 - поводковое кольцо; 4 - сопло; 5 - направляющая; 6 - рычаг; 7 -ползун; 8 -храповое колесо; 9- крышка; 10- коллектор

 

Рассмотренная установка используется в основном в АТП крупных городов, со сравнительно чистыми до­рогами, т. к. моющий эффект установки носит скорее косметический характер (может удалить налипший рыхлый снег и незначительные загрязнения). Недостатком установки является также и то, что струи практически не по­падают в надколесные ниши подкрыльных полостей, наиболее загрязненных.

На рис. 18 дана конструкция моечного пистолета с регулируемой струей воды от кинжального до вееро­образного. Это достигается вращением рифленой рукоятки 3 корпуса пистолета. В исходном положении струя кинжального типа формируется внутренним корпусом сопла 7. При повороте рукоятки вода устремляется через специальные каналы, создается завихрение, резко увеличивается угол распыливания, и из сопла выходит вееро­образная струя, используемая для окончательного обмыва автомобиля, агрегатов и т. д.

Рис. 18. Моечные пистолет с регулируемой струей

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Приложение 1

УСТАНОВКИ ДЛЯ МОЙКИ ДЕТАЛЕЙ

 

 


Рис. 1. Установка для мойки двигателей мод. М-211 Рис. 2. Установка для мойки мелких узлов мод. 196М


 


Рис. 3. Машина моечная ОМ-837Г Рис. 4. Машина моечная ОМ-947И Рис. 5. Установка для мойки узлов и деталей мод. М-312


 

 
 

 

Рис. 6. Ванна передвижная для мойки мелких деталей ОМ -1316

Рис. 7. Установка для мойки мелких узлов и деталей мод. ОРГ-4990Б


Методическое пособие

по дисциплине «Типаж и эксплуатация гаражного оборудования»

«Уборочно-моечное оборудование»

НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.052 с.)