Факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка в замещающей семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка в замещающей семье



Сколько маленьких и больших задач встает перед семьей при появлении в доме приемного ребенка! Ребенок, до вчерашнего дня «ничей», обретает любящих родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, у него появляется свой дом. Встает вопрос о том, насколько быстро он адаптируется в новой для себя обстановке, станет чувствовать себя частью семьи, начнет называть родителей «мама» и «папа». С другой стороны, и родителям надо привыкнуть к малышу, научиться с ним общаться. Нередко приходится многое менять в своей жизни для удобства ребенка. То, насколько успешно пройдет процесс адаптации ребенка к семье и семьи к ребенку, каким будет дальнейшая жизнь замещающей семьи, зависит от множества различных факторов: социальных, бытовых, личностных, наследственных, половозрастных и т.д.

Краткий анализ некоторых из них поможет правильно воспринимать и регулировать процесс адаптации.

Со стороны ребенка:

· Возраст ребенка при помещении в семью. Дети различного возраста по-разному адаптируются к переменам. Известно, что дети младшего и старшего дошкольного возраста легче переносят смену обстановки, быстро адаптируются к новым условиям, привязываются к родителям. Дети более старшего возраста медленнее привыкают к изменениям, настороженно относятся к новым условиям жизни и требованиям, скучают по биологическим родителям. Большое значение имеет разница в возрасте между кровными и приемными детьми в замещающей семье. Нежелательно, чтобы приемный ребенок был старше кровных детей или их сверстником. Разница между старшим приемным ребенком и младшим кровным должна быть не менее двух лет. Также желательно, чтобы приемные дети были разновозрастными (разница не менее двух лет).

· Пол ребенка. Принято считать, что девочки быстрее адаптируются к жизни в замещающей семье, чем мальчики того же возраста. Однако необходимо помнить, что во многом это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

· Уровень соматического и психического здоровья ребенка. Помещение в семью является для ребенка сильным психологическим стрессом, требующим мобилизации всех ресурсов организма. Нервная система ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, сама по себе достаточно уязвима, поэтому в первые месяцы жизни в семье у ребенка могут начаться нарушения сна, расстройство аппетита, перепады настроения, обостриться имеющиеся хронические заболевания, ухудшиться общий уровень соматического благополучия.

· Психологическая готовность ребенка к помещению в семью. Принято считать, что каждый ребенок в детском доме мечтает о том, чтобы у него появились любящие мама и папа, и стремится в новую семью. С одной стороны, это действительно так, каждый ребенок нуждается в эмоциональном тепле и комфорте, которые может обеспечить только семья. С другой стороны, исходя из опыта проживания в неблагополучной семье или детском доме, у ребенка складывается искаженное представление о семейной жизни. Чаще всего это идеализированный образ - «где меня все любят, хвалят, вкусно кормят, никогда не ругают». У ребенка отсутствуют понятия взаимной заботы, уважения, доверия, на которых строятся отношения в семье. Поэтому ребенок, начиная жить в замещающей семье, часто оказывается не готов к наличию правил и ограничений и агрессивно реагирует на их наличие. Кроме того, необходимо учитывать, что именно помещение в новую семью дети воспринимают как разрыв всех связей с биологической семьей, что также может стать причиной агрессии со стороны ребенка и затруднить прохождение адаптации.

· Опыт проживания в биологической семье. До помещения в семью ребенок, даже если он совсем маленький, уже имеет определенный жизненный опыт, сформировавшуюся картину мира, образ мыслей и манеру поведения. Принято считать, чем меньше времени ребенок находился в детском доме, тем лучше. Отношения в новой семье во многом будут зависеть от того, имеет ли ребенок опыт семейной жизни (пусть даже отрицательный) или он с рождения воспитывался в детском государственном учреждении. Необходимо учитывать и продолжительность пребывания ребенка в детском доме до помещения в семью. Дети, имеющие длительный сиротский стаж (не менее двух-трех лет), особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста или являются выходцами из семьей с большим количеством детей, легче адаптируются в многодетных замещающих семьях, однако сложнее формируют эмоционально теплые отношения привязанности с родителями. Дети, недавно изъятые из биологической семьи, особенно пережившие сексуальное насилие или жестокое обращение, сложнее привыкают к смене обстановки, их лучше помещать либо в бездетную на данный момент семью, либо в семью с одним ребенком того же пола.

Со стороны замещающей семьи:

· Возраст замещающих родителей. Каждый возраст обладает своими особенностями. Наибольшие сложности в адаптации наблюдаются в тех семьях, где замещающими родителями становятся люди пожилого возраста. Определенные личностные изменение, обусловленные возрастом, изменение социального положения, большой разрыв между родителями и ребенком нередко затрудняет становление гармоничных детско-родительских отношений.

· Уровень соматического и психического здоровья замещающих родителей. Приход в семью приемного ребенка является стрессом не только для самого ребенка, но и для родителей. Им необходимо отказаться от привычного уклада жизни, многое изменить в своих привычках. Требуется много сил и терпения на построение конструктивных отношений с ребенком, порой накапливается раздражение и усталость. Сильное нервное напряжение может привести к обострению хронических заболеваний, нарушениям сна, пищеварения и т.д.

· Мотивация и психологическая готовность к приему ребенка. В большинстве случаев у родителей имеются «идеализированные» представления о будущем ребенке, которые неизбежно разрушаются с приходом ребенка. Опыт убедительно доказывает, что те семьи, которые прошли предварительное психолого-педагогическое консультирование, легче принимают ребенка таким, какой он есть, не считают непреодолимыми проблемы со здоровьем, сложности в поведении или обучении.

· Наличие опыта воспитания собственных детей. В замещающие родители приходятразные семьи - как бездетные, так и семьи, имеющие кровных детей различного возраста. С одной стороны, опыт воспитания помогает замещающим родителям чувствовать себя уверенными в своих педагогических возможностях и способными создать теплую и доверительную атмосферу в семье. Однако в первые месяцы существования замещающей семьи обнаруживается, что приемный ребенок отличается от кровного и необходим поиск новых способов взаимодействия, а это требует от родителей большой гибкости и устойчивости. Кроме того, родители, имеющие кровных детей, часто понимают, что не могут относиться к приемному ребенку как к собственному. Осознание данного факта нередко приводит к возникновению чувства вины и повышенной тревожности у замещающих родителей, что затрудняет процесс адаптации.

· Экономическое положение семьи. Как правило, в первые месяцы жизни ребенка в семье замещающие родители расходуют немалые финансовые средства - покупается одежда, игрушки, предметы интерьера, могут потребоваться медицинские обследования и лечение. Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере удовлетворить потребности ребенка, что затрудняет адаптацию первого года и дальнейшее проживание ребенка в новых условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)