Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка в замещающей семье
Сколько маленьких и больших задач встает перед семьей при появлении в доме приемного ребенка! Ребенок, до вчерашнего дня «ничей», обретает любящих родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, у него появляется свой дом. Встает вопрос о том, насколько быстро он адаптируется в новой для себя обстановке, станет чувствовать себя частью семьи, начнет называть родителей «мама» и «папа». С другой стороны, и родителям надо привыкнуть к малышу, научиться с ним общаться. Нередко приходится многое менять в своей жизни для удобства ребенка. То, насколько успешно пройдет процесс адаптации ребенка к семье и семьи к ребенку, каким будет дальнейшая жизнь замещающей семьи, зависит от множества различных факторов: социальных, бытовых, личностных, наследственных, половозрастных и т.д. Краткий анализ некоторых из них поможет правильно воспринимать и регулировать процесс адаптации. Со стороны ребенка: · Возраст ребенка при помещении в семью. Дети различного возраста по-разному адаптируются к переменам. Известно, что дети младшего и старшего дошкольного возраста легче переносят смену обстановки, быстро адаптируются к новым условиям, привязываются к родителям. Дети более старшего возраста медленнее привыкают к изменениям, настороженно относятся к новым условиям жизни и требованиям, скучают по биологическим родителям. Большое значение имеет разница в возрасте между кровными и приемными детьми в замещающей семье. Нежелательно, чтобы приемный ребенок был старше кровных детей или их сверстником. Разница между старшим приемным ребенком и младшим кровным должна быть не менее двух лет. Также желательно, чтобы приемные дети были разновозрастными (разница не менее двух лет). · Пол ребенка. Принято считать, что девочки быстрее адаптируются к жизни в замещающей семье, чем мальчики того же возраста. Однако необходимо помнить, что во многом это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. · Уровень соматического и психического здоровья ребенка. Помещение в семью является для ребенка сильным психологическим стрессом, требующим мобилизации всех ресурсов организма. Нервная система ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, сама по себе достаточно уязвима, поэтому в первые месяцы жизни в семье у ребенка могут начаться нарушения сна, расстройство аппетита, перепады настроения, обостриться имеющиеся хронические заболевания, ухудшиться общий уровень соматического благополучия.
· Психологическая готовность ребенка к помещению в семью. Принято считать, что каждый ребенок в детском доме мечтает о том, чтобы у него появились любящие мама и папа, и стремится в новую семью. С одной стороны, это действительно так, каждый ребенок нуждается в эмоциональном тепле и комфорте, которые может обеспечить только семья. С другой стороны, исходя из опыта проживания в неблагополучной семье или детском доме, у ребенка складывается искаженное представление о семейной жизни. Чаще всего это идеализированный образ - «где меня все любят, хвалят, вкусно кормят, никогда не ругают». У ребенка отсутствуют понятия взаимной заботы, уважения, доверия, на которых строятся отношения в семье. Поэтому ребенок, начиная жить в замещающей семье, часто оказывается не готов к наличию правил и ограничений и агрессивно реагирует на их наличие. Кроме того, необходимо учитывать, что именно помещение в новую семью дети воспринимают как разрыв всех связей с биологической семьей, что также может стать причиной агрессии со стороны ребенка и затруднить прохождение адаптации. · Опыт проживания в биологической семье. До помещения в семью ребенок, даже если он совсем маленький, уже имеет определенный жизненный опыт, сформировавшуюся картину мира, образ мыслей и манеру поведения. Принято считать, чем меньше времени ребенок находился в детском доме, тем лучше. Отношения в новой семье во многом будут зависеть от того, имеет ли ребенок опыт семейной жизни (пусть даже отрицательный) или он с рождения воспитывался в детском государственном учреждении. Необходимо учитывать и продолжительность пребывания ребенка в детском доме до помещения в семью. Дети, имеющие длительный сиротский стаж (не менее двух-трех лет), особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста или являются выходцами из семьей с большим количеством детей, легче адаптируются в многодетных замещающих семьях, однако сложнее формируют эмоционально теплые отношения привязанности с родителями. Дети, недавно изъятые из биологической семьи, особенно пережившие сексуальное насилие или жестокое обращение, сложнее привыкают к смене обстановки, их лучше помещать либо в бездетную на данный момент семью, либо в семью с одним ребенком того же пола.
Со стороны замещающей семьи: · Возраст замещающих родителей. Каждый возраст обладает своими особенностями. Наибольшие сложности в адаптации наблюдаются в тех семьях, где замещающими родителями становятся люди пожилого возраста. Определенные личностные изменение, обусловленные возрастом, изменение социального положения, большой разрыв между родителями и ребенком нередко затрудняет становление гармоничных детско-родительских отношений. · Уровень соматического и психического здоровья замещающих родителей. Приход в семью приемного ребенка является стрессом не только для самого ребенка, но и для родителей. Им необходимо отказаться от привычного уклада жизни, многое изменить в своих привычках. Требуется много сил и терпения на построение конструктивных отношений с ребенком, порой накапливается раздражение и усталость. Сильное нервное напряжение может привести к обострению хронических заболеваний, нарушениям сна, пищеварения и т.д. · Мотивация и психологическая готовность к приему ребенка. В большинстве случаев у родителей имеются «идеализированные» представления о будущем ребенке, которые неизбежно разрушаются с приходом ребенка. Опыт убедительно доказывает, что те семьи, которые прошли предварительное психолого-педагогическое консультирование, легче принимают ребенка таким, какой он есть, не считают непреодолимыми проблемы со здоровьем, сложности в поведении или обучении. · Наличие опыта воспитания собственных детей. В замещающие родители приходятразные семьи - как бездетные, так и семьи, имеющие кровных детей различного возраста. С одной стороны, опыт воспитания помогает замещающим родителям чувствовать себя уверенными в своих педагогических возможностях и способными создать теплую и доверительную атмосферу в семье. Однако в первые месяцы существования замещающей семьи обнаруживается, что приемный ребенок отличается от кровного и необходим поиск новых способов взаимодействия, а это требует от родителей большой гибкости и устойчивости. Кроме того, родители, имеющие кровных детей, часто понимают, что не могут относиться к приемному ребенку как к собственному. Осознание данного факта нередко приводит к возникновению чувства вины и повышенной тревожности у замещающих родителей, что затрудняет процесс адаптации. · Экономическое положение семьи. Как правило, в первые месяцы жизни ребенка в семье замещающие родители расходуют немалые финансовые средства - покупается одежда, игрушки, предметы интерьера, могут потребоваться медицинские обследования и лечение. Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере удовлетворить потребности ребенка, что затрудняет адаптацию первого года и дальнейшее проживание ребенка в новых условиях.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.) |