Волейболисток с учетом разного игрового амплуа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волейболисток с учетом разного игрового амплуа



Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой.

ü подготовка волей­болистов высших разрядов,

ü подготовка спортивных резервов

ü подго­товка в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровитель­ной работы.

Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает опреде­ляющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эф­фективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ори­ентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специ­альными учебными заведениями и другими организациями, осуществ­ляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы[24,41].

Структуру тренировки подразделяют на несколько составных частей:

ü техническая,

ü тактическая,

ü физическая,

ü интегральная,

ü психологическая,

ü теоретическая подготовка,

ü нагрузка

ü отдых.

Остановимся подробнее на некоторых из них:

Техническая подготовка

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительного времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка занимает большое место на всем протяжении многолетней подготовки. Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать, во-первых, что волейболисты должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, что эта техника должна быть доступной для занимающихся, т. е. соответствовала их возможностям.

Первостепенная задача технической подготовки — правильное овладение основой рациональной техники игры.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 10—12 лет. Непременные условия успешного обучения — квалифицированный отбор занимающихся и развитие у них специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой[10].

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов и в обычных, и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, которую они выполняют в команде[1,32].

Целесообразно выделить основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства волейболиста:

1. Высокий уровень развития специальных физических способностей, от которых зависит эффективность технических приемов.

2. Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения. Высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

4. Высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении того или иного приема игры.

Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции[5,25].

Тактическая подготовка

Арсенал тактических действий в нападении и защите входит составной частью в соревновательную деятельность волейболистов.

Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока. Содержание тактики составляют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите[25].

Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов.

В тактическую подготовку необходимо включать основной арсенал тактических действий, овладение которым позволило бы спортсменам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень развития специальных качеств и способностей, теоретические знания и т. д.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успех реализации тактических действий в игре:

ü во-первых, высокий уровень развития специальных качеств — быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, тактического мышления, быстроты перемещения и т. п.;

ü во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных условиях игры, владение в совершенстве основными приемами техники;

ü в-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите[4,36].

При рассмотрении содержания игрового процесса в волейболе, основанном на анализе научно-методической литературы и собственных наблюдениях, можно выделить пять технико-тактических приемов его ведения;

в нападении:

- подача, передача мяча для нападающего удара, нападающие удары;

в защите:

- прием мяча (с вариантами от подачи, от нападающего удара, от обмана, от блока соперника) и блокирование. Отсюда полагаем, что выполнение указанных технико-тактических приемов (действий) создает в игровом процессе каталог игровых ролей; это вполне согласуется с мнением других авторов.

Как правило, в игровом процессе: каждый игрок в той или иной мере выполняет все игровые роли.

Наблюдения и анализ игрового процесса, в свою очередь, позволили выделить в каждой игровой роли две группы игроков.

Каждая игровая роль включает две (названных нами "основная" и "вспомогательная") на основе следующих признаков:

а) объема и частоты выполняемых по данной игровой роли технико-тактических действий;

б) значение, которое придается выполнению этой роли игроком (эффективности) и ожидаемому результату.

"Основная" - это роль, которую игрок выполняет систематически и наиболее эффективно в течение всего игрового процесса. Одна-две такие роли присущи каждому игроку.

"Вспомогательная" - это роль, которая вводится для игрока дополнительно к основной. Здесь желательно достижение высокой эффективности, но обязательное условие - не проиграть. Например, при системе игры 5х1 роль второго передающего игрока, в отдельных эпизодах может быть поручена одному из атакующих игроков, расположенных на площадке по диагонали с основным передающим игроком.

В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков:

ü связующий,

ü диагональный нападающий,

ü центральный блокирующий,

ü доигровщик

ü либеро[1,12].

Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий – мозговой центр команды и ее лидер, он реализует тактический замысел игры команды в нападении. Он – хозяин, который определяет какую комбинацию будет играть команда в дан- ный момент и данной расстановке своей команды и команды соперника. Безус- ловно, связующий в совершенстве должен владеть всеми разновидностями пере- дач (как в опоре, так и в прыжке, по высоте, длине, скорости и т.д.). Перед матчем связующий игрок должен изучить оборонительную систему сопер- ника – организацию блока и построение на задней линии. Во время игры, связую- щий постоянно анализирует игровые ситуации, чтобы лучшим образом сочетать атаки первым и вторым темпом. Чтобы победить, связующий игрок должен делать три вещи: • уметь обслуживать скоростной передачей своего центрального в широком диапазоне, даже при условии, что доводка мяча не совсем точна.

• с недовведенного мяча уметь точно направить быструю передачу на края сет- ки в зоны 4 и 2.

• максимально помогать команде в «очковых» элементах игры – подача, блок, атака

В роли диагонального (или универсального) нападающего выступают самые мощные и прыгучие игроки команды, поскольку они атакуют в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в игре.

Диагональный нападающий атакует с высоких пере- дач и часто – в критических ситуациях. Он должен быть мощным и очень «надеж- ным» игроком. Хорошие физические данные позволяют диагональным игрокам быть отличными подающими, что подтверждается статистикой. Роль «диагональщиков» выглядит несколько ограниченной (как правило он не участвует в приеме подач), но эти игроки совершенно необходимы для сохране- ния атакующего потенциала команды.

Двое центральных блокирующих, или нападающие первого темпа бьют с коротких прострельных передач. Главная их задача – блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным – в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника – при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.

Хороший нападающий первого темпа – фундамент хорошей организации игры команды в нападении и защите. Он активно предлагает себя при атаке своей команды, обеспечивает такую рас- становку своих блокирующих, которая исключает внезапность атак противника с коротких передач /I темпом/. Роль центральных блокирующих определяется развитием самой игры, которая становиться все быстрее. Скорость и «чтение игры» могут компенсировать относительно небольшой рост центра. Центральному игроку – чтобы эффективно выполнять свою роль – необходимо изучить манеру игры связующего и центрального игрока соперника, чтобы предвосхищать их действия в атаке и блоке. Центральные игроки, как правило, заменяются на задней линии на либеро. Однако несмотря на это в тренировочном процессе необходимо уделять внимание игре в защите центральным блокирующем в зоне 5 (прием нападающего уда- ра из зоны 4 и 2 соперника, страховка своих блокирующих и прием мяча от блока летящего в его зону).

Доигровщики, или нападающие второго темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки» трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть.

Это ключевые игроки команды, так как они обеспечивают прием подач, нападение с различных передач и игру в защите. Одним из основных качеств этих игроков – держать игровую концентрацию в течении каждого розыгрыша мяча, так как именно они являются участниками и исполнителями всех игровых эпизодов. Концентрация внимания и желание биться за каждый мяч сочетаются у них с высоченной технико – тактической подготовленностью, игровой ловкостью и эмоциональностью. Они, как правило, владеют широким набором атакующих средств в зависимости от высоты, скорости и зоны атаки 4, 2 или с задней линии – зоны 5, 6

Амплуа либеро появилось в волейболе в конце 1990-х годов. Это свободный защитник, играющий на задней линии вместо одного из партнеров. На него ложится основная нагрузка по приему мяча. На площадке он выделяется формой, цвет которой контрастен по цвету форме других игроков команды. На либеро не распространяется ограничение на замены, но между двумя его заменами должен быть проведен розыгрыш мяча, а сменить либеро на площадке может только тот игрок, которого он заменил ранее. Либеро не имеет права подавать, атаковать в прыжке, а также участвовать в блоке. На него распространяются все ограничения, касающиеся игроков задней линии. Амплуа либеро идеально подходит для игроков невысокого роста. Появление подобного «узкого специалиста» заметно расширило возможности команды в защите[1,23,29].

Как известно, подачу выполняют все игроки последовательно, после перехода. Однако в команде выделяются 2-4 игрока, которые выполняют -ее с задачей выиграть очко (в прыжке, с высокой степенью точности или сложности, например планирующую), то есть являются основными в этой роли; при этом для обеспечения выигрыша допускается некоторая вероятность риска. Вместе с тем задачей деятельности игроков во вспомогательной роли подающего является не проиграть мяч, ввести его в игру и при возможности затруднить действия соперника при приеме подачи (табл. 2).

Таблица 1. Задачи и содержание деятельности игроков основных и вспомогательных игровых ролей

Игровые роли Задачи основной роли Задачи вспомогательной роли
Подающий При благоприятных условиях - выигрыш очка с подачи, допускается доля риска Выигрыш желателен, но не обязателен, не проиграть мяч, риск исключен
Принимающий Принять мяч и обеспечить качественную передачу для развития атаки, риск исключен По возможности принять мяч, не проиграть. Передать на переднюю линию, риск исключен
Атакующий Выиграть очко или право на подачу, допускается доля риска Выигрыш желателен, но не обязателен, не проиграть мяч, риск исключен
Блокирующий Прервать атаку соперника при ударе "по ходу", риск исключен Обеспечить помощь основному блокирующему, закрывая направление ударов "с переводом", риск исключен
Защитник Принять мяч и передать его для развития атаки, риск исключен Не дать мячу упасть, не проиграть, риск исключен
Страхующий Принять мяч и передать его партнеру, риск исключен Не дать мячу упасть, не проиграть, риск исключен
Передающий Обеспечить атаку качественной передачей, риск допускается в комбинациях Выполнить передачу для возможного нападающего удара, риск исключен

Игровая роль основного передающего относится к амплуа связующего игрока. На него падает основная нагрузка обеспечения нападающих игроков команды качественными передачами в простой и комбинационной игре. Задача здесь - обеспечить выигрышную атаку, исключить риск (см. табл. 1). Вспомогательную роль передающего могут играть:

а) один из атакующих игроков при системе игры 5х1;

б) любой игрок в случайно возникшей ситуации, когда основной передающий игрок в силу любых причин (например, ранее он принял мяч) не может выполнить вторую передачу.

Однако, надо отметить, что большое количество полезных материалов об игре в защите, на приеме подачи, на страховке блока и своего нападающего, психологии защищающегося игрока – т. е. действий современного «либеро» содержится практически во всей учебной, методической и научной литературе прошлых лет. 2. Психологические особенности профессиональной деятельности волейболиста – «либеро». В большинстве волейбольной литературы перечисляются наиболее важные, повторяющиеся у всех авторов элементы психики существенно влияющие на результативность игры. Приведем ряд важнейших моментов этого раздела подготовки. Предварительно надо отметить, что авторы не делают различий между психофизическими качествами (скорость реакции, поле зрения, пространственная координация и т. д.) и волевыми качествами спортсмена – волейболиста. Какие же особенности психики человека способствуют освоению специфической деятельности спортсмена – волейболиста. Что надо учитывать при изначальном выборе 8 юного спортсмена на место «либеро»? Маслов В. перечисляет фактически все существенные психические функции нервной системы волейболиста: тонкие ощущения, восприятие, внимание, представления, воображение, память, мышление, эмоции и волевые качества. При огромном потоке зрительной информации (как первоначального источника) о комплексе движущихся объектов -–мяче, партнерах, соперниках – необходимо быстро и точно выполнять игровые приемы. Исполнение технического действия игроком «либеро» требует от него

а) зрительно-моторной координации,

б) тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений,

в) пространственно-временных восприятий различных движений. Исполнение тактических действий требуют:

а) восприятия и анализа игровой ситуации,

б) мысленного решения тактической задачи,

в) двигательного решения тактической задачи[23].

Указанные задачи решаются волевыми усилиями, настойчивостью, решительностью и смелостью, выдержкой и самообладанием, инициативностью и самостоятельностью. Не исключается и оправданный риск. А. Айриянц и соавторы делают ударение на эмоциональную и интеллектуальную устойчивость волейболиста-защитника в игре из-за большого количества быстрых смен ситуаций по ритму, скорости и характеру действий игрока. Эмоциональное состояние защитника резко меняется в зависимости от хода поединка и доходит до стадии аффектов или полной апатии. Эти авторы добавляют к способам решения тактико- технических задач развитие способности управлять своими эмоциям[1].

Достижение высокой физической, технической, такти­ческой подготовленности и успешное выступление на сорев­нованиях невозможны без высокого уровня развития опре­деленных психологических качеств и свойств личности во­лейболиста, обязательным является своевременная психофизиологическая диагностика, с целью раннего выявления процессов переутомления, перетренированности, и как результат - спортивный стресс. Целесообразным также является исследования генетической предрасположенности, так как успешное выступление и достижение высоких результатов в волейболе, невозможны без предрасположенности к игровым видам деятельности[7,12].

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь, сказывается на безошибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого — ошибаться при выполнении технико-тактического действия[25].

Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например нападающего удара (игрок владеет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно показывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т.к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой.

Отставание в техническом мастерстве при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценно тактику игры, т.к. нет основы для ее осуществления[1,13].

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуется и физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.
Высокоразвитые волевые качества — залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели — повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подготовка теряют смысл, т.к. проигрыш партии, очка или игры деморализуют команду[4,30].

Для правильного планирования круглогодичной подготовки, обеспечивающей заранее предусмотренные изменения тренировочных требований и подготовленности спортсменов, в спортивной практике принято годовой цикл (макроцикл) делить на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, т.е. период времени между началом подготовки к главным соревнованиям одного года и началом подготовки к аналогичным соревнованиям другого года[1,38].

В волейболе в течение года могут быть два спортивных сезона. В зависимости от этого в году предусматривается два больших цикла подготовки и участия в соревнованиях. Следовательно, два больших цикла состоят из двух подготовительных (в зависимости от календаря соревнований), двух соревновательных и двух (одного) переходных периодов.

Для квалифицированных команд целесообразно планировать подготовку на два больших цикла: осенне-зимний (примерно сентябрь-апрель) и весенне-летний (примерно май-август) [1,12,38].

Подготовительный период

Подготовительный период целесообразно делить на этапы, позволяющие точнее планировать подготовку в соответствии с намеченными задачами, Здесь закладываются основы будущих достижений и поэтому данный период должен быть, по возможности, более продолжительным. Тренировочная нагрузка на протяжении периода постепенно возрастает. Объем тренировочной нагрузки становится наибольшим к середине периода, затем снижается, но увеличивается интенсивность. Сроки и продолжительность периода и этапов зависят от задач подготовки, календаря соревнований.

Подготовительный период делится на три этапа: этап общей подготовки, специально-подготовительный и предсоревновательный этапы[1,23,36].

Этап общей подготовки. На этом этапе имеет место большой объем тренировочных нагрузок с общеразвивающей направленностью. Нагрузки по специальной и технико-тактической подготовке незначительны. Тренировка на этапе общей подготовки имеет исключительно важное значение, поскольку создает фундамент физической и функциональной готовности спортсменов, на котором базируется специальная подготовка. Частными задачами являются:

— разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья;
— дальнейшее развитие силы мышечных групп ног, туловища, плечевого пояса, скорости перемещений и быстроты выполнения разнообразных движений; воспитание ловкости и умения координировать движения; совершенствовать умения выполнять движения без излишних напряжений;
— повышение функциональных возможностей организма спортсменов: совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение уровня обменных процессов и на этой основе повышение уровня общей выносливости;
— стимулирование восстановительных процессов;
— улучшение психологической готовности;
— восстановление и совершенствование навыков в выполнении технических приемов;
— повышение уровня знаний в области теории и методики тренировки, гигиены, врачебного контроля и самоконтроля[4,12].

Добиться высокий работоспособности организма в целом — главная задача этапа общей подготовки волейболистов высокий квалификации.

Наибольший прирост результатов общей работоспособности организма волейболистов наблюдается при использовании в тренировочной работе на этапе общей подготовки микроциклов 6-1, 5-1, 4-1, 3-1[1,36].

Специальный этап подготовки. На этом этапе команды переходят к выполнению значительных по интенсивности и объему тренировочных нагрузок, направленных на усиление специальной физической и функциональной подготовленности волейболистов, улучшение техники игры, отработку тактических элементов, частных игровых вариантов, отбор состава команды. Психическая напряженность должна иметь волнообразный характер с нарастающей высотой волн.

На этом этапе обязательно участвовать в рядовых соревнованиях, чтобы поддерживать игровой тонус, накапливать игровой опыт, совершенствовать игровое мастерство.

Из-за прогрессирующих высоких тренировочных нагрузок у спортсменов возможно временное снижение спортивной формы. Это закономерное явление, т.к. организм спортсменов сразу не может адаптироваться к прогрессирующим высоким нагрузкам. По мере накопления энергетического потенциала под воздействием нагрузок и отдыха происходит повышение тренированности к концу 2-го или началу 3-го этапа подготовительного периода. При наблюдаемой временной утрате тренированности целесообразно на этом этапе подготовки использовать разгрузочный микроцикл, в котором значительно уменьшается (или совсем прекращается) специальная подготовка, что дает возможность восстановить деятельность ЦНС и психическую сферу спортсменов. С этой целью используются средства ОФП и активного отдыха. Фоном для разгрузочного микроцикла должны быть положительные эмоции волейболистов. Уменьшать число занятий нецелесообразно, лучше снизить нагрузку[4,36].

На этом этапе подготовки используются, как правило, микроциклы 5-1, 4-1, 3-1-2-1, 3-1, 2-1.

Предсоревновательный этап. Этот этап преследует главную цель — моделирование соревновательного режима. Частными задачами являются следующие:

1. Совершенствование групповых и командных тактических взаимодействий в защите и в нападении в игровых расстановках и с заменами,
2. Достижение оптимального уровня игровой подготовленности команды (игровая и соревновательная подготовка).
3. Развитие соревновательной выносливости и скоростно-силовых качеств.
4. Совершенствование техники игры.
5. Создание условий для активного отдыха.
6. Теоретическая подготовка по вопросам ведения игры. Все технико-тактические задания должны иметь игровой характер, с условием как можно дольше «держать» мяч в игре. Игровой и соревновательной подготовке отводится значительное время (около 50-60%)[4,36,41].

За 2-3 недели до соревнований тренировочную объем нагрузки рекомендуется снизить, сохраняя соревновательный режим интенсивности, а непосредственно перед соревнованием (за 2-4 дня) снизить и интенсивность, что обеспечивает волейболисту возможность полного восстановления организма и наилучшую эмоциональную готовность к играм.

Работа по развитию физических качеств направлена на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (объемы тренировочной нагрузки для каждого качества — небольшие). Как средство восстановления используются и упражнения, поддерживающие уровень общей выносливости, выполняемые с невысокой интенсивностью.

Выбор схемы микроциклов на этом этапе подготовки зависит от положения о соревнованиях. Как правило, система розыгрыша предусматривает не более трех игровых дней подряд независимо от количества команд, участвующих в туре. Поэтому наиболее целесообразны для подготовки микро циклы 3-1,3-1-2-1— или в начале этапа два-три микроцикла 4-1. Выбранные микроциклы должны моделировать соревновательный режим[10,36].

Соревновательный период

Соревновательный период длится от первой до последней игры основных календарных соревнований. В году, как известно, у волейболистов два соревновательных периода — зимний и летний. В отличие от подготовительного периода соревновательный не имеет единой внутренней структуры. Она зависит от числа состязаний, проводимых в периоде, и от принципов построения календаря игр.

Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревновательного периода:

· Первый вариант — соревновательный период однороден, все недельные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно проведение одного соревнования в периоде с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними.

· Второй вариант — структура соревновательного периода неоднородна. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу туров: проводится несколько соревнований с интервалом в несколько недель.

· Третий вариант — структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в периоде, например, первые соревнования проводятся по принципу встреч с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними, а вторые — по принципу туров[12,36,41].

Паузы между этапами соревнований составляют 10-20 дней, в которых на основе приобретенной тренированности в подготовительном периоде осуществляется целенаправленная подготовка к следующему этапу соревнований.

Основными задачами тренировок в паузах между соревнованиями являются:

— совершенствование технико-тактического мастерства, повышение уровня игровой подготовленности и психологической устойчивости;
— поддержание общей и специальной физической работоспособности на достигнутом уровне;
— создание условий для восстановления организма волейболистов;
— повышение уровня теоретических знаний[12,29,32].

Превалирующее место в тренировках занимают многократно выполненные основные упражнения в различных вариантах и игровая подготовка. Необходимо уделять внимание и специальным упражнениям, направленным на поддержание скоростно-силовых качеств и выносливости на соревновательном уровне. В небольшом объеме применяются средства, поддерживающие общую работоспособность организма спортсменов[1].

Очень важны в этом периоде данные экспресс-контроля состояния физической работоспособности и функционального состояния спортсменов, по которым можно корректировать индивидуальную нагрузку для повышения уровня специальной работоспособности (если наблюдается снижение этого уровня).

На протяжении всего соревновательного периода в промежутках между турами применяются микроциклы 4-1, 3-1, 3-1-2-1 (в комбинациях), или только микроциклы 4-1, или 3-1, или 3-1-2-1[1,36].

В начале любого выбранного микроцикла 1 -2 дня — разгрузочные, чтобы снять психическую напряженность соревновательных игр.

Переходный период

Этот период имеет очень важное значение. К концу соревновательного периода многомесячные интенсивные тренировки и соревнования, постоянная психическая напряженность вызывают определенную усталость организма спортсменов. Поэтому основной задачей переходного периода является снятие мышечной усталости и утомления центральной нервной системы.

Продолжительность переходного периода — 25-30 дней.

В практике волейбола целесообразно использовать два варианта деятельности спортсменов в переходном периоде: отдыхать пассивно и отдыхать активно.

Пассивный отдых предоставляется спортсмену с профилактической целью (для лечения травм, при явлениях истощения нервной системы и других отклонениях в состоянии здоровья) на основании медицинского обследования.

Научные исследования в спорте показывают, что для здоровых спортсменов длительный пассивный отдых — верный способ потерять приобретенное упорными тренировками и соревнованиями. Как правило, после такого «отдыха» спортсмен очень долго втягивается в привычный тренировочный режим. Кроме того, пассивный отдых вреден для здоровья, т.к. организм спортсмена после высоких психических и физических напряжений вдруг перестал получать какую-либо нагрузку и как результат бездеятельности — потеря аппетита, бессонница, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.п[1,27,36].

Активный отдых предусматривает переход от специализированных упражнений к новым видам мышечной деятельности. К ним можно отнести кроссы, езду на велосипеде, туристские походы, плавание, гимнастику на снарядах, спортивные игры и др. Направленность тренировочных занятий различная, но необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений на силу, на гибкость, на общую выносливость. Тренировочная нагрузка уменьшается более чем наполовину по сравнению с нагрузками в подготовительном и соревновательном периодах. Интенсивность выполнения упражнений — средняя или малая. Число тренировочных дней в неделю — 5-6. В этом периоде спортсменам важно не набрать лишний вес. Желательно раз в неделю посещение сауны с массажем.

Правильно организованный активный отдых дает спортсменам возможность прийти к началу подготовительного периода в хорошей физической форме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.076 с.)