Построение спортивной тренировки волейболисток 14-15 лет, с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение спортивной тренировки волейболисток 14-15 лет, с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса



Построение спортивной тренировки волейболисток 14-15 лет, с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса

Магистерская диссертация: страниц, рисунков, таблиц, источников, приложения.

Ключевые слова: волейболистки, тренировочный процесс, вегетативная нервная система, гены, зрительно-моторные реакции.

Цель исследования: предложить программу коррекции тренировочного процесса для каждой волейболистки разного игрового амплуа с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса, на основаниимониторинга функционального состояния вегетативной нервной системы спортсменок, оценки влияния сочетания полиморфизмов генов серотониновой и дофаминовой систем.

Рабочая гипотеза: рекомендации в построении индивидуальной программы спортивной тренировки волейболисток разного игрового амплуа, на основе комплексного исследования генетической предрасположенности и психологического статуса позволит избежать раннего центрально утомления вегетативной нервной системы, а так-же повысить эффективность их соревновательно-тренировочной деятельности.

Методика исследований. В исследованиях использовался полноцветный зрительно–моторный анализатор комплекса «Психотест». Простая зрительно–моторная реакция (ПЗМР). Для максимально точной диагностики использовался средний показатель времени реакции на несколько десятков предъявлений стимула. Число ошибок свидетельствовало об устойчивости внимания обследуемого. Реакция выбора – сложная сенсомоторная реакции, отражающая процесс обработки сенсорной информации центральной нервной системой по принципу отбора сигналов определенного цвета и формирования реакции на заданный вид, оценивала подвижность нервных процессов в ЦНС. Показатель среднего значения времени сложной сенсомоторной реакции выбора отражает инертность или подвижность нервных процессов.

В генетическом исследовании в качестве проб биологического материала использовался буккальный эпителий, с целью определения предрасположенности к депрессии, устойчивости к психическим нагрузкам, раннему выявлению центрального утомления в условиях высоких физических и психических нагрузок, что должно подтвердить возможность применения данного анализа при коррекции тренировочного процесса.

А так-жеанализ и обобщение научно - методической литературы, наблюдение и математические методы обработки результатов.

Получение результатов и их новизна. Исследования заключалась в расширении имеющихся представлений о реализации индивидуального генотипа в фенотипе человека, в применении нового подхода использования вариаций генов, экспрессирующихся в нервной системе для прогноза реакций спортсмена (в волейболе) в ответ на напряженные физические и психические нагрузки. Оценка функционального состояния организма, условий эффективного взаимодействия в тренировочном и соревновательном периодах, выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов у спортсменов.

Степень использования.

Область применения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Высокий престиж белорусского волейбола требует постоянного неуклонного научно-практического совершенствования, обобщения знаний ведущих научных работников, теоретиков и практиков волейбола с тем, чтобы, развиваясь, сохранить высокие позиции белорусской школы волейбола, приблизиться к мировым лидерам и удержаться там. Волейбол в Беларуси является одним из популярных видов спорта, которым с интересом занимаются, в котором развивают и совершенствуют свои физические способности тысячи юных спортсменов. Дальнейший успех в спорте высших достижений будет возможен лишь при научно-обоснованном управлении системой подготовки юных спортсменов, индивидуализации учебно-тренировочного процесса и дифференциации методики подготовки.

Проблема сохранения необходимого уровня эффективной работоспособности спортсмена в течение длительного времени, особенно в условиях соревновательной деятельности является весьма актуальной и требует повышенного внимания. Повышается значимость текущих обследований с целью раннего выявления переходных функциональных состояний организма спортсменов в тренировочном процессе, а также профилактики начальных явлений переутомления, перетренированности, снижения уровня реактивности центральной нервной системы, иммунодефицита и снижения резистентности. Типичным психофизиологическим состоянием в спорте является высокая (непродуктивная) напряженность и как ее разновидность – спортивный стресс. Актуальность проблемы контроля психофизического состояния спортсменов, т.е. деятельности, которая требует устойчивого внимания, быстрой реакции, стабильной работы психофизиологических функциональных систем, несомненна. В противном случае сохраняется остаточная усталость, следовательно, быстрее наступает утомление. Неполное же восстановление организма способствует развитию патологических состояний. В настоящее время возникает серьезная необходимость комплексного диагностического исследования, занимающихся спортом высококвалифицированных спортсменов, с целью динамической оценки эффективности спортивной деятельности и составления индивидуального плана подготовки. Под воздействием регулярных физических и психических нагрузок, сопровождающих жизнь спортсмена, происходят изменения в серотониновой передаче импульсов, а введение в организм агентов, препятствующих резкому возрастанию концентраций серотонина (5НТ) в ЦНС, повышает работоспособность во время спортивных тренировок и продлевает время до наступления у спортсмена утомления[28]. Интенсивные занятия спортом, не соответствующие генетической предрасположенности, приводят к ограничению специальной работоспособности, а в последствие и к снижению соревновательного результата. В настоящее время считается целесообразным построение спортивного отбора и выбор спортивной специализации с учетом генетической предрасположенности человека не только к выполнению различных нагрузок, но и возможности организма поддерживать гомеостаз, избежать развития дезадаптации и патологических состояний. В связи с этим, адекватный выбор типа нагрузок на основе генетической предрасположенности к различным видам деятельности на раннем этапе спортивной карьеры, а также коррекция тренировочного процесса на более поздних стадиях с учетом индивидуальных особенностей организма является одной из актуальных проблем современной спортивной науки[8].

Комплексный подход позволяет выявить взаимосвязь физиологических систем в процессе адаптации к физическим нагрузкам. Активность серотониновой и дофаминовой систем - основных нейромедиаторных систем человеческого организма, регулирующих поведение, зависит от ментальной регуляции интенсивности физической активности в процессе деятельности человека.

Возможность оптимизации психического контроля интенсивности физических нагрузок лежит в пространстве регуляции уровня синтеза серотонина при различной экспрессии контролирующих этот процесс генов[15].

Участие серотониновой и дофаминовой системы в процессах развития центрального утомления при выполнении физической работы, а также под воздействием психических нагрузок делает проблему изучения индивидуальных особенностей функционирования серотониновой и дофаминовой системы особенно актуальной не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Задачи исследования:

1. Оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы в тренировочных периодах на основе анализа показателей зрительно–моторных реакций: простая зрительно–моторная реакция, реакция различения, реакции выбора и помехоустойчивости.

2. Провести анализ влияния полиморфизмов генов 5НТТ, СОМТ, 5НТ2А, DRD2, DAT1 на возможность развития центрального утомления в динамике тренировочных нагрузок, и показать их взаимосвязь с характеристиками зрительно–моторных реакций.

3. Предложить рекомендации по коррекции тренировочного процесса в зависимости от выявленных изменений состояния вегетативной нервной системы, распространенности полиморфных локусов генов 5НТТ, СОМТ, 5НТ2А, DRD2, DAT1 у спортсменок-волейболисток.

 

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменок в волейболе.

Предмет исследования: показатели зрительно - моторных реакций, параметры психологических тестов у волейболисток, полиморфизмы генов серотониновой и дофаминовой системы.

Теоретическими и методологическими базами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований; анализ комбинаций генетических маркеров мышечной деятельности (И.И. Ахметов); генетические маркеры физической работоспособности (В.А. Рагозкин); физиология центральной нервной системы (В.Н. Смирнов); психофизиологические критерии перетренированности у спортсменов; управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов.

Научная новизна исследования заключается в расширении имеющихся представлений о реализации индивидуального генотипа в фенотипе человека, в применении нового подхода использования вариаций генов, экспрессирующихся в нервной системе для прогноза реакций спортсменок-волейболисток в ответ на напряженные физические и психические нагрузки, и создания наиболее оптимальной модели спортивной тренировки для каждой волейболистки разного игрового амплуа с учетом генетической предрасположенности и психофизиологического статуса.

Практическая значимость

Практическая актуальность темы заключается в возможности использования информации, полученной при изучении связи генетических вариаций с нейродинамическими реакциями на мышечную деятельность и психологическую составляющую. Разработка протоколов психофизиологической диагностики спортсменов в условиях интенсивной тренировочной деятельности с возможностью коррекции объемов и интенсивности нагрузок, построение индивидуальной, наиболее оптимальной, модели спортивной тренировки для каждой волейболистки разного игрового амплуа и ее внедрение в учебно-тренировочный процесс.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов поставленным задачам, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных методами математической статистики, практическим подтверждением основных положений исследования.

 

 

Реакция выбора

Вариант простой зрительно-моторной реакции. Отличие состоит в том, что испытуемому в случайном порядке предъявляется как основной сигнал, на который требуется реагировать нажатием кнопки на тубусе, так и сигнал помехи ("нейтральный стимул"), на который реагировать не следует. В базе данных фиксируется время реакции и ошибки действий (пропуск основного сигнала и ответ на помеху) [19,22].

Реакция различения.

Разновидность зрительно-моторной реакции. Отличие от простой ЗМР состоит в том, что испытуемому предъявляется два основных сигнала разного цвета и на один сигнал требуется реагировать нажатием одной кнопки, а на другой - нажатием второй кнопки[20,22].

Методика «Реакция различения» относится к разряду сложной зрительно-моторной реакции» (СЗМР): в отличие от простой реакции, реакция различения осуществляется на один определенный стимул из нескольких разнообразных стимулов. Поэтому процесс обработки сенсорной информации центральной нервной системой происходит не только по принципу наличия либо отсутствия сигнала, но и по принципу различения сигналов, отбора сигналов определенного цвета из общего их числа и формирования реакции на заданный вид сигнала[22,35].

Методика « Реакция различения » предназначена для измерения подвижности нервных процессов в центральной нервной системе (ЦНС). Поскольку результат по данной методике отражает общую подвижность нервных процессов, на которую оказывают влияние физиологические особенности зрительного анализатора и периферической нервной системы, то для диагностики подвижности нервных процессов в ЦНС рекомендуется проводить обследования по данной методике в сочетании с обследованиями по методике ПЗМР. Разность между средним временем реакции различения и средним временем ПЗМР отражает скорость протекания нервных и психических процессов в центральной нервной системе, а именно время переработки сигнала корковым отделом анализатора. Помимо расчета времени сенсомоторной реакции, используемый компьютерный комплекс выдает значения целого ряда показателей, смысл которых напрямую следует из названия: число ошибок опережения, число ошибок выбора цвета, коэффициент точности[17,33].

Помехоустойчивость

Вариант зрительно-моторной реакции. Отличие состоит в том, что предъявление сигнала происходит в условиях динамической помехи. Сигнал предъявляется не в тубусе, а на мониторе компьютера на фоне быстроменяющейся картинки. Помехой является как сама картинка, так и внешние световые раздражители (осветители в помещении, стены и т. п.). Сравнения показателей помехоустойчивости и простой ЗМР позволяет делать выводы о концентрации возбуждения в нервной системе[22,33].

 

Подготовительный период

Подготовительный период целесообразно делить на этапы, позволяющие точнее планировать подготовку в соответствии с намеченными задачами, Здесь закладываются основы будущих достижений и поэтому данный период должен быть, по возможности, более продолжительным. Тренировочная нагрузка на протяжении периода постепенно возрастает. Объем тренировочной нагрузки становится наибольшим к середине периода, затем снижается, но увеличивается интенсивность. Сроки и продолжительность периода и этапов зависят от задач подготовки, календаря соревнований.

Подготовительный период делится на три этапа: этап общей подготовки, специально-подготовительный и предсоревновательный этапы[1,23,36].

Этап общей подготовки. На этом этапе имеет место большой объем тренировочных нагрузок с общеразвивающей направленностью. Нагрузки по специальной и технико-тактической подготовке незначительны. Тренировка на этапе общей подготовки имеет исключительно важное значение, поскольку создает фундамент физической и функциональной готовности спортсменов, на котором базируется специальная подготовка. Частными задачами являются:

— разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья;
— дальнейшее развитие силы мышечных групп ног, туловища, плечевого пояса, скорости перемещений и быстроты выполнения разнообразных движений; воспитание ловкости и умения координировать движения; совершенствовать умения выполнять движения без излишних напряжений;
— повышение функциональных возможностей организма спортсменов: совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение уровня обменных процессов и на этой основе повышение уровня общей выносливости;
— стимулирование восстановительных процессов;
— улучшение психологической готовности;
— восстановление и совершенствование навыков в выполнении технических приемов;
— повышение уровня знаний в области теории и методики тренировки, гигиены, врачебного контроля и самоконтроля[4,12].

Добиться высокий работоспособности организма в целом — главная задача этапа общей подготовки волейболистов высокий квалификации.

Наибольший прирост результатов общей работоспособности организма волейболистов наблюдается при использовании в тренировочной работе на этапе общей подготовки микроциклов 6-1, 5-1, 4-1, 3-1[1,36].

Специальный этап подготовки. На этом этапе команды переходят к выполнению значительных по интенсивности и объему тренировочных нагрузок, направленных на усиление специальной физической и функциональной подготовленности волейболистов, улучшение техники игры, отработку тактических элементов, частных игровых вариантов, отбор состава команды. Психическая напряженность должна иметь волнообразный характер с нарастающей высотой волн.

На этом этапе обязательно участвовать в рядовых соревнованиях, чтобы поддерживать игровой тонус, накапливать игровой опыт, совершенствовать игровое мастерство.

Из-за прогрессирующих высоких тренировочных нагрузок у спортсменов возможно временное снижение спортивной формы. Это закономерное явление, т.к. организм спортсменов сразу не может адаптироваться к прогрессирующим высоким нагрузкам. По мере накопления энергетического потенциала под воздействием нагрузок и отдыха происходит повышение тренированности к концу 2-го или началу 3-го этапа подготовительного периода. При наблюдаемой временной утрате тренированности целесообразно на этом этапе подготовки использовать разгрузочный микроцикл, в котором значительно уменьшается (или совсем прекращается) специальная подготовка, что дает возможность восстановить деятельность ЦНС и психическую сферу спортсменов. С этой целью используются средства ОФП и активного отдыха. Фоном для разгрузочного микроцикла должны быть положительные эмоции волейболистов. Уменьшать число занятий нецелесообразно, лучше снизить нагрузку[4,36].

На этом этапе подготовки используются, как правило, микроциклы 5-1, 4-1, 3-1-2-1, 3-1, 2-1.

Предсоревновательный этап. Этот этап преследует главную цель — моделирование соревновательного режима. Частными задачами являются следующие:

1. Совершенствование групповых и командных тактических взаимодействий в защите и в нападении в игровых расстановках и с заменами,
2. Достижение оптимального уровня игровой подготовленности команды (игровая и соревновательная подготовка).
3. Развитие соревновательной выносливости и скоростно-силовых качеств.
4. Совершенствование техники игры.
5. Создание условий для активного отдыха.
6. Теоретическая подготовка по вопросам ведения игры. Все технико-тактические задания должны иметь игровой характер, с условием как можно дольше «держать» мяч в игре. Игровой и соревновательной подготовке отводится значительное время (около 50-60%)[4,36,41].

За 2-3 недели до соревнований тренировочную объем нагрузки рекомендуется снизить, сохраняя соревновательный режим интенсивности, а непосредственно перед соревнованием (за 2-4 дня) снизить и интенсивность, что обеспечивает волейболисту возможность полного восстановления организма и наилучшую эмоциональную готовность к играм.

Работа по развитию физических качеств направлена на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (объемы тренировочной нагрузки для каждого качества — небольшие). Как средство восстановления используются и упражнения, поддерживающие уровень общей выносливости, выполняемые с невысокой интенсивностью.

Выбор схемы микроциклов на этом этапе подготовки зависит от положения о соревнованиях. Как правило, система розыгрыша предусматривает не более трех игровых дней подряд независимо от количества команд, участвующих в туре. Поэтому наиболее целесообразны для подготовки микро циклы 3-1,3-1-2-1— или в начале этапа два-три микроцикла 4-1. Выбранные микроциклы должны моделировать соревновательный режим[10,36].

Соревновательный период

Соревновательный период длится от первой до последней игры основных календарных соревнований. В году, как известно, у волейболистов два соревновательных периода — зимний и летний. В отличие от подготовительного периода соревновательный не имеет единой внутренней структуры. Она зависит от числа состязаний, проводимых в периоде, и от принципов построения календаря игр.

Наиболее типичны следующие три варианта структуры соревновательного периода:

· Первый вариант — соревновательный период однороден, все недельные циклы схожи между собой. Для такой структуры характерно проведение одного соревнования в периоде с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними.

· Второй вариант — структура соревновательного периода неоднородна. Она состоит из собственно соревновательных этапов, интервалы между ними длятся несколько недель. Такой календарный план составлен по принципу туров: проводится несколько соревнований с интервалом в несколько недель.

· Третий вариант — структура соревновательного периода соединяет первый и второй варианты. Ее используют, когда проводят несколько соревнований в периоде, например, первые соревнования проводятся по принципу встреч с равномерным чередованием календарных игр и интервалов между ними, а вторые — по принципу туров[12,36,41].

Паузы между этапами соревнований составляют 10-20 дней, в которых на основе приобретенной тренированности в подготовительном периоде осуществляется целенаправленная подготовка к следующему этапу соревнований.

Основными задачами тренировок в паузах между соревнованиями являются:

— совершенствование технико-тактического мастерства, повышение уровня игровой подготовленности и психологической устойчивости;
— поддержание общей и специальной физической работоспособности на достигнутом уровне;
— создание условий для восстановления организма волейболистов;
— повышение уровня теоретических знаний[12,29,32].

Превалирующее место в тренировках занимают многократно выполненные основные упражнения в различных вариантах и игровая подготовка. Необходимо уделять внимание и специальным упражнениям, направленным на поддержание скоростно-силовых качеств и выносливости на соревновательном уровне. В небольшом объеме применяются средства, поддерживающие общую работоспособность организма спортсменов[1].

Очень важны в этом периоде данные экспресс-контроля состояния физической работоспособности и функционального состояния спортсменов, по которым можно корректировать индивидуальную нагрузку для повышения уровня специальной работоспособности (если наблюдается снижение этого уровня).

На протяжении всего соревновательного периода в промежутках между турами применяются микроциклы 4-1, 3-1, 3-1-2-1 (в комбинациях), или только микроциклы 4-1, или 3-1, или 3-1-2-1[1,36].

В начале любого выбранного микроцикла 1 -2 дня — разгрузочные, чтобы снять психическую напряженность соревновательных игр.

Переходный период

Этот период имеет очень важное значение. К концу соревновательного периода многомесячные интенсивные тренировки и соревнования, постоянная психическая напряженность вызывают определенную усталость организма спортсменов. Поэтому основной задачей переходного периода является снятие мышечной усталости и утомления центральной нервной системы.

Продолжительность переходного периода — 25-30 дней.

В практике волейбола целесообразно использовать два варианта деятельности спортсменов в переходном периоде: отдыхать пассивно и отдыхать активно.

Пассивный отдых предоставляется спортсмену с профилактической целью (для лечения травм, при явлениях истощения нервной системы и других отклонениях в состоянии здоровья) на основании медицинского обследования.

Научные исследования в спорте показывают, что для здоровых спортсменов длительный пассивный отдых — верный способ потерять приобретенное упорными тренировками и соревнованиями. Как правило, после такого «отдыха» спортсмен очень долго втягивается в привычный тренировочный режим. Кроме того, пассивный отдых вреден для здоровья, т.к. организм спортсмена после высоких психических и физических напряжений вдруг перестал получать какую-либо нагрузку и как результат бездеятельности — потеря аппетита, бессонница, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.п[1,27,36].

Активный отдых предусматривает переход от специализированных упражнений к новым видам мышечной деятельности. К ним можно отнести кроссы, езду на велосипеде, туристские походы, плавание, гимнастику на снарядах, спортивные игры и др. Направленность тренировочных занятий различная, но необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений на силу, на гибкость, на общую выносливость. Тренировочная нагрузка уменьшается более чем наполовину по сравнению с нагрузками в подготовительном и соревновательном периодах. Интенсивность выполнения упражнений — средняя или малая. Число тренировочных дней в неделю — 5-6. В этом периоде спортсменам важно не набрать лишний вес. Желательно раз в неделю посещение сауны с массажем.

Правильно организованный активный отдых дает спортсменам возможность прийти к началу подготовительного периода в хорошей физической форме.

 

Построение спортивной тренировки волейболисток 14-15 лет, с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса

Магистерская диссертация: страниц, рисунков, таблиц, источников, приложения.

Ключевые слова: волейболистки, тренировочный процесс, вегетативная нервная система, гены, зрительно-моторные реакции.

Цель исследования: предложить программу коррекции тренировочного процесса для каждой волейболистки разного игрового амплуа с учетом генетической предрасположенности и психологического статуса, на основаниимониторинга функционального состояния вегетативной нервной системы спортсменок, оценки влияния сочетания полиморфизмов генов серотониновой и дофаминовой систем.

Рабочая гипотеза: рекомендации в построении индивидуальной программы спортивной тренировки волейболисток разного игрового амплуа, на основе комплексного исследования генетической предрасположенности и психологического статуса позволит избежать раннего центрально утомления вегетативной нервной системы, а так-же повысить эффективность их соревновательно-тренировочной деятельности.

Методика исследований. В исследованиях использовался полноцветный зрительно–моторный анализатор комплекса «Психотест». Простая зрительно–моторная реакция (ПЗМР). Для максимально точной диагностики использовался средний показатель времени реакции на несколько десятков предъявлений стимула. Число ошибок свидетельствовало об устойчивости внимания обследуемого. Реакция выбора – сложная сенсомоторная реакции, отражающая процесс обработки сенсорной информации центральной нервной системой по принципу отбора сигналов определенного цвета и формирования реакции на заданный вид, оценивала подвижность нервных процессов в ЦНС. Показатель среднего значения времени сложной сенсомоторной реакции выбора отражает инертность или подвижность нервных процессов.

В генетическом исследовании в качестве проб биологического материала использовался буккальный эпителий, с целью определения предрасположенности к депрессии, устойчивости к психическим нагрузкам, раннему выявлению центрального утомления в условиях высоких физических и психических нагрузок, что должно подтвердить возможность применения данного анализа при коррекции тренировочного процесса.

А так-жеанализ и обобщение научно - методической литературы, наблюдение и математические методы обработки результатов.

Получение результатов и их новизна. Исследования заключалась в расширении имеющихся представлений о реализации индивидуального генотипа в фенотипе человека, в применении нового подхода использования вариаций генов, экспрессирующихся в нервной системе для прогноза реакций спортсмена (в волейболе) в ответ на напряженные физические и психические нагрузки. Оценка функционального состояния организма, условий эффективного взаимодействия в тренировочном и соревновательном периодах, выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов у спортсменов.

Степень использования.

Область применения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.082 с.)