Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и виды контроля. Основные условия функционирования контроля. Принципы контроляСтр 1 из 22Следующая ⇒
Содержание контроля и его место в системе управления. Предмет и задачи контроля Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения. Эффективно действующий контроль должен иметь нацеленность на результативность, быть своевременным и достаточно простым. Контроль — система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов. Общество не может нормально функционировать без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Основное назначение контроля состоит в: • упреждении незаконных и неэкономичных с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии принятия управленческого решения; • выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установлении их причин; • обобщении передового опыта хозяйственной деятельности. Контроль выступает как неотъемлемая часть процесса рационализации хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит предотвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, других негативных отклонений. В случае же их совершения контроль обязан обеспечить неотвратимость наказания соразмерно выявленному отклонению. Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (планирование, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности), не выступает как их вспомогательная функция, а взаимодействует с ними, оказывает активное влияние на эффективность их применения.
В практике хозяйствования используется также термин «мониторинг», под которым подразумевают регулярное и целенаправленное наблюдение за совершением хозяйственных процессов и финансовых операций. Понятия «контроль» и «мониторинг» нельзя считать равнозначными. Мониторинг охватывает только определенную часть функций контроля, реализация которых дает возможность зафиксировать реальное состояние контролируемого объекта на момент проверки. Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматриваемые с целью определения соблюдения законности, обеспечения достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это деятельность организаций в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим решениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внимание уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация. Задачами финансово-хозяйственного контроля являются: • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов выпуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию; • подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резервов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализацией этих предложений; • контрель за экономным и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотреблений в их расходовании;
• пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений; • контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.
Таблица 1 - Данные для факторного анализа объема валовой продукции
Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята фактическая численность рабочих вместо плановой. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим в том и другом случае плановая. Значит, за счет роста численности рабочих выпуск продукции увеличился на 80 млн руб. (480 — 400). Третий показатель валовой продукции отличается от второго тем, что при расчете его величины выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо планового. Количество же работников в обоих случаях фактическое. Отсюда за счет повышения производительности труда объем валовой продукции увеличился на 120 млн руб. (600 — 480). Таким образом, перевыполнение плана по объему валовой продукции явилось результатом влияния следующих факторов: а) увеличения численности рабочих+ 80 млн руб. б) повышения уровня производительности труда + 120 млн руб. Итого + 200 млн руб. Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя: DВПчр + DВПгв=DВПобщ. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах. Если требуется определить влияние четырех факторов, то в этом случае рассчитывается не один, а три условных показателя, т.е. количество условных величин результативного показателя на единицу меньше числа факторов. Схематически это можно представить следующим образом.
Проиллюстрируем это на четырехфакторной модели валовой продукции:
ВП = ЧР•Д•П•ЧВ. Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 4.1:
ВППЛ = ЧРПЛ •Дпл •Ппл •ЧВПЛ = 100•200 •8 •2,5 = 400 млн руб.; ВПУСЛ1 = ЧРФ •Дпл •Ппл •ЧВПЛ = 120 •200 •8 •2,5 = 480 млн руб.; ВПУСЛ2 = ЧРф •Дф •Ппл •ЧВПЛ = 120 •208,3 •8 •2,5 = 500 млн руб.; ВПУСЛ1 = ЧРФ •Дф •Пф •ЧВПЛ = 120 •208,3 •7,5 •2,5 = 468,75 млн руб.; ВПФ= ЧРф•Дф •Пф •ЧВФ= 120 •208,3•7,5 •3,2 = 600 млн руб. План по выпуску продукции в целом перевыполнен на 200 млн руб. (600 — 400), в том числе за счет изменения:
а) количества рабочих DВПчр= ВПусл1 - ВПпл = 480 - 400 = +80 млн руб.; б) количества отработанных дней одним рабочим за год DВПд= ВПусл2 - ВПусл, = 500 - 480 = +20 млн руб.; в) средней продолжительности рабочего дня DВПп= ВПусл3 - ВПусл2=468,75 - 500 = -31,25 млн руб.; г) среднечасовой выработки DВПчв = ВПф - ВПусл3 = 600 - 468,75 = +131,25 млн руб.; Всего +200 млн руб. Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. В приведенном примере объем производства продукции зависит от четырех факторов: количества рабочих, количества отработанных дней одним рабочим, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки. Количество рабочих по отношению к валовой продукции — фактор первого уровня, количество отработанных дней — второго уровня, продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка — факторы третьего уровня. Это и обусловило последовательность размещения факторов в модели и, соответственно, последовательность определения их влияния. Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать. Способ абсолютных разниц. В практике анализа хозяйственной деятельности используют также модифицированный прием цепных подстановок, получивший название способ абсолютных разниц. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного отклонения (разницы) значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валовой продукции выглядит следующим образом:
ВП=ЧР•Д•П•ЧВ.
ΔВПчр = ΔЧР •Дпл •Ппл •ЧВпл = (+20) •200 •8,0 •2,5 = +80 млн. руб.; ΔВПд = ЧРф•ΔД •Ппл •ЧВпл = 120 • (+8,33) •8,0 •2,5 = +20 млн. руб.; ΔВПп = ЧРф •Дф •ΔП•ЧВпл= 120 •208,33 • (-0,5) •2,5= -31, 25 млн. руб.; ΔВПчв = ЧРф •Дф •Пф• ΔЧВ = 120 •208,33 •7,5 • (+0,7) = +131, 25 млн. руб. Всего +200 млн. руб. Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.
Содержание контроля и его место в системе управления. Предмет и задачи контроля Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения. Эффективно действующий контроль должен иметь нацеленность на результативность, быть своевременным и достаточно простым. Контроль — система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов. Общество не может нормально функционировать без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Основное назначение контроля состоит в: • упреждении незаконных и неэкономичных с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии принятия управленческого решения; • выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установлении их причин; • обобщении передового опыта хозяйственной деятельности. Контроль выступает как неотъемлемая часть процесса рационализации хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит предотвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, других негативных отклонений. В случае же их совершения контроль обязан обеспечить неотвратимость наказания соразмерно выявленному отклонению. Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (планирование, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности), не выступает как их вспомогательная функция, а взаимодействует с ними, оказывает активное влияние на эффективность их применения. В практике хозяйствования используется также термин «мониторинг», под которым подразумевают регулярное и целенаправленное наблюдение за совершением хозяйственных процессов и финансовых операций. Понятия «контроль» и «мониторинг» нельзя считать равнозначными. Мониторинг охватывает только определенную часть функций контроля, реализация которых дает возможность зафиксировать реальное состояние контролируемого объекта на момент проверки.
Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматриваемые с целью определения соблюдения законности, обеспечения достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это деятельность организаций в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим решениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внимание уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация. Задачами финансово-хозяйственного контроля являются: • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов выпуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию; • подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резервов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализацией этих предложений; • контрель за экономным и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотреблений в их расходовании; • пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений; • контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.
Классификация и виды контроля. Основные условия функционирования контроля. Принципы контроля
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на: предварительный; текущий (оперативный); последующий. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется путем исследования распорядительных и других документов до совершения самих операций в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования средств, возникновения непроизводительных затрат. Текущий (оперативный) контроль представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-технической, технологической и бухгалтерской информации. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций за отчетные периоды путем исследования данных планирования (прогнозных данных), бухгалтерского учета и отчетности, оперативно-технической документации. В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают: -документальный контроль; -фактический контроль. Документальный контроль — контроль, который осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других видов документов, в которых нашли отражение операции и события, ставшие объектом исследования. Фактический контроль представляет собой изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками. В зависимости от охватываемой контролем сферы следует выделить три вида контроля: - административный; - технический; -финансово-хозяйственный. К административному контролю относятся административные комиссии, создаваемые на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, контроль со стороны административных органов государства. Техническим является контроль, осуществляемый специализированными службами организаций, их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными службами. Данный вид контроля направлен на углубленное изучение техники и технологии производства, внедрения передовых технологических решений и проектов в производство, обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования, изыскание возможностей увеличения производственной мощности технологического оборудования, выявление экономической эффективности чисто технических решений. Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми организациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль. Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъектов подразделяется на: внешний (государственный: ведомственный, вневедомственный; общественный; аудиторский); внутрихозяйственный. Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями. Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций. Вневедомственный контроль — контроль органов общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности. Каждый из этих органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля. Субъектами общественного контроля являются профсоюзные организации, ревизионные комиссии различных общественных объединений. Субъектами аудиторского контроля являются специалисты, имеющие право на осуществление аудиторской деятельности. Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции. Внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержденными положениями о функциональных отделах (структурных подразделениях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных ресурсов, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимы два предварительных условия: -наличие норм, нормативов, стандартов и других установленных законодательным путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые должен опираться контроль; -наличие организационной структуры субъекта хозяйствования, ставшего объектом контроля. Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления в соответствии с установленными идеальными моделями, корректируя поведение подконтрольного объекта. Сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является блокирование отклонений в деятельности объекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов. А это в свою очередь требует наличия организационной структуры субъекта хозяйствования. Каждое структурное подразделение, отдел организации должны функционировать в соответствии с Положением об отделе (службе), а специалисты этих служб — руководствоваться в своей деятельности должностными инструкциями, утвержденными руководителями организаций, в которых необходимо четко определять права, обязанности и ответственность соответствующего специалиста. Принцип контроля — это общепризнанное правило действия в контрольных ситуациях, он воплощает экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля, определяет требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления производством, обществом. Общие принципы контроля:1.объективность; 2.гибкость;3.экономичность; 4.всеобъемлемость; 5.внезапность;6.непрерывность; 7. действенность; 8.плановость; 9.научность; 10.гласность; 11.массовость.
Объективность — непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля. Гибкость — принцип, обеспечивающий возможность внесения изменений в планы выполнения контрольных процедур при возникновении оснований для таких корректировок в процессе осуществления контроля. Экономичность — осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольных процедур при минимальных затратах на их проведение. Всеобъемлемость — принцип, обеспечивающий распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций. Внезапность — принцип, обязывающий проводить контрольные мероприятия без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствования, ставшими объектами контроля. Непрерывность — принцип, означающий, что начало очередного проверяемого периода всегда совпадает с моментом окончания предыдущей проверки. Действенность — принцип, позволяющий осуществлять активное воздействие контроля на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков и других негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций. Плановость — принцип, обеспечивающий выполнение контрольных функций, осуществление этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий. Научность — принцип, позволяющий применять достижения науки и передового опыта в осуществлении контроля. Гласность — принцип, создающий условия для своевременного информирования заинтересованных должностных лиц и специалистов как объекта контроля, так и его субъекта о результатах проведенных контрольных действий. Массовость — принцип, обеспечивающий участие всех специалистов и других привлеченных лиц в осуществлении контроля на определенном уровне.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.056 с.) |