Условия для применения коэффициента корреляции Спирмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия для применения коэффициента корреляции Спирмена



1) Сравниваемые переменные должны быть получены в порядковой, интервальной шкалах или в шкале отношений.

2) Характер распределения коррелируемых величин не имеет значения.

3) Число варьирующих признаков должно быть одинаковым и находиться в пределах от 5 до 40.

4) В случае если есть много повторяющихся рангов, то необ­ходимо вносить поправку на одинаковые ранги.

Алгоритм подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs

1. Определить два признака или две иерархии А и B.

2. Проверить, выполняются ли ограничения, и сформулировать гипотезы.

3. Проранжировать значения переменной А, начисляя ранг 1 наимень­шему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номе­ров испытуемыхили признаков.

4. Проранжировать значения переменной В и занести ранги во второй столбец таблицы.

5. Подсчитать разности d между рангами А и B по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.

6. Вычислить d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.

7. Вычислить S d2.

8. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:

(9.1)

(9.2)

где a1, a2, … объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А,

b1, b2, … – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду B.

9. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции r по формуле:

а) при отсутствии одинаковых рангов:

; (9.3)

б) при наличии одинаковых рангов:

. (9.4)

10. Определить по таблице критические значения rs для данного n. Для процесса принятия решения вычертить «ось значимости». Если r превышает критическое значение или по крайней мере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.

Задача 9.1

Психолог выясняет, как связаны между собой индивидуальные показатели готовности к школе, полученные до начала обучения в школе, у 11 первоклассников по 100-бальной шкале и их средняя успеваемость в конце учебного года по 5-бальной шкале.

Решение

Для решения задачи были проранжированы показатели готовности к школе и средняя успеваемость первоклассников. Данные и результаты решения занесены в таблицу 9.2.

Гипотезы к задаче

Н0: Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года статистически значимо отличается от нуля.

 

Таблица 9.2

 

Испытуемый Показатели готовности к школе Средняя успеваемость в конце учебного года d d2
Значения Ранг Значения Ранг
      4,3      
      4,7   -2  
      4,75   -2  
      4,35   -2  
      4,5      
      4,68      
          -2  
      3,5      
      4,9   -2  
      4,6      
      4,8      
Суммы     50,08      

 

Значение эмпирического критерия находим по формуле (9.3):

.

Определим критические значения rs при n = 11 по таблице 2 Приложения 1:

.

Подчеркнем, что в таблице критических значений все величины коэффициентов корреляции даны по абсолютной величине. Знак коэффициента учитывается только при его интерпретации.

«Ось значимости»

Ответ

rs эмп =0,76, нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернативная гипотеза (a =0,01). Корреляция между показателем готовности к школе и средней успеваемостью в конце учебного года отличается от нуля. Можно утверждать, что показатели школьной готовности и итоговые оценки первоклассников связаны положительной корреляционной зависимостью – чем выше показатель школьной готовности, тем лучше учится первоклассник.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.)