Управление производительностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление производительностью



Задачи этой группы связаны со сбором статистики, мониторингом, оптимизацией, метриками измерения производительности системы. Главное для администратора системы — понять, по каким именно метрикам (параметрам или критериям) следует рассчитать производительность системы. Ими могут быть время реакции системы, пропускная способность реального или виртуального канала связи между двумя объектами ИС, интенсивность трафика в отдельных сегментах и каналах сети, вероятность искажения данных при их передаче через сеть, а также коэффициент готовности сети или ее опре- теленной транспортной службы. Функции анализа производительности и надежности сети нужны как для оперативного управления сетью, так и для планирования развития сети.

Результаты анализа производительности и надежности по- шоляют контролировать соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), заключаемое между пользователем сети и ее администраторами (или компанией, продающей услуги). Обычно в SLA оговариваются такие параметры надежности, как коэффициент готовности службы в течение года и месяца, максимальное время устранения отказа, а шкже параметры производительности, например: средняя и максимальная пропускная способность при соединении двух точек подключения пользовательского оборудования, время реакции сети (если информационная служба, для которой определяется время реакции, поддерживается внутри сети), максимальная задержка пакетов при передаче через сеть (если сеть используется только как транзитный транспорт). Для анализа производительности системы администратору системы требуются дополнительные аппаратно-программные и диагностические средства для всех компонент обеспечивающей подсистемы, которые должны входить в ИС как ее неотъемлемая часть.

Управление безопасностью

Задачи этой группы составляют контроль доступа к ресурсам сети (данным и оборудованию) и сохранение целостности данных при их хранении и передаче через сеть. Базовыми элементами управления безопасностью являются процедуры авторизации, аутентификации, а также аудита пользователей (средства ААА или ЗА). Функции этой группы не только включаются в системы управления сетями, но и всегда реализованы в составе операционных систем, СУБД и системных приложений.

Они существуют и в виде специальных продуктов (например, системы аутентификации и авторизации Kerberos, различных защитных экранов, систем шифрования данных). Службы контроля безопасности администратора системы должны продумывать политику безопасности системы и согласованное использование данных средств во всех ее подсистемах.

На сегодняшний день модель FCAPS — это основная модель администрирования не только сетевых систем, но и любых ИС как систем передачи данных. Она наиболее распространена и после ее создания ISO была включена ITU в модель TMN.

Модель управления ITIL

Модель управления ITIL (IT Infrastructure Library) была создана специальным агентством OGC (Office of Government Commerce) при правительстве Великобритании как стандартный набор функций для осуществления управления ИТ-сервисов компа- ний. Описан этот набор функций в библиотеке рекомендаций, включающей в себя в разных вариантах от 40 до 60 книг [48].

В библиотеке содержатся рекомендации по тому, что надо делать для осуществления ИТ-услуг, но не то, как это надо делать. Последнее должно осуществляться сотрудниками ИТ- служб согласно выработанным в компании правилам, опыту сотрудников, их квалификации и техническим стандартам. Все управление выполняется не на базе управления подсистемами ИС, а на базе управления процессами ИТ-сервисов. Весь процесс сопровождения рассматривается, как структура для планирования, контроля, слежения за активностью ИТ-ресурсов предприятия. Он разделен на группы процессов стратегического уровня (например, организация ИТ-служб), тактического уровня (например, планирование и контроль ИТ-услуг) и оперативного уровня (например, поддержка ИТ- услуг). Перечислим 10 базовых процессов управления, которые обеспечивают поддержку и предоставление ИТ-сервисов ITSM (IT Service Management), а именно управление:

• инцидентами;

• проблемами;

• конфигурациями;

• изменениями;

• релизами;

• уровнем услуг;

• мощностью;

• доступностью;

• непрерывностью;

• безопасностью.

Отдельно описаны вопросы финансового управления, функции Service (Help) Desk. При этом пользователь ИС- компании стал рассматриваться как заказчик ИТ-услуг.

Основные книги библиотеки рекомендаций посвящены:

• поддержке услуг (Service support);

• предоставлению услуг (Service delivery);

• планированию внедрения управлением услугами (Planning to implement service management);

• управлению приложениями (Application management);

• управлению инфраструктурой инфокоммуникационных технологий (ICT Infrastructure management);

• управлению безопасностью (Security management);

• управлению конфигурацией программного обеспечения (Software Asset management);

• управлению развитием (The business perspective).

С моделью и рекомендациями ITIL по поддержке и предоставлению ИТ-услуг очень тесно связан стандарт ISO 20000. Он описывает интегрированное множество всех процессов управления ИТ-услугами, определенными ITIL, и дает информацию и подробную спецификацию на то, как предприя- гию организовать ИТ-сервисы, чтобы получить международный сертификат, подтверждающий их соответствие стандарту в аккредитованной внешней организации.

Первая библиотека рекомендаций ITIL появилась в 1980-х гг., а в 2007 г. вышла версия ITILv3. Популярность ITIL во многом обусловлена тем, что эта модел ь воспри нимается ИТ- сообществом как концентрированное выражение передового международного опыта по управлению ИТ-инфраструктурой и информационными системами и идеологией построения ИТ-процессов, которые в конечном счете приведут к созданию сервисной модели работы всех ИТ-служб предприятия, включая службы администратора системы. Следует отметить, что все эти процессы нацелены не просто на обеспечение бесперебойной работы компонент ИТ-инфраструктуры, а в большей степени на выполнение требований пользователя и заказчика. В конечном счете, все процессы ITIL работают на повышение конкурентоспособности ИТ-подразделения компаний, так как они вынуждены конкурировать с аутсорсинговыми компаниями. Использованный в библиотеке подход полностью соответствует и стандартам серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000).

 

Модель управления ITU TMN

 

Концепция TMN (Telecommunication Management Network) основана на базовых принципах управления открытыми системами. Общие положения концепции TMN определены в Рекомендациях ITU-T М.3010. Архитектура и принципы построения TMN обеспечивают реализацию задач по управлению, оперативному контролю и эксплуатации разнородного телекоммуникационного оборудования и систем электросвязи, которые изготовлены различными фирмами-производителями (рис. 2.4). TMN предназначена для управления услугами сетей связи, для эксплуатации и технического обслуживания оборудования, для оперативно-технического контроля и администрирования сетевых устройств с целью обеспечить нормативное качество оказания услуг связи [12].

 

 

Объектами управления TMN являются телекоммуникационные ресурсы. Телекоммуникационные ресурсы управления физически представляют собой реальное оборудование связи — стойки, функциональные блоки, модули, на определенные свойства которых можно осуществлять целенаправленное управляющее воздействие.

TMN описывает для оператора связи услуги по управлению сетями электросвязи. Услуги управления определяются как компоненты, предлагаемые TMN для удовлетворения потребностей оператора в сетевом управлении. Каждая из этих компонент, например, генерация сообщения о неисправности является функцией управления. Обмен информацией предусматривает прежде всего выдачу команд управления, получение подтверждения, выполнение команд и передачу в систему управления результатов выполнения команд.

Обмен командами управления и иной информацией между I'MN и оборудованием связи осуществляется через опорные точки, которые реализуются в виде стандартизованных или не стандартизованных интерфейсов TMN. Для передачи сигналов и команд управления TMN соединяется с оборудованием систем и средств электросвязи при помощи сети передачи данных (Data Communication Network — DCN), которая реализует транспортные уровни TMN согласно модели OSI.

Функции прикладного уровня TMN реализуются с помощью одной или нескольких операционных систем (Operations Systems).

Операционные системы выполняют следующие задачи:

• обеспечивают обработку данных (поступающих от управляемой сети электросвязи) в целях мониторинга и контроля функционирования телекоммуникационного оборудования, а также для обеспечения работы собственно TMN;

• поддерживают информационную модель сети электросвязи, которая представляет собой описание физических объектов электросвязи с использованием принятой информационной технологии и специальных программных средств, например СУБД;

• обеспечивают работу прикладных программных средств управления (приложение управления), которые реализуют большинство услуг и функций управления системами.

Функции управления могут выполняться непосредственно администратором системы или частично в автоматическом режиме. Кроме того, ОС обеспечивает поддержку терминалов пользователя и форматирование данных.

Некоторые функции управления могут выполняться несколькими операционными системами. В этом случае DCN используется для обмена информацией между различными управляющими системами, а также для соединения между рабочими станциями и операционными системами, что позволяет операторам и администраторам получать и интерпретировать информацию управления.

Рабочие станции имеют графические интерфейсы согласно рекомендации ITU-T Z.300. Детальное определение такого интерфейса находится вне рамок рекомендаций ITU-T по TMN. Рабочая станция поддерживает язык общения человек- машина и обладает возможностями обработки данных, средствами ручного и автоматического ввода-вывода информации. Вместо рабочей станции может использоваться терминал управления.

Кроме того, на основе DCN данная TMN может взаимодействовать с другими аналогичными TMN. Это взаимодействие, по сути, является взаимодействием различных операционных систем.

Минимальные возможности TMN обеспечивают единичное соединение между управляющей системой, рабочей станцией и отдельным устройством электросвязи. В максимальной конфигурации TMN представляет собой технически сложную сеть, которая объединяет в единый комплекс управления значительное число различных систем и средств электросвязи, используя при этом несколько типов управляющих систем, с учетом территориальной удаленности объектов управления друг от друга. При этом в TMN учитывается, что сеть электросвязи состоит из многих типов аналогового и цифрового оборудования, которое, в частности, включает в себя:

• системы передачи SDH и PDH (Plesiochronous Digital Hierarchy — Плезиохронная цифровая иерархия);

• электронные АТС (автоматическая телефонная станция);

• сигнальные пункты системы общеканальной сигнализации ОКС № 7;

• оборудование для оказания телематических услуг;

• серверы доступа в Интернет;

• маршрутизаторы и коммутаторы сетей передачи данных.

По стандартам TMN такое оборудование обычно называется элементом сети или сетевым элементом (Network Element — NE).

При необходимости описания элемента сети в TMN можно детализировать оборудование до уровня отдельной стойки, функционального блока, модуля. Элементы сети предоставляют клиентам и абонентам услуги электросвязи благодаря использованию телекоммуникационных технологий, а также поддерживают обмен с OS. При этом элемент сети может быть централизованным или распределенным, в том числе географически. В последнем случае имеется в виду, например, АТС и ее выносы, территориально протяженная система передачи и т.п.

С учетом характеристик управления открытыми системами TMN функционально должна обеспечивать:

• обмен информацией управления между сетями электросвязи и сетью TMN;

• преобразование информации управления для различных систем связи в единый формат в целях обеспечения совместимости и согласованности данных в TMN;

• перенос информации управления между различными компонентами в TMN;

• анализ и соответствующую реакцию на информацию управления;

• преобразование информации управления в форму, которая понятна пользователю системы управления — оператору или администратору; в результате повышается качество услуг управления и обеспечивается дружественное взаимодействие с пользователями посредством общепринятых стандартов графического отображения информации;

• защищенный доступ к информации по управлению для пользователей TMN;

• контроль крупных и сложных объектов управления.

С точки зрения оператора связи можно сформулировать следующие цели, которые должны быть достигнуты при внедрении TMN:

• минимальное время реакции системы управления на существенные сетевые события;

• минимизация нагрузки, создаваемой системой управления; это особенно важно в случае, когда для передачи информации управления используются ресурсы сети

электросвязи общего пользования, а не выделенные каналы связи;

• реализация процедур для изоляции мест повреждения (неисправностей) в реальном времени, возможность дистанционного вызова и запуска процедур восстановления повреждений;

• учет различных схем организации сетей связи при реализации функций управления.

С учетом сложности и многообразия задач, решаемых TMN, существуют несколько способов описания ее свойств. Каждый способ описания соответствует ряду свойств сети. В терминах TMN в этом случае говорится об архитектуре сети. Здесь под архитектурой- понимается совокупное обозначение состава и структуры TMN, взаимное расположение и способы взаимодействия компонентов TMN между собой и с внешней средой. Рекомендации ITU-T М.3010 определяют общие понятия концепции управления TMN и представляют несколько видов архитектуры управления с позиции различных уровней ее описания:

• функциональная архитектура TMN, которая описывает ряд функций управления;

• физическая архитектура TMN, которая определяет, как и какими средствами функции управления могут быть реализованы на вычислительном или ином оборудовании;

• информационная архитектура TMN, которая описывает понятия TMN на основе стандартов управления OSI в рамках объектно-ориентированного подхода;

• логическая многоуровневая архитектура TMN (Logical Layered Architecture, LLA), которая показывает, как управление сетью может быть структурировано в соответствии с различными потребностями администрации связи.

В рамках концепции TMN существует иерархия «обязанностей», связанных с управлением теми или иными объектами. Эта иерархия может быть описана с помощью термина «уровень управления». Соответственно архитектура, которая описывается с помощью уровней, называется логической многоуровневой архитектурой (LLA) TMN.

Появление LLA обусловлено тем, что задачи сетевого управления достаточно сложны и многоплановы. Для упрощения управления и разграничения полномочий между различными участниками процесса управления функциональные возможности TMN вместе с необходимой информацией могут быть разбиты на ряд логических уровней. Принцип такого иерархического разбиения показан на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Декомпозиция функциональности управления (SAP — точка доступа к услуге)

 

Уровень 2 на границе между уровнями / и 2 (рис. 2.5) предоставляет услуги по управлению уровню 1. Предоставление услуг реализовано с помощью передачи на вышестоящий уровень 7 информации управления, которая формируется с помощью программы-агента уровня 2. Управление, которое осуществляется на уровне 7, не требует детальной и подробной информации о состоянии уровня 2; программа-агент на уровне 2 будет формировать только ту информацию управления, которая необходима для принятия решений на уровне 7 по принципу «знать только то, что нужно для работы».

Принцип иерархического представления может применяться рекурсивным способом — предоставление информации управления уровнем 3 может быть обеспечено для уровня 2 с помощью программы-агента уровня 3.

Принципиально важно отметить, что по аналогии с моделью OSI уровень 7 не может напрямую управлять уровнем 3, для этого уровень 7 получает услуги управления от уровня 2, а уровень 2, в свою очередь, получает услуги управления от уровня 3. То есть уровень 7 управляет уровнем 3 через уровень 2.

 

 

Функциональные возможности сети TMN определяются пятью уровнями управления (рис. 2.6):

 

 

 

-уровень управления бизнесом (Business Management Layer — BML);

-уровень управления услугами (Service Management Layer —SML);

-уровень управления сетью (Network Management Layer — NML);

-уровень управления элементом (Element Management Layer — EML);

-уровень элемента сети (Network Element Layer — NEL).

Реализации TMN могут включать в себя бизнес-функции (Business Operation System Function B-OSF), которые имеют | отношение ко всем управляемым сетям/системам связи и осуществляют общую координацию делового управления оператора связи. Сервисные функции (S-OSF) на уровне управления! услугами имеют отношение к услугам связи, предоставляемым с помощью технических средств одной или несколькими сетя- j ми электросвязи, и обеспечивают интерфейс с абонентом или клиентом.

Сетевые функции (N-OSF) реализуют функции управления 1 приложениями TMN, которые ориентированы на управление сетями связи. При этом N-OSF взаимодействуют с функциями элементов сети (E-OSF). В свою очередь, E-OSF обеспечивают управление отдельными сетевыми элементами. В итоге N-OSF и E-OSF обеспечивают управление сетью электросвязи па уровне телекоммуникационного оборудования и предоставляют сетевую информацию по запросам сервисных S-OSF. Функции элемента сети (Network Element Function — NEF) входят в состав уровня EML и управляются с его стороны или со стороны уровня сетевого управления. В рамках LLA предполагается, что программы-менеджеры OSF любого уровня могут управлять OSF-агентами, находящимися на том же уровне либо на нижерасположенном уровне. Это управление как в пределах данной TMN, так и между разными TMN осуществляется через опорные точки q или х соответственно. Управление агентами NEF происходит с помощью E-OSF либо OSF других уровней.

Уровень элемента сети — это собственно телекоммуникационное оборудование с функционирующей программой- агентом для сбора информации и обработки управляющих воздействий, поступающих от уровня управления элементом.

Уровень управления элементом сети. Отдельные элементы сети управляются с помощью Е-OSF на данном уровне. Па этом уровне осуществляется взаимодействие со специфическими функциями данного оборудования, реализация которых зависит от поставщика оборудования. В результате специфические функции оборудования скрываются уровнем управления сетевым элементом от других уровней модели TMN.

В качестве примера можно привести следующие функции, выполняемые на уровне управления элементом сети:

• обнаружение ошибок и неисправностей телекоммуникационного оборудования и систем связи;

• измерение потребляемой мощности;

• измерение температуры оборудования;

• измерение задействованных ресурсов оборудования связи, например загрузки центрального процессорного элемента, наличия свободного места в буфере передачи/прие- ма, длины очереди и т.п.;

• регистрация статистических данных;

• модификация программного обеспечения.

Следует отметить, что OSF на уровне управления элементом и NEF могут выполняться в виде единого или различных программно-аппаратных модулей.

Уровень управления сетью осуществляет функции управления, касающиеся взаимодействия между многими видами телекоммуникационного оборудования. Fla уровне управления сетью внутренняя структура элемента сети «невидима». Это означает, к примеру, что состояние буфера устройства приема/передачи, температура оборудования и т.п. не могут напрямую контролироваться и управляться этим уровнем.

Примеры функций, выполняемых на уровне управления сетью:

• создание полного представления о сети (информационная модель сети);

• создание обходных путей установления соединения в целях поддержки QoS для конечных пользователей;

• модификация и обновление таблиц маршрутизации;

• мониторинг загрузки линий и каналов связи;

• оптимизация возможностей сети для повышения эффективности использования средств и систем связи;

• обнаружение неисправностей и ошибок программного обеспечения.

OSF на уровне управления сетью используют информацию управления, которая не зависит от производителей систем. Эта информация предоставляется OSF на уровне управления элементом сети. OSF на уровне управления сетью функционирует в виде программы-менеджера, а на уровне управления элементом сети — в виде программы-агента.

Уровень управления услугами (сервисами) затрагивает вопросы управления, которые непосредственно касаются пользователей услуг связи. Это могут быть клиенты оператора, абоненты сетей связи, а также администрации операторов связи или провайдеров услуг. Управление услугами осуществляется на основе информации, которая предоставляется уровнем управления сетью. При этом уровень управления услугами не видит детальную внутреннюю структуру сети. Маршрутизаторы, АТС, системы передачи не могут непосредственно управляться с уровня управления услугами.

Примеры функций управления, которые выполняются на уровне управления услугами:

• контроль качества услуг связи (задержки, потери и т.д.);

• учет объема использования услуг связи;

• добавление и удаление пользователей;

• назначение сетевых адресов и номеров телефонных аппаратов;

• сопровождение группы адресов или номеров, например, присоединенного оператора.

Формулировка и использование понятия «управление услугами» является одним из наиболее ценных вкладов концепции I'MN в разработку системы управления услугами и сетями связи. Управление услугами может использоваться во многих случаях.

Уровень управления бизнесом отвечает за управление предприятием в целом. Этот уровень следует рассматривать в широком контексте, при этом управление связью — это только часть управления бизнесом. Управление бизнесом можно рассматривать скорее как целевую установку, нежели как достижение цели. По этой причине управление бизнесом более связано со стратегией управления сетями электросвязи в экономическом аспекте, нежели с оперативным управлением сетью.

На основании логической многоуровневой архитектуры TMN можно осуществлять логическое разбиение систем управления, которые являются физической реализацией системы управления на принципах TMN. Системы управления представляют собой распределенную или централизованную вычислительную систему, которая состоит из серверных ЭВМ, рабочих станций и персональных компьютеров, связанных между собой с помощью сетевого оборудования DCN. На серверах и компьютерах установлено разнообразное программное обеспечение: сетевые операционные системы, программное обеспечение удаленного доступа, СУБД, операционные системы рабочих станций, приложения управления электросвязью и средства администрирования этими приложениями.

Приложения управления могут осуществлять аналитическую обработку данных и взаимодействовать со службами администратора системы. Например, АС может вывести на экран графики ежедневной нагрузки, сведения об отказах оборудования, проанализировать качество предоставления услуг связи и т.п. Кроме того, приложения управления осуществляют сбор, обработку данных от оборудования и систем электросвязи, генерируют и передают управляющие воздействия на элемент сети.

 

Модель управления еТОМ

Расширенная карта процессов деятельности телекоммуникационной компании еТОМ (enhanced Telecom Operations Map) является частью программы международного консорциума TeleManagement Forum (TMF) NGOSS (Next Generation Operation Systems and Software) и представляет собой эталонную архитектуру для классификации и систематизации бизнес-процессов компании связи, позволяющую интегрировать различные системы управления и поддержки предоставления услуг [12, 24]. Международная некоммерческая организация TeleManagement Forum (TMF) объединяет на сегодня более пятисот крупных компаний-операторов связи, производителей телекоммуникационного оборудования, консалтинговых компаний и других участников рынка связи. В рамках деятельности TMF была разработана эталонная архитектура бизнес-процессов компании связи — расширенная карта бизнес-процессов телекоммуникационной компании еТОМ, а также концепция системы операционной поддержки следующего поколения NGOSS.

Карта еТОМ описывает все бизнес-процессы, которые могут иметь место в работе предприятия телекоммуникационной отрасли (включая администрирование ИС компании связи), и анализирует их с разной степенью детализации в зависимости от важности процесса для бизнеса. Для разработчиков программного обеспечения архитектура еТОМ определяет исходя из нужд потребителя границы компонентов информационных систем и дает представление о наборе функций, которые должен поддерживать продукт, и их входных и выходных данных.

Карта еТОМ полностью отражает все аспекты деятельности предприятия связи, однако сделана максимально общей, что обеспечивает ее независимость от организационной структуры компании, используемых технологий и предоставляемых услуг. Карта может применяться в качестве инструмента как для анализа существующих, так и для разработки новых бизнес-процессов, существенно ускоряя их внедрение. Ее применение позволяет выявить бизнес-процессы, выполняющие одинаковые функции, и устранять такое дублирование, определять недостающие бизнес-процессы, оценивать стоимостные показатели и эффективность отдельных бизнес процес-

сов. При разработке еТОМ большое внимание было уделено другим отраслевым стандартам, в частности IT1L, что упрощает разработку и внедрение систем управления.

Адекватно модели еТОМ разрабатываются системы поддержки бизнеса и операций предприятия связи — системы BSS (Business Service Support) и OSS (Operation Service Support).

В рамках жизненного цикла TMF NGOSS представлены че- i ыре аспекта деятельности.

Бизнес-ракурс (Business View) наиболее наглядно представляет бизнес-процессы, потоки работ и соответствующие требования к информации.

Системный ракурс (System View) отражает «моделирование системного решения». В этом ракурсе информационная модель расширяется путем добавления дополнительных деталей,

таких как операционные бизнес-сущности. Здесь описывается взаимосвязь между бизнес-процессами, сценариями их использования, контрактами и информационной моделью.

Ракурс внедрения (Implementation View) добавляет к системному ракурсу параметры автоматизации. Здесь определяются пользовательские интерфейсы и логика поддержки бизнес- процессов.

Ракурс развертывания (Deployment View) обеспечивает необходимые аппаратные и программные средства для поддержки приложения. Этот ракурс представляет техническую инфраструктуру, которая может справиться с быстро изменяющимися приложениями и совокупностью пользователей.

Каждый ракурс может влиять на другие ракурсы, однако их можно моделировать и анализировать независимо друг от друга. Основой для всех четырех ракурсов являются четыре составляющие:

• карта бизнес-процессов еТОМ;

• унифицированная модель данных/информации Shared Information and Data Model (SID);

• структура интеграции систем, которая описывает интерфейс между компонентами NGOSS, механизмы коммуникации, управления стратегией и процессами;

• структура приложений ТОМ (Telecom Operations Map — карта телекоммуникационных приложений, обеспечивающая представление структуры программных приложений).

Архитектура еТОМ является базой для анализа и проектирования бизнес-процессов в отрасли связи и ориентиром при проектировании и разработке решений OSS/BSS.

Преимущества использования еТОМ в компании согласно рекомендации М.3050 Международного союза электросвязи заключается в том, что карта еТОМ:

• предлагает стандартные структуру, терминологию и систематику для описания бизнес-процессов телекоммуникационной компании и их элементов;

• позволяет применить единый стандарт разработки бизнес-процессов во всех подразделениях компании;

• является основой для понимания и управления набором разнообразных приложений и информационных систем с точки зрения требований бизнес-процессов;

• обеспечивает системное и высококачественное описание целевых сквозных бизнес-процессов с возможностью оптимизации их стоимости и производительности, а также использования существующих процессов и систем;

• в результате широкого применения на различных предприятиях отрасли упрощает внедрение готового типового ПО, что дешевле внедрения специального ПО для конкретного предприятия.

В 2004 г. Международный союз электросвязи (ITU-T) выпустил на базе версии 4.0 спецификации еТОМ рекомендации серии М.3050, в которых карта еТОМ де-юре становится эталонной архитектурой для бизнес-процессов компаний отрасли связи. А в 2007 году была выпущена последняя версия спецификации еТОМ — GB921 v.7.0, являющаяся частью релиза NGOSS и основанная на принятой МСЭ-Т версии 4.0.

В центральном документе спецификаций eTOM TMF GB921 представлен обзор архитектуры eTOM, причем рассмотрены аспекты, как внутренних бизнес-процессов компании связи, так и ее взаимодействия с другими участниками рынка; описаны основные структурные элементы карты и подход к ее построению.

В приложении GB921D приведена декомпозиция бизнес-процессов поставщика инфокоммуникационных услуг на нескольких уровнях детализации, начиная с самого верхнего концептуального уровня и заканчивая уровнем, достаточным для непосредственного применения бизнес-процессов на практике в отрасли связи.

В приложении GB921F разобран ряд сквозных бизнес- процессов, отражающих взаимосвязь и последовательность выполнения процессов-элементов, показан подход к применению еТОМ для описания сквозных бизнес-процессов.

Приложение GB921B содержит информацию об особенностях применения средств электронного бизнеса в компаниях связи и о роли архитектуры еТОМ в этом процессе. Документ описывает взаимодействие «бизнес-бизнес» в терминах еТОМ. С данным приложением непосредственно связано практическое руководство GB921C, в котором рассматривается карта бизнес—операций (Business Operations Map, BOM), описывающая бизнес-процессы, которые затрагивает взаимодействие бизнес—бизнес.

В помощь тем, кто впервые сталкивается с архитектурой еТОМ, разработано приложение GB921P, включающее в себя базовую информацию о карте и написанное простым и понятным языком. Практическое руководство GB921U посвящено практическим аспектам применения еТОМ в компании и содержит ряд полезных указаний по внедрению карты.

В практическом руководстве GB921V (в более ранних релизах — GB912L) рассматриваются вопросы использования архитектуры еТОМ для моделирования процессов библиотеки ITIL и взаимосвязь двух моделей. Наконец, в практическом руководстве GB921T рассмотрены взаимосвязь и взаимное отображение бизнес-процессов еТОМ и функций управления модели TMN, описанной в рекомендации М.3400 МСЭ-Т.

Помимо «бумажных» стандартов, TMF выпустил интерактивную модель еТОМ по спецификации GB921 (Casewise Corporate Modeler). Модель позволяет получить визуальное представление о структуре и процессах компании связи в простом и наглядном виде.

Кроме того, TMF разрабатывает руководства по внедрению еТОМ и проводит специализированные тренинги по всему миру. При этом большое внимание уделяется взаимосвязи с другими проектами TMF в рамках работы над NGOSS, а также разработками других организаций (ITIL, ITU-T и др.).

Архитектуру бизнес-процессов еТОМ используют в своей работе ведущие мировые операторы и поставщики услуг связи. Приведем несколько примеров. На карту еТОМ ориентировались при разработке глобальной корпоративной ИТ- архитектуры в компании Vadofone. В British Telecom еТОМ используется в качестве отправной точки при определении границ функциональности существующих и планируемых информационных систем и их компонентов, а также служит независимой эталонной моделью и лексиконом для описания бизнес-процессов.

В рекомендациях TMF стандартизированы процессы, выполняемые на уровнях 0—3. Поэтому компании, применяющие карту, производят декомпозицию до 4-го и 5-го уровней, л иногда и до 6-го уровня, опираясь на собственные бизнес- процессы и практический опыт.

Модель RPC

Для того чтобы дальше рассматривать вопросы поддержки п управления ИС службами, администратору системы необходимо остановиться еще на одной модели — модели работы любого приложения в сети. Международная организация по стандартизации в модели OSI определила на прикладном уровне функции работы отдельных приложений и отразила эти функции в протоколах OSI прикладного уровня. Практически во всех операционных системах (ОС) эти функции реализованы на уровне ядра ОС пли СУБД и определено, что выполняется специальной ОС (операционной системой сервера), а что операционной системой рабочей станции. В ОС по определенным правилам работают приложения: передачи сообщений (MHS), организации директорий (DS), файловой системы (FTAM), удаленного терминала (VT), управления (SNMP). Эти функции выполняются ядром (core) OS и ядром СУБД. Для рабочих станций в любой 0S стандартизируется работа оболочки (Shell) и эмулятора NETBIOS (IBM — программа для взаимодействия компьютеров между собой). Заметим, что ядро ОС и ядро СУБД должны работать в любой телекоммуникационной среде. Компания SUN предложила свою модель реализации протоколов трех верхних уровней модели OSI.. Она напевается SUN ONC (Open Network Computing). Данная модель реализована SUN Microsystems в ОС UNIX. Это протоколы NFS, XDR (ASN.1) и RPC. Создатели Интернет описали этиmпротоколы в отдельных RFC и фактически провозгласили стандарт на файловую систему, обращение между приложениями и описание данных в машинно-независимом формате [52, 53]. NFS (Network File System) — протокол организации и доступа к файловой системе в удаленном варианте. Этот доступ стандартизирован для всех OS и приложений при помощи специальных библиотек — процедур RPC. RPC (Remote Procedure Call Protocol) — это совокупность библиотек, которые позволяют вызывать С-процедуры для общения между узлами сети. Библиотеки входят в состав OS или СУБД. Локальное приложение всегда обращается к оболочке (shell, redirector) на рабочей станции. Этот программный продукт определяет, требует ли этот запрос работы на локальной станции или он должен быть передан в сеть для обработки на сервере. Сервер обрабатывает множество RPC-запросов и файлов при помощи NFS. После обработки запроса сервер отправляет через RPC ответный пакет приложению. Такое приложение в сети называют клиентом, а процесс работы — приложением клиент-сервер или RPC- технологией. В настоящее время это модель работы любого приложения в сети и соответственно любой ИС, что следует знать администратору системы для правильной организации работы. Реализация моделей управления отражается не только в рекомендациях и описательных документах, но, как уже говорилось, протоколах управления. Протоколы управления создавались и разработчиками Интернет, и международными стандартизирующими организациями (например, ISO), и частными компаниями (например, Sun Microsystems). На основе этих протоколов реализованы системы управления ИС и системы управления сетью — NMS (Network Management System).

 

Дополнительная информация

• www.ietf.org/rfc

• RFC 1156 — Management Information Base for Network Management of TCP/IP-based internets;

• RFC 1157 — A Simple Network Management Protocol (SNMP);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.105 с.)