Обобщение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий учащихся в исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий учащихся в исследовательской деятельности



Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучения программ, классных журналов, протоколов, конспектов уроков и др. документации, на основе которой можно было сделать вывод об эффективности методов работы того или иного учителя.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках учителя предлагают следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; дневники достижений.

При работе над проектом «Работа с бумагой и картоном» на уроках приблизительно за месяц повторяет с учащимися все виды работ с бумагой и картоном, виды аппликации, правила сочетания цветовой гаммы и композиции, способы оформления работ, - всё то, что пригодится для самостоятельной работы над проектированием изделия. Параллельно каждым ребенком оформлялся альбом, куда вклеивались памятки - образцы различных видов работ. Таким образом, дети чувствуют себя уверенно перед началом работы над проектом.

Серия уроков по работе над проектом разделяется на четыре этапа:

. Выбор изделия. Изготовление его первоначального эскиза. (2 урока)

. Защита эскизов, их совместное обсуждение. Доработка эскиза, его окончательное исполнение. Выбор материала. (2 урока)

. Разметка и изготовление основы и деталей изделия. (2 урока)

. Полная сборка изделия, его обсуждение. (2 урока)

Проектная деятельность играет большую роль в формировании универсальных учебных действий. По мнению И.С. Сергеева, формируются следующие умения:

рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);

поисковые (исследовательские умения) - изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы; навыки оценочной деятельности.

Учебный проект с - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Разнообразные творческие задания на уроках использует в своей работе Так, изучая приемы работы с пластичными материалами после изучения темы «Лепка из целого куска вытягиванием» (лепка животных) педагог предлагает детям придумать и слепить фантастическое существо, используя изученные приемы лепки. Также при изучении темы «Мозаика из кусочков поролона», после изготовления поделки «ягода-малина», педагог предлагает детям подумать, как в этой же технике выполнить другие игрушки и изготовить их. Подобные творческие задания помогают успешному формированию личностных универсальных учебных действий.

Педагог для формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии использует «Дневники достижений» в виде портфолио учащихся.

Уроки технологии в начальной школе представляют собой уникальные возможности для демонстрации достижений учащихся, усилий, которые прилагают для создания изделий и представления продуктов деятельности в виде наглядных материалов.

отмечает, что в работе над портфолио самым важным является процесс взаимодействия между учителем, учеником и родителями. При грамотной организации составления портфолио учащихся, школьники вовлекаются не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем и родителями по разработке структуры портфолио (определение количество рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним).

Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Особую роль при заполнении портфолио играет помощь родителей, которые могут не только помогать, но и реально оценивать достижения своих детей.

Модель портфолио младшего школьника по теме «Шитье и вышивание. Изготовление куклы Петрушки» (4 класс) представлена в приложении.

Таким образом, портфолио может становиться инструментом формирования универсальных учебных действий и повышения качества всего процесса обучения.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий педагоги используют на уроках технологии следующие виды заданий: найди отличия (сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках; поиск лишнего (выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия); упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке); составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов) и т.д.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках учителя используют в своей работе следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» (нахождение ошибок и несоответствий при выполнении различных техник); поиск информации в предложенных источниках (составление докладов по истории возникновения той или иной техники); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий педагоги используют на уроках технологии следующие виды заданий: составь задание партнеру (при выполнении творческих заданий и после изучения какого-либо приема работы); отзыв на работу товарища (при подведении итогов урока); групповая работа по выполнению проекта или коллективного панно; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» (при подготовке докладов и сообщений) и т.д.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п


Заключение

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию мета предметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

 

 

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / под редакцией Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.

3. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования/ Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал.-2015.-№ 2.-С.117–121. 4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.

5. Глазкова А., Коробова А.В Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.// Начальная школа.- 1999, № 10.

6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

7. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С.

8. Поворознюк О. А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О. А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013.- С. 92–94.

9. Поворознюк О. А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О. А. Поворознюк//XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009.- С. 129–130. 10. Поворознюк О. А., Талалаева И. Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О. А. Поворознюк, И. Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2014.-№ 5(17). С. 114–школьников в процессе организации групповой работы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 660-663.

11. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
12. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. - 2013. - №5.
13. Некрасов, Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь / Н.А.Некрасов. - Орел: ОГУ, 2010. - http://dic.academic.ru
14. Поворознюк, О.А., Оценка планируемых результатов в системе начального общего образования [Текст]/ О.А.Поворознюк, И.Ю. Талалаева //Вестн. Ишим. гос. пед. ин-та им. П.П.Ершова. Сер. Педагогика и психология. - 2014. - №5. - С. 114-118
15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К.Селевко. — М.: Просвещение, 2008. - 243 с.
16. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра [Текст]/Б.Сутирин, В.Житомирский //Народное образование. -2006. - №3. - С 21-23.
17. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2009. - № 11. - С.24.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
19. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
20. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
22. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
23.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.

24.Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-355056.html (дата обращения: 09.09. 2012).

25.Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=290 (дата обращения: 28.08. 2012).

26.Формирование Универсальных учебных действий младших школьников // Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pedsovet.su/load/138-1-0-23376/ (дата обращения 09.02.2013).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.019 с.)