Курсовая работа по педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсовая работа по педагогике



Арзамасский филиал

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и психологии педагогического образования

Курсовая работа по педагогике

Развитие универсальных учебных действий младших школьников в исследовательской деятельности

Выполнил –

студент Пронькина Ксения Александровна

академическая группа 22,курс 2

заочной формы обучения

направления подготовки (специальности)

педагогическое образование,

профиль «Начальное образование»

(подпись)

«___»__________20__г.

 

Научный руководитель

Власкова Ольга Викторовна

___________________________________

 

 

Арзамас

 

Содержание

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников
1.1. Проблема формирования универсальной учебной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия и пути формирования универсальных учебных действий младших школьников
1.3. Формирование универсальных учебных действий через организацию исследовательской деятельности младших школьников.
Глава 2. Методические особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в исследовательской деятельности
2.1. Выявление уровня сформированной универсальных учебных действий младших школьников.
2.2. Обобщение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий учащихся в исследовательской деятельности.
Заключение
Литература

 

Введение

 

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация исследовательской деятельности младших школьников».

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым


Рисунок 3. Результаты первичной диагностики уровня сформированности нравственных норм и нравственных качеств младших школьников

 

После мы обобщили психолого-педагогический опыт учителей начальных классов РФ и РС (Я) и выявили наиболее эффективные на наш взгляд методы, которые учителя используют на своих уроках литературного чтения по формированию личностных универсальных учебных действий. Так, с помощью метода кластеров ученики при изучении эпического произведения, выявляют какими качествами должен обладать настоящий герой, подбирая к нему то или иное качество. Ученики учатся соотносить поступки и события с принятыми морально-этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения. Метод игры направлен на творческую самореализацию ребенка как читателя художественной литературы и построен на основе восприятия текста. С помощью метода инсценировки дети учатся представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшие представления, передавать особенности характера и настроение персонажа в своем выступлении.

На основе проделанной нами работы и анализа педагогического опыта учителей РФ и РС (Я) можно сделать вывод, что каждый учитель подбирает и использует в своей работе наиболее эффективные методы (кластеров, сравнения, инсценировки и игры) на уроках литературного чтения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при формировании личностных универсальных учебных действий. Данная работа позволит нам внедрить и апробировать эти методы на занятиях по предмету «Литературное чтение».

Таким образом, литературное чтение осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Требование к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные универсальные действия с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе.


Заключение

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию мета предметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

 

 

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / под редакцией Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.

3. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования/ Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал.-2015.-№ 2.-С.117–121. 4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.

5. Глазкова А., Коробова А.В Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.// Начальная школа.- 1999, № 10.

6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

7. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С.

8. Поворознюк О. А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О. А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013.- С. 92–94.

9. Поворознюк О. А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О. А. Поворознюк//XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009.- С. 129–130. 10. Поворознюк О. А., Талалаева И. Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О. А. Поворознюк, И. Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2014.-№ 5(17). С. 114–школьников в процессе организации групповой работы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 660-663.

11. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
12. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. - 2013. - №5.
13. Некрасов, Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь / Н.А.Некрасов. - Орел: ОГУ, 2010. - http://dic.academic.ru
14. Поворознюк, О.А., Оценка планируемых результатов в системе начального общего образования [Текст]/ О.А.Поворознюк, И.Ю. Талалаева //Вестн. Ишим. гос. пед. ин-та им. П.П.Ершова. Сер. Педагогика и психология. - 2014. - №5. - С. 114-118
15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К.Селевко. — М.: Просвещение, 2008. - 243 с.
16. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра [Текст]/Б.Сутирин, В.Житомирский //Народное образование. -2006. - №3. - С 21-23.
17. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2009. - № 11. - С.24.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
19. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
20. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
22. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
23.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.

24.Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-355056.html (дата обращения: 09.09. 2012).

25.Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=290 (дата обращения: 28.08. 2012).

26.Формирование Универсальных учебных действий младших школьников // Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pedsovet.su/load/138-1-0-23376/ (дата обращения 09.02.2013).


Арзамасский филиал

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и психологии педагогического образования

Курсовая работа по педагогике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.016 с.)