Логоритмическая работа по развитию мелкой моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логоритмическая работа по развитию мелкой моторики



 

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, и каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с 10-ти месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Так малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки:

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому тоже.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки, затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики как левой, так и правой руки.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже заснул.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой руке. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз [14].

Таким образам, важно начинать работу по развитию моторных процессов с раннего возраста, с 6 – 7 месяцев и продолжать ее в течение всего дошкольного периода, это ведет к предупреждению моторных нарушений у детей в младшем школьном возрасте. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:

Пальчиковые игры и упражнения представлены в приложении Б.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия.

Упражнения необходимо проводить систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.

Пальчиковые упражнения для развития кинестетических ощущений:

Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданные логопедом.

Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются так же игры и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями. При проведении таких игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом.

В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения [15].

Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Некоторые из них представлены в Приложении В.

В практику многих логопедов и воспитателей вошло проведение физкультурных минут на занятиях. Организованные физкультурные минуты и призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить учащихся в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультурные минутки могут проводиться в течение 1-2 минут в начале занятия, перед объяснением нового материала, после объяснения – перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняется фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минутки выполняются 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением рук (кистей). Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной игры или 5-6 раз на счет учителя. Такие упражнения приведены в Приложении Г.

Гимнастика для рук успешно используется на логопедических занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой [18].

2. Теневой, пальчиковый театр.

Включает в себя инсценирование сказок (пальчиковый театр).

3. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». Упражнения выполняются только карандашом.

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки; рисование водой.

6. Работа с пластилином (лепка).

- скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей;

7. Печатание букв в тетради.

8. Конструирование и работа с мозаикой:

- раскладывание и складывание разборных игрушек;

- составление предметных разрезных картинок;

- работа с мозаикой.

9. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

11. Массаж и самомассаж пальцев рук.

12. Наматывание ниток на катушку, на клубок;

13. Растегивание пуговиц, зашнуровывание;

14.Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ребро – ладонь. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

15.Работа с природным материалом - выложить из горошин ствол дерева, из крылаток ветки дерева. Соберем 2 пальчиками крылатки и уберем в баночку, посчитаем их, учитель может придумать любое задание и разнообразить природный материал.

16. Обрывная аппликация. Из кусочка цветной бумаги выполнить аппликацию елочку (таким образом можно придумать любое задание).

17. Выполнение шнуровки (на шаблонах).

18. Упражнения с палочкой (любые упражнения с палкой).

19. Работа со скрепками - посчитайте (прямой и обратный счет) [20].

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Педагогу следует добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

 

Заключение

 

Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом общеобразовательном учреждении.

Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Логопедическая ритмика является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.

Изучив особенности и основные черты развития детской моторики, можно сделать вывод о прямой закономерности развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты диагностики целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей вызывают недоразвитие речевой деятельности.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения в поколение. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В ходе написания работы были проанализированы теоретические и экспериментальные основы изучения вопроса логоритмической работы по развитию моторики. В частности, раскрыты сущность, состав и основные направления логоритмической работы, изучены особенности и основные черты детской моторики.

Анализ вопроса диагностики общей и мелкой моторики детей позволил раскрыть основные методики ее проведения. Обследование детской моторики позволило выявить трудности у некоторых детей, которые требуют непосредственной логоритмической работы.

Система логоритмической работы по формированию общей и мелкой моторики детей достаточно многообразна, включает различные игры и упражнения. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками

Таким образом, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Поэтому важным аспектом в преодолении таких трудностей и является логоритмическая работа по развитию моторики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.023 с.)