Б1.Б.01. Философия и методология истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.01. Философия и методология истории



Б1.Б.01. Философия и методология истории

Место дисциплины в структуре ОП ВО

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть ОП ВО по направлению 46.04.01 «История»

Курс адресован Курс адресован студентам 2 курса направления подготовки 46.04.01. «История», обучающихся по программам магистратуры «Археология», «Отечественная история (история России)», «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально-политическом измерении», «Международные отношения в исторической динамике», «Ранние государства Восточной Европы», «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии» и изучающих дисциплину «Философия и методология истории»»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», научно-исследовательская работа студента.

Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОПК-3);

способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2).

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин вариативной части практик: учебной практике (по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), производственной (преддипломной) практике и к итоговой аттестации – выполнение выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Программа курса построена блочно-модульно.

В курсе выделено два модуля:

1.Методологические проблемы истории:

--принципы исторического исследования;

-методы исторического исследования;

-язык историка;

-особенности исторического исследования.

2.Проблемы философии истории:

–история как целое;

-историческая необходимость

-проблема динамики исторического развития;

-проблема объективности

-детерминизм в истории исторического познания;

-историческое время;

 

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, рефератов, портфолио письменных работ студента, выполняемых в ходе самостоятельной работы.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратур (ПК-1);

владение современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования (ПК-3)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- элементы теории познания, знать историко-культурный контекст формирования современных исторических наук и смежных социально-гуманитарных дисциплин;

- знать ключевые понятия и категории методологии истории, такие как «объяснение», «интерпретация», «парадигма», «модель», «метод», «научный факт», «принципы»; «объект науки», «предмет науки», «интерпретация», «парадигма», «модель», «структура», «функция», «метод», «принцип исследования», «проблема», «научная теория», «концепция», «гипотеза»; основные научные понятия методологии истории: «исторический источник», «исторический факт», «структура исторического исследования» и конкретные понятия, отражающие содержание методологических подходов к изучению истории;

- особенности истории как науки, ее социальные функции;

· содержание, сущность, природу методологии в исторических исследованиях

· место методологии в проведении исторического исследования;

- содержание, сущность, природу методологии исторических исследований;

- этические аспекты научного творчества.

уметь:

· Определять и анализировать философско-методологические проблемы исторической науки;

· Анализировать содержание философско-методологических проблем истории;

· Самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе, аннотаций);

· Логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию;

· Критически анализировать информационные источники, научные тексты;

· Представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

· Осуществлять методологическое обоснование исследовательских задач в собственной исследовательской работе и в будущей магистерской работе

владеть

· Навыками обоснования подхода, выбора методов, понятий, концепций, теорий в историческом исследовании;

· Навыками методологического обоснования исследовательских задач в исследовательской работе;

· Навыками реферирования, аннотирования научной литературы

· Навыками конспектирования научной литературы

· Владеть навыками составления презентаций

 

Курс имеет практическую часть в форме практических занятий.

1. В течение всего курса после прослушанной лекции необходимо сделать сравнительную таблицу по монографии А.В. Лубского «Альтернативные модели исторического исследования» (М., 2005) о трех моделях исторического исследования.

2. Законспектировать три работы (или разделы монографии) по конкретным проблемам методологии истории (близких по тематике к теме выпускной квалификационной работы), подчеркнув в конспекте роль этих публикаций для магистерской диссертации.

Это позволит осмыслить методические и теоретические предпочтения историков, оценить содержание исследовательских результатов. Кроме того, тематическая близость избранных для изучения статей к исследовательской работе позволит расширить возможности ее методологического обоснования.

3. Магистр должен подготовить библиографический список по проблемам философии истории (в контексте темы магистерской диссертации (не менее 5 позиций).

4. В результате изучения курса студент должен подготовить в контрольную работу по методологическому обоснованию выпускной квалификационной работы и представить его в устном выступлении в виде презентации.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

№ п/п Разделы, темы дисциплины Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб.        
Семестр 3
1. Общие проблемы методологии истории           ОК1 ПК1 ПК3  
1.1. Тема 1. История как наука         конспект статьи (или раздела монографии) подготовка библиографического списка методологических работ по теме диссертации ОК1 ПК1 ПК3  
1.2 Тема 2 Периодизация истории как науки Методология классической, неклассической, постнеклассической историографии.         конспект статьи, работа на семинаре сравнительная таблица ОК1 ПК1 ПК3  
1.3. Тема 3. Методология и методы исторического исследования         Конспект статьи подготовка библиографического списка методологических работ по теме диссертации ОК1 ПК1 ПК3  
1.4. Тема 4. Уровни научного познания         конспект статьи подготовка библиографического списка методологических работ по теме диссертации ОК1 ПК1 ПК3  
1.5. Тема 5. Структура исторического исследования         статьи подготовка библиографического списка методологических работ по теме диссертации контрольная работа «Структура диссертационной работы» ОК1 ПК1 ПК3  
1.6. Тема 6. Исторический факт в историческом исследовании         конспект статьи ОК1 ПК1 ПК3  
1.7 Тема 7. Формы и способы конструирования прошлого         конспект статьи (или раздела монографии)   ОК1 ПК1 ПК3  
1.8. Тема 8. Терминология исторической науки         конспект статьи ОК1 ПК1 ПК3  
2. Проблемы философии истории                  
2.1. Тема 9. Проблема субъекта исторического процесса         подготовка библиографического списка   ОК1 ПК1 ПК3  
2.2. Тема 10 Исторический процесс: его понимание и истолкование         работа на семинаре подготовка библиографического списка ОК1 ПК1 ПК3  
2.3. Тема 11 Движущие силы истории         подготовка библиографического списка ОК1 ПК1 ПК3  
2.4. Тема 12 Историческое время         работа на семинаре подготовка библиографического списка ОК1 ПК1 ПК3  
2.5. Тема 13. История как наука и социально ориентированное знание         работа на семинаре подготовка библиографического списка ОК1 ПК1 ПК3  
17 17 74
Форма промежуточной аттестации –зачет

5. Содержание дисциплины

Содержание лекционного курса:

Тема 1. История как наука

Понятие науки. Возникновение науки. Особенности науки как социального института. Динамика научного знания. Классификация наукПотребность в исторических знаниях и зарождение их.. История как наука. Критерии научности. Формы повествования о прошлом и связь их с литературой и искусством. Процесс превращения истории в науку. Особенности истории как науки. Научно-историческое и художественное отображение действительности. История в культурно-исторической ситуации своего времени.

 

Литература:

Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки: «Круглый стол» в редакции «Вопросов истории» 29 октября 1991 г. // Вопросы истории. 1992. № 8/9.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. Т. 2. Кн. 1. Ярославль, 2004.

Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980

Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974.

Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980

Журавлев В.В. Методология исторической науки. Вчера. Сегодня. Завтра. // Кентавр, 1995. № 6

Иванов В.В. Методология исторической науки. М., 1985

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторической науки. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Копосов Н.Е. Как думают историки? М., 2001.

Корнев В.В. Кризис исторической науки в России // Кентавр, 1995. № 4 Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1977

Мерцалов А.Н. В поисках исторической истины: Очерк методологии критики буржуазной историографии. М., 1984

Мининков Н.А. Методология истории. Ростов-на-Дону, 2011.

Могилъницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

Наука и научность в исторической ретроспективе. М., 2007.

Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982

Репина Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории // Социальная история. Ежегодник. 1998–1999. М., 1999.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX- XXI веков. М., 2011.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторической науки. М., 2013.

Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002.

Филюшкин А. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI века // Россия XXI. 2002. № 4.

Формация или цивилизация? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 10

Шевелев В.Н. Новое в исторической науке: пути преодоления методологического кризиса // Гуманитарный ежегодник. 1. Ростов н/Д, 2002.

Шейнфельд М.Б. Методологические дискуссии в отечественной исторической науке (60–90-е гг. XX в.). Красноярск, 2003

Шестакова М.А. Истина и историческое познание. Дис. … канд. филос. наук. М., 1995,

Фейерабенд П. Ответ на критику //Структура и развитие науки: Сб. переводов. М, 1978.

Литература

Гуревич А.Я. Марк Блок и "Апология истории".

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.129

Лубский А.В. Классическая парадигма исторического исследования. М, 2010.

Миников Н.А. Методология науки Ростов-на-Дону, 2007.

Узнародов И.М. Нужен ли нам постмодернизм? Размышления историка // Esse Homo (Памяти Э.Г. Алавердова).

Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. С. 11

Шевелев В.И. Новое в исторической науке: пути преодоления методологического кризиса // Гуманитарный ежегодник. 1. С.39-40..

Философский энциклопедический словарь.

Литература

Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории. № 10. 1968.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М. 1998.

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 2003.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1976.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Пржиленский В.И. Междисциплинарный подход сегодня: философские предпосылки и методологические следствия// Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после "постмодерна". - М., 2005.

Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

Клаус В.А. Методологические проблемы советской исторической науки (20-е – начало 30-х гг.): Автореф. дисс…. канд. филос. наук. Л., 1980.

Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9.

Литература

Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории. № 10. 1968.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М. 1998.

Егорова В.С. Проблема объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки. № 1. 1983.

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 2003.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

Санцевич А.В. Эмпирический и теоретический уровни познания в историческом исследовании // Методологические проблемы общественных наук. Киев, 1985. С. 185-200.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М. 1995.

Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в исторических исследованиях // Вопросы философии

Литература

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005.

Зевелев А.И. Историографическое исследование. Методологические проблемы. М., 1987.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

Рахманов А.Б. Актуальные проблемы логики исторического исследования: Автореф. дис.... канд. филос. наук. М., 1998.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

Литература

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2006.

Литература

Литература

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1989.

Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев, 1986.

Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974.

Дюпрон А. Язык и история. М., 1970.

Культура письменной научной речи. М. 2007.

Методологические проблемы истории. Минск. 2006..

Прошунин Н. Что такое полемика? М., 1985.

Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., 1985. С.30-47.

Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. М., 1980.

Смоленский Н.И. Историческая действительность и историческое понятие // Вопросы истории. № 2. 1979.

Смоленский Н.И. Политические категории немецкой буржуазной историографии. Томск, 1982.

Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка // Новая и новейшая история. № 2. 1992.

Терминология исторической науки. Историописание. М., 2010.

Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы философии. № 3. 1978.

Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии. № 10. 1983.

Литература

Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения.М., 1990.

Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М, 2003.

Литература

Актуальные проблемы истории // Вопросы истории. №6.-1994.

Алаев Л.Б. Где тонко, там и порвалось // Новая и новейшая история. №3. 1996.

Андерсон Перри. Раздумья о западном марксизме. На путях исторического материализма. М., 1991.

Бородай Ю.М. Наследие Маркса и проблема теории общественно-экономической формации. М., 1974.

Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.

Горский Д.П. Учение Маркса об обществе. Критический анализ. М.,1994.

Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., 1999.

Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1997.

Кантор С.М. История против прогресса. М., 1992.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблема теории исторического процесса. М., 1981.

Ковчегов П.А. Материалистическое понимание истории. Кишинев, 1977.

Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

Марксистско- ленинская теория исторического процесса. М., 1985.

Орлов В.В. О материалистическом понимании истории // Философия и общество. №4. 2002.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток. 32. 1995.

Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития // Философия и общество. №3-4, 1997.

Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М, 2003.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории М., 1991.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Литература

Марксистско- ленинская теория исторического процесса. М., 1985.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1996.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.

Олейников Ю.В. Природный фактор исторического бытия России // Философия и общество. № 3. 2001.

Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М, 2003.

Тема 12 Историческое время

Понятие исторического времени. Темпоральность. Время как важнейшая составляющая историописания. Историческое время в периодизации всемирной истории. Категория времени в переходные эпохи.

 

Литература

Арьес Ф. Время истории. М. 2011.

Ф. Бродель. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М. 2011.

Образы времени и исторические представления. Россия-Восток-Запад. М, 2010.

Ракимтов А.И. историческое тпознание. М., 1982.

Темпоральность исторического пространства. М.. 2009.

Чеканцева З.А. Нарративное время историка // Историческая наука сегодня. Теории. Методы. Перспективы. М, 2011.

Литература

Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. История как строгая наука VS социально ориентированное знание. М., 2013.

Корниенко А.А., Ардашкин И.Б., Чмыхало А.Ю. История и методология науки.. Томск, 2002 (есть в ИИАСе)

Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы: «мораль для человека» или

«человек для морали». // Вопросы философии. 1998. 6. С. 35.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 137 - 138.

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1

Семинар 2.

Семинар 3.

 

Семинар 4.

Литература

Аникеев А.А. Методология классической историографии. Учебное пособие. Ставрополь, 2005.

Зевелев А.И. Историографическое исследование. Методологические проблемы. М., 1987.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003.

Кузнецов И.Н. Наученное исследование. М., 2007 (можно любое издание).

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

 

Семинар 5.

Литература

Актуальные проблемы истории // Вопросы истории. №6.-1994.

Алаев Л.Б. Где тонко, там и порвалось // Новая и новейшая история. №3. 1996.

Андерсон Перри. Раздумья о западном марксизме. На путях исторического материализма. М., 1991.

Бородай Ю.М. Наследие Маркса и проблема теории общественно-экономической формации. М., 1974.

Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.

Горский Д.П. Учение Маркса об обществе. Критический анализ. М.,1994.

Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., 1999.

Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1997.

Кантор С.М. История против прогресса. М., 1992.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблема теории исторического процесса. М., 1981.

Ковчегов П.А. Материалистическое понимание истории. Кишинев, 1977.

Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

Марксистско- ленинская теория исторического процесса. М., 1985.

Орлов В.В. О материалистическом понимании истории // Философия и общество. №4. 2002.

Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток. 32. 1995.

Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития // Философия и общество. №3-4, 1997.

Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М, 2003.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории М., 1991.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тойнби А. Постижение истории М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Семинар 6.

Историческое время

Понятие исторического времени. Темпоральность. Время как важнейшая составляющая историописания. Историческое время в периодизации всемирной истории. Категория времени в переходные эпохи.

 

Литература

Арьес Ф. Время истории. М. 2011.

Ф. Бродель. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М. 2011.

Образы времени и исторические представления. Россия-Восток-Запад. М, 2010.

Ракимтов А.И. Историческое познание. М., 1982.

Темпоральность исторического пространства. М.. 2009.

Чеканцева З.А. Нарративное время историка // Историческая наука сегодня. Теории. Методы. Перспективы. М, 2011.

Семинар 7.

График контроля СРС

Недели семестра                                    
формы контроля к к к к т к к к кк б б б б б б б б ПР

 

Условные обозначения : к – конспект р – реферат по обоснованию методологии научного исследования, т – сравнительная таблица по монографии А.В. Лубского «Альтернативные модели исторического исследования»; Б – с оставление библиографии по модулю «Философия истории»», ПР - презентация

Образовательные технологии

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

· лекции-презентации, на которых рассматриваются теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших разработок в области истории знания; обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемой дисциплины. В формате интерактивной беседы обсуждаются наиболее значимые аспекты лекционных занятий.

· семинарские занятия, на которых, проводятся презентации домашних заданий, а также работ по индивидуальным и групповым исследовательским проектам; на практических занятиях осуществляется также обучение магистрантов практикам научно-исследовательской работы, анализа научной литературы, участия в дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции и, в конечном счете, написания магистерской диссертации;

· подготовка самостоятельных работ по ключевым проблемам методологии исторической науки;

· домашние задания, организующие самостоятельную работу студентов по проработке и углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала;

· исследовательские индивидуальные и групповые проекты, нацеленные на научную разработку конкретных проблем магистерской диссертации;

· научные презентации результатов исследовательских проектов студентов;

· консультации преподавателя и специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала, для разъяснения проблем современного применения междисциплинарного подхода

· работа в исследовательских и образовательных институциях: на кафедрах УдГУ, УдНИИ УрО РАН, библиотеках УдГУ, Ижевска, России.

Практические занятия являются наиболее зримой частью реализации компетентностного подхода, поскольку формирование всех базовых понятий дисциплины, навыков и приемов научного исследования наиболее эффективно осуществлять в контексте избранной студентом магистерской диссертации, которая является одновременно учебно-исследовательской работой и научно-исследовательской работой. Такой подход, направленный на теоретико-методологическое обоснование исследовательского подхода в реальном научном исследовании направлен на обсуждение основных его проблем, на формирование компетенций взаимосвязи философии и методологии истории с конкретным содержанием исторического исследования. Это весьма важно, поскольку тем самым создается понимание и осознание студентом места научной методологии в его собственной исследовательской работе.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов, приобретение умений и навыков, подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.. Все они осуществляются на основе работы с опубликованными научными источниками как на русском так и на иностранных языках, все студенты отчитываются на практических занятиях, что создает возможность комментирования и проверки самостоятельно выполняемых процедур, в том числе в формате дискуссии.

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае следует обращаться к «Методологическому словарю студента-историка». В данном словаре даны определения наиболее встречающихся в курсе методологических терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины располагаются в алфавитном порядке.

В процессе изучения темы важнее регулярно обращать внимание и на научную периодику, постоянно поддерживая интерес к ней студентов через аннотирование наиболее важных работ.

Лекционный курс и курс практических занятий снабжен презентацией. Это создает основу для выполнения самостоятельных занятий.

Студенты самостоятельно учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной литературой, учатся ее аннотировать, обсуждают ее с преподавателем, выполняют задания по библиографическому описанию и аннотированию.

Для организации самостоятельной работы студентов используется система электронного обучения УдГУ. Работы студента в самостоятельном формате проверяется рубежным контролем.

Данные методические приемы позволяют сформировать обоснованные в программе компетенции.

Курс предполагает также выход в виде научных публикаций и докладов студентов на научных конференциях, где методологическое обоснование исследовательских задач является важной составляющей профессиональной подготовки магистра -историка.

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций являются и личное портфолио студента – комплекс индивидуальных учебных достижений, который содержит все виды письменных заданий, выполненных в ходе самостоятельной работы в течение семестра (3 конспекта, сравнительная таблица, библиография, презентацию).

-

Для определения уровня сформированности компетенции(й) предлагаются следующие критерии оценки т.п.

Суммарная оценка работы студента на лекционных и семинарском занятиях (максимальное количество баллов - 15) и оценкой студента за выполненные конспекты (всего 4 работы:

сравнительный конспект по монографии А.В. Лубского;

Презентация

15 баллов: содержаниераскрывает суть избранного методологического подхода, текст написан литературным языком с грамотным использованием научных понятий, презентация соответствует правилам составления.

10-14 баллов.: работа выполнена, но содержит незначительные неточности, в том числе формального характера.

5-9 балла: работа выполнена формально, содержит ошибки в библиографическом описании..

0-5 балла: работа не учитывает содержания ГОСТ

Промежуточный контроль – зачет (40 баллов).

К зачету студент собирает портфолио, включающее конспекты, сравнительную таблицу, презентацию, библиографический список.

Преподаватель оценивает портфолио, подготовленное в ходе самостоятельной работы магистров, степень активности и готовности на семинарских и практических занятиях.

Результирующая оценка учитывает результаты рубежного контроля (максимум 60 баллов) и результата на итоговом экзамене (максимум 40 баллов). Максимальное число баллов за курс 100 баллов.

 

Зачет включает:

Источники

Блок М. Апология истории или ремесло историка: Пер. с фр. М., 1986.

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического знания. М., 1990.

Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990.

Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени. М., 1994. Т. 1.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980.

Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899.

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1911-1913. Вып. 1–2.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. М.; СПб., 1998.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991..

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М., 1993.

Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000.

 

Интернет-ресурсы:

· elibrary.ru - электронная научная библиотека

· http:// www.cordis.lu/ – Информационная система по науке и технологиям Европейского Сообщества.

· http:// www.eu.spb.ru – Европейский университет в Санкт-Петербурге..

· http:// www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека (РГБ). Каталоги. Диссертации с 1995. Книги с 1994. Русск. язык.

·.

· http:// www.gnpbu.ru – Государственная публичная историческая библиотека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.28 с.)