Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие у учащихся интереса к рисованию
В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов и ограниченности потребностей умственно отсталые дети нуждаются в специальной организации учебной работы и на уроках рисования. В противном случае они будут выполнять задание лишь постольку, поскольку оно им дано учителем, т.е. формально. Л. И. Божович подчеркивает, что формализм знаний рождается не только тогда, когда ученик плохо понимает усваиваемый материал, но и тогда, когда он равнодушно, без должного интереса относится к содержанию того, что он учит. Значение интереса в повышении качества знаний школьников отмечают многие советские психологи. В психическом развитии аномальных детей ему принадлежит очень большая роль. Значение интереса для общего развития, в том числе и для развития интеллектуальной деятельности ребенка, всесторонне проанализировано Л.С.Выготским. Им вскрыты движущие мотивы деятельности — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют не только восприятие, но и мысль. При наличии интереса ученик усиленно наблюдает за привлекшим его внимание предметом или явлением, самостоятельно их анализирует, задает вопросы, пытается сделать выводы. В процессе такой работы интерес к изучаемому материалу постепенно усиливается, что, в свою очередь, содействует умственному развитию школьника. Наиболее глубоко и полно влияние интереса на характер учебной деятельности аномальных детей было раскрыто Н. Г. Морозовой. Автор отмечает, что под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности. При наличии интереса учащиеся с отклонениями в умственном развитии работают совершенно иначе. Н. Г. Морозова указывает, что с появлением у детей-олигофренов интереса к учению меняется их облик, пробуждается познавательная активность, мобилизуется внимание, снимается утомление, повышается тонус, появляется бодрое, радостное настроение. Обычно инертные и вялые дети превращаются в инициативных, а самые трудные и неспокойные становятся внимательными и целенаправленными, более собранными и дисциплинированными. Н.Г.Морозовой были намечены эффективные пути формирования познавательных интересов. Автор приходит к выводу о том, что работа по воспитанию и развитию интереса к учебной деятельности происходит наиболее интенсивно в том случае, если она осуществляется поэтапно.
На первом этапе предполагается обеспечить усвоение детьми необходимых исходных знаний, умений и речевых средств. На втором этапе нужно сформировать положительное отношение к предмету и деятельности. Для этого следует, во-первых, пробудить положительные переживания, связанные с предметом, деятельностью и участвующими в ней лицами; во-вторых, раскрыть значение предмета, личный и общественный смысл деятельности. Наконец, на третьем этапе происходит формирование собственно интереса в процессе специально организованной деятельности. Н. Г. Морозова установила ряд показателей интереса к уроку. К ним относятся: 1) отсутствие отвлечений во время урока; 2) сосредоточенность внимания на основной теме; 3) стремление выяснить все, что непонятно; 4) появление вопросов, на которые учащиеся хотели бы иметь ответ; 5) стремление самостоятельно размышлять и делать выводы; 6) сожаление по поводу окончания урока; 7) беседа детей с учителем и между собой о теме урока после звонка; 8) охотное и активное выполнение заданий и всех работ, связанных с темой урока; 9) общее оживление в связи с преподнесением материала; 10) стремление выполнить дополнительную работу в связи с заинтересовавшей учащихся темой. Ни один из этих критериев, взятый сам по себе, подчеркивает Н.Г.Морозова, еще не свидетельствует об интересе. Однако их совокупность или наличие большинства из них присущи всякому интересному для детей уроку. Организуя изобразительную деятельность учащихся, необходимо позаботиться о выработке у них познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к рисованию. Решение этих вопросов требует соблюдения последовательности и должно осуществляться в несколько этапов. На первом этапе, который совпадает с пропедевтическим периодом обучения рисованию, неправильно было бы направлять деятельность учащихся на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения формы и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а также научить их концентрировать свое внимание на определенных свойствах объектов изображения.
Чрезвычайно важной предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей «ручной умелости». Но именно слабые технические умения умственно отсталых школьников (наряду с другими недостатками) являются в этом серьезным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе значительное место необходимо отводить организации практических занятий «с карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия. Этому должны благоприятствовать разнообразные графические упражнения игрового характера (в том числе по подражанию) с использованием разнопланового и красочного материала. Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик кап-кап-кап» и др. (Е.А.Флёрина), а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, обеспечивают тот минимальный уровень познавательных и графических средств, который дает возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности. На втором этапе необходимо вызвать у детей положительное отношение к деятельности рисования. Этим целям служит вводная беседа учителя, в ходе которой учащиеся знакомятся с объектом изображения и содержанием предстоящей работы. Особая роль в создании заинтересованного, радостного отношения к рисованию принадлежит объекту изображения. Практика показывает, что наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к уже знакомым им предметам. Наряду с установлением внешних признаков дети стремятся узнать и о некоторых внутренних свойствах объекта (например, о материале, из которого он сделан, способе крепления отдельных деталей и т.д.). Используемые в качестве натуры модели должны быть средством развития у учащихся познавательного интереса. Имеются в виду различные конструкции из элементов строительного материала (домики, башенки, пирамидки и др.), а также детские игрушки, имеющие несложное строение (вагон, грузовик, автобус, трактор, подъемный кран и др.). Существенное значение в плане мобилизации активности детей на занятиях по рисованию имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Многоцветный предмет особенно сильно привлекает к себе внимание учащихся. В связи с восприятием таких предметов дети испытывают положительные эмоции и желание поскорее приступить к выполнению задания. Кроме того, у детей появляется повышенное желание лучше рассмотреть детали объекта, т. е. активизируется их аналитическая деятельность, что в конечном итоге способствует преодолению некоторых трудностей, связанных с передачей строения и формы натуры. Проведенная нами проверка степени привлекательности натуры показала, что учащиеся младших классов вспомогательной школы предпочитают рисовать многоцветные предметы. Так, например, в одном из случаев использовались два типа постройки из кубиков строительного конструктора — сложная и простая. Сложная постройка состояла из цветных элементов, а более простая была одноцветной. Учащиеся могли рисовать любой из объектов по своему усмотрению.
В итоге оказалось, что подавляющее большинство испытуемых нарисовали разноцветную, хотя и более сложную по конструкции, модель. Те из детей, которые выполнили рисунок простой постройки, не ограничивались одноцветным раскрашиванием и использовали, как правило, все имеющиеся в их распоряжении карандаши. Не менее важное значение для создания предпосылок к развитию у учащихся познавательного интереса имеет правильный выбор объекта или образца (в декоративном рисовании) в соответствии с графическими возможностями детей. Это условие является необходимым по двум причинам: во-первых, непосильная или, наоборот, чрезмерно легкая работа теряет свое коррекционное значение; во-вторых, детям не удается нарисовать слишком сложный для изображения объект или узор, что, естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к изобразительной деятельности. Н.Г.Морозова считает, что «мотив входит в характеристику интереса как один из самых существенных его компонентов. При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью — познать и овладеть этой деятельностью». Организуя и направляя процесс рисования, следует увлечь учащихся значимостью предстоящей работы. Необходимо, чтобы дети осознали важность и полезность того, что они делают. Так, например, перед рисованием с натуры морских сигнальных флажков (III класс) учитель сообщил учащимся следующее: «Скоро в нашей школе будет праздник песни. Наш класс выучил песню о юных моряках. Вы ее хорошо знаете. На празднике нам надо украсить сцену так, чтобы она оказалась похожей на корабль. Сегодня на уроке вы будете рисовать морские сигнальные флажки. На уроке ручного труда мы прикрепим эти флажки к веревочке. После этого привяжем веревочку с флажками к мачте с флагом». Далее учитель рассказал о приемах и последовательности изготовления флажков. Конкретные и понятные общественно значимые задания в существенной мере стимулируют деятельность учащихся. Кроме того, они способствуют усилению интереса к процессу рисования. Это хорошо видно на примере выполнения таких заданий, как оформление классного календаря природы, раскрашивание накладных букв для организуемой школой выставки, изготовление карточек с рисунками для школьной игротеки, коллективное рисование декораций для кукольного театра и т.п.
В качестве иллюстрации приведем еще один пример, показывающий, как повышается ответственность учащихся, если перед ними ставится задача, которая имеет общественное значение. В канун новогоднего праздника учащиеся V класса в соответствии с учебной программой получили задание нарисовать карнавальные маски. Учитель подробно объяснил и показал порядок выполнения рисунка. Однако учащиеся должного внимания к работе не проявили, часто отвлекались, прикладывали нарисованные маски к лицу, переговаривались, смеялись и поэтому делали много ошибок. Стремясь сделать так, чтобы дети не отклонялись от поставленной задачи, учитель сказал: «Маски, которые вы рисуете, мы должны подарить ученикам II класса. У них будет новогодний карнавал, а сами сделать маски они еще не умеют. После урока пойдем к ним в класс». Слова учителя моментально изменили ситуацию в классе. Одни учащиеся стали просить новый лист бумаги, чтобы начать рисунок заново, другие обращались за помощью к учителю («Помогите мне», «Исправьте мой рисунок», «Я не могу нарисовать глаз» и т.п.), третьи сосредоточенно исправляли допущенные ошибки. В классе установилась тишина: все сосредоточились на своих работах. С особым удовольствием дети раскрашивали рисунки гуашевыми красками. Вырезав маски по контуру, они приклеили к ним кусочками лейкопластыря тонкие резинки. Подарки были готовы. Этот пример показывает, как меняется отношение школьников к рисованию. Из деятельности «для себя» она превращается в общественно полезную деятельность «для других». В этом случае у детей возникает стремление сделать рисунок лучше, достичь более высоких результатов. Учащиеся в меньшей степени отвлекаются от работы, реже «теряют» поставленную перед ними задачу. Раскрывая значение предстоящей работы, полезно подчеркнуть важность соблюдения эстетических требований к рисунку. В этом отношении заслуживает внимания прием демонстрации работ учащихся из другого класса. Мы неоднократно были свидетелями того, что дети проявляли повышенный интерес к рисункам своих товарищей. Учащиеся с удовольствием и очень внимательно рассматривали рисунки сверстников и при этом непременно хотели узнать их фамилии. Демонстрация образца рисунка радует ребенка, вызывает готовность немедленно приступить к работе и выполнить ее наилучшим образом. Повышенная заинтересованность в том, чтобы рисунок оказался правильным и красивым, делает ученика интеллектуально активным, внимательным и ответственным. Желание детей как можно лучше выполнить рисунок во многом зависит от заинтересованности учителя и его веры в успех своих воспитанников. Несмотря на интеллектуальную недостаточность, умственно отсталые школьники хорошо чувствуют и понимают, как к ним относится учитель. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений учащихся и доброе к ним отношение располагают детей к учителю, вызывают у них ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание.
Таким образом, комплекс соответствующих мероприятий создает психологические предпосылки к формированию у учащихся интереса к изобразительной деятельности. На третьем этапе педагогическая работа направляется на организацию познавательной активности умственно отсталых школьников. Необходимо построить занятия таким образом, чтобы они побуждали детей к продуктивным интеллектуальным операциям. Достичь этого можно путем максимального использования внутренней и внешней активности школьников. В этом случае будет обеспечен коррекционно-развивающий характер самого процесса изображения. Кроме того, у учащихся возникнет познавательный интерес. Прежде всего необходимо создать условия для ориентировочно-исследовательской работы учащихся. Такая работа предопределяет успешность выполнения задания. Для этого целесообразно использовать систему действий, включающую не только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. (Об этом подробно говорилось в предыдущих разделах данной главы.) Важно подобрать такое содержание учебного материала, которое позволяло бы учащимся при активной помощи учителя самим участвовать в анализе объекта, в создании его образа. На уроках рисования с натуры этому способствует использование специально подобранных разборных, с цветными элементами моделей и разнообразных игрушек, которые можно легко расчленить на части. На уроках декоративного рисования с успехом можно пользоваться магнитной доской, которая позволяет по-разному манипулировать составными элементами при их подборе; кроме того, оказывается возможным проделывать соответствующие перемещения в случаях определения композиции рисунка. На уроках тематического рисования с целью образования правильных представлений важно использовать макеты предметов. Такие макеты помогают детям правильно передавать в рисунке содержание предложенной им темы. В проведенном нами исследовании практические действия учащихся с реальными объектами или с декоративными элементами были ориентированы на выявление признаков этих объектов или определение структуры декоративной композиции. Фактический разбор подлежащих изображению объектов осуществлялся учениками под руководством учителя, который направлял и при необходимости исправлял их действия. Мысленному анализу предшествовало наглядно-действенное выполнение практической задачи. Организованное вначале внешнее действие затем проходило ряд этапов. При изображении плоских предметов широко использовался способ двигательного подкрепления их контурного построения. В процессе этой деятельности мышление ребенка концентрировалось на необходимых для изображения признаках натуры, которые в обычных условиях, как правило, не выделяются или выделяются лишь частично. Все это побуждало учащихся более внимательно исследовать предмет. Вместо наблюдавшегося ранее пассивно-безразличного отношения к объекту у них возникала потребность получить как можно более точные сведения о его форме, конструкции, расположении частей. Это, в свою очередь, вело к тому, что школьники по нескольку раз подходили к предмету и не только повторно его рассматривали со всех сторон, но и пытались потрогать, обвести по контуру, сопоставить детали. Об изменении отношения учащихся к натуре свидетельствовал и многократный перенос взгляда с рисунка на объект и обратно. О возникшем у детей познавательном интересе говорит и тот факт, что они стали искренне огорчаться, когда на уроке тематического рисования учитель убирал демонстрировавшийся макет. В этих случаях дети говорили: «Не надо убирать», «Мы хотим смотреть», «Так не будет получаться» и т.п. Растущий познавательный интерес особенно заметно проявляется во время объяснения нового задания и демонстрации на доске порядка построения рисунка. Возникающее буквально на глазах изображение изумляет и восхищает школьников. Учащиеся пристальнее всматриваются в изображение, стараются понять и запомнить последовательность создания рисунка. О возросшем интересе к рисованию говорит и количество задаваемых учащимися вопросов. При этом наблюдается закономерная тенденция: чем старше школьники, тем больше вопросов они задают. Показательно, что по мере проведения целенаправленной коррекционно-воспитательной работы изменяется содержание вопросов. В начальной стадии обучения школьников чаще всего интересует материал, из которого сделан предмет («А из чего он сделан?») или способ перемещения игрушки и крепления ее узлов («Она заводная?», «А верхняя часть снимается?» и др.). К концу учебного года ученики интересуются структурой объекта, характером размещения рисунка на листе бумаги; порядком его построения. Интерес к изобразительной деятельности и результатам своего труда вызывает у учащихся специальной школы необходимость чаще обращаться к учителю за помощью. Важно так организовать деятельность ребенка, чтобы она находилась в зоне его ближайшего развития. В частности, показ на отдельном листе бумаги доступных приемов изображения и их воспроизведение по подражанию вслед за учителем дают возможность ученику в будущем при выполнении сходной работы действовать самостоятельно. Наблюдения показывают, что возникший познавательный интерес резко повышает активность умственно отсталых школьников при подведении итогов урока. Благодаря проделанной работе у детей появляется потребность принять активное участие в рассматривании и оценке выполненных рисунков. Если на первоначальном этапе обучения анализ изображения был возможен только с помощью учителя, то теперь учащиеся проявляют некоторую самостоятельность, делают критические замечания и правильные выводы. Таким образом, последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой мощный источник активизации деятельности учащихся специальной школы, их интеллектуальной, эмоционально-волевой и графомоторной сферы.
Литература для самостоятельной работы Головина Т. И. К вопросу о коррекционной работе с цветом в младших классах вспомогательной школы // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н.Головиной. — М., 1977. Головина Т. Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. — М., 1980. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя. — М., 1993. Грошенков И. А. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1983. — 2-е изд., перераб. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1994. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984. Кузнецова Г. В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). — М., 1969. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1985. Шилова Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства): Учеб, пособие. — Саранск, 1997. Щербакова К. В. Формирование изобразительных навыков у учащихся I —III классов вспомогательной школы //Дефектология. — 1975. — № 5. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972. Глава IV УРОК РИСОВАНИЯ КАК ФОРМА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.191 (0.044 с.) |