Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования
Французское слово decor означает «узор». Отсюда декоративное рисование — это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформления праздничных плакатов, открыток и т. д. Значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся коррекционной школы. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисованию. В чем преимущества декоративного рисования по сравнению с другими видами занятий в первоначальный период обучения? Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большое количество разнообразных орнаментов. Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно учащиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Другие же виды работы (рисование с натуры и на темы) требуют от умственно отсталого ребенка самостоятельного решения непростого для него вопроса о размещении изображения на листе бумаги. Большое преимущество декоративного рисования состоит также в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.: обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета; плоскостное изображение объемных предметов, которое не требует передачи светотени;
условную передану цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет. Декоративному рисованию учащиеся специальной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно определять их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует учащихся и тем самым активизирует их деятельность. Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности. Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм. Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью техники и использование его во многом может способствовать развитию умственно отсталых школьников. Вместе с тем средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на учащихся вспомогательной школы, и прежде всего на их сенсорное развитие. Так, в частности, в процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах. Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах занятий связывается с предметом, т.е. происходит ее опредмечивание. Значимость такой работы еще более возрастает, так как обучение рисованию начинается там, где внимание ребенка обращается к форме изображаемого объекта.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой — круг маленький, крут' большой — круг маленький и т.д.). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг — квадрат, круг — квадрат и т.д.). Наконец, более сложную композицию представляют узоры, состоящие из двух-трех форм и других геометрических элементов. При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая сторона», «правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и др., в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих занятиях учащиеся много упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями учителя. При этом они решают задачи на ориентировку (в пределах листа бумаги), постепенно осваивают развернутые (многокомпонентные) характеристики пространственного размещения деталей рисунка («слева направо», «внизу по самому краю», «в правом верхнем углу», «сверху вниз через середину» и т.д.). Во время рассматривания какого-либо узора учитель просит рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, показать уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью вопроса «где?». Это ставит школьников перед необходимостью словесно определять взаимное расположение элементов. Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. В процессе занятий учитель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, показанных на образце. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе), а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеют ритмичность и симметрия окраски элементов. В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность. При этом следует придерживаться следующих психолого-дидактических требований: а) активизировать сенсорные и мыслительные процессы путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания деталей узора, выделения их признаков, сравнения и классификации по цвету; б) выдерживать определенный порядок при раскрашивании элементов узора, для чего необходимо: различать цвета (на знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора, обозначить его словесно, закрепить его название, соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по названию, назвать заданный цвет, фиксировать внимание учащихся на красивых сочетаниях цветов и цветовых оттенков, усиливая мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно образцу;
в) в начальный период обучения следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами (например, желтым и синим), а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета; г) надо предоставлять детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов; д) в старших классах в качестве образцов следует использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного и того же цвета; е) с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении, надо многократно проводить дополнительную индивидуальную работу; ж) при подведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений в выполненном рисунке. Декоративное творчество развивается постепенно, и все задания даются в определенной системе: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельное составление узоров. Добиться успешного выполнения заданий можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имеет применение таких методов, которые позволяют развивать технические умения. Однако основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся овладели умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучая умственно отсталых школьников тому, как надо действовать руками, учитель концентрирует свои усилия на развитии различных сторон личности аномального ребенка: на активизации его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств и эмоционально-волевой сферы. Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму. Большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель проводит с учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит детей с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Учитель дает ученикам достаточное время для того, чтобы они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора (орнамента). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают количество этих элементов.
Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сформулированы и понятны детям. Вопросы, которые учитель ставит перед учащимися во время беседы, способствуют повышению активности школьников, побуждают их к мыслительной деятельности. Для того чтобы заинтересовать детей предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования, учитель показывает, помимо образцов, лучшие рисунки, выполненные учениками параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Особенно большое место на уроках декоративного рисования занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает полного изложения учебного материала. Желательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз. В противном случае умственно отсталые школьники могут отнестись безучастно к объяснению и не поймут инструкции учителя. Результативным методом пояснения того, как надо действовать, осваивая тот или иной способ составления узора, является наглядный показ. Наиболее эффективным средством обучения декоративному рисованию является демонстрация постепенно выполняемого (на доске или большом листе бумаги) учителем рисунка. В младших классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя; в этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, — говорит учитель, — так и вы у себя в тетрадях». В старших классах такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и развернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически. Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их умственную деятельность, стремится повысить у них интерес к занятиям и т.д. Исключительно важное значение при обучении декоративному рисованию имеет использование приготовленных к уроку образцов. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в полосе, квадрате, круге; образцы дают возможность видеть, как по-разному располагаются узоры в одной и той же геометрической форме. В процессе рассматривания узоров формируется понятие о красивом сочетании цветов; наличие образца способствует правильной передаче в рисунке относительной величины элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику выполнения рисунка цветными карандашами и красками. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики; красочный рисунок увлекает ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания.
В течение одного урока целесообразно показать не более трех-четырех образцов, отличающихся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в узорах является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца. Следует рекомендовать составление узоров на готовых формах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью учитель может приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометрические: круги, квадраты, треугольники и т.п., или изобразительные: цветы, ягоды, листья и т.п.). Один-два ученика размещают должным образом составные части узора в геометрической форме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте. Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строение. В ходе подготовительной работы ученики видят, что из одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только в том случае, если составные части будут повторяться ритмически или располагаться симметрично. В процессе обучения декоративному рисованию надо побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как составить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для учащихся такая работа представляет определенную сложность, так как требует от них проявления самостоятельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоративных элементов. В начальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь (в частности, целесообразно вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т.п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках, когда ученикам дается задание составить орнамент самостоятельно, можно использовать таблицу с изображением готовых — стилизованных — элементов (рис. 24). Необходимо особо подчеркнуть, что стремление учащихся придумать «свой» узор всегда следует поощрять. Стремясь к развитию активности школьников, полезно какую-то часть урока посвящать коллективному придумыванию узора. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последовательно украшают соответствующую форму. Из большого разнообразия предлагаемых учащимся заданий наиболее простым видом работы является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т. п. Последовательность построения узора в полосе такова: сначала учащиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску бумаги), затем делят ее на равные части; после этого заполняют их соответствующими рисунками, которые могут повторяться или чередоваться. Элементы орнамента размещаются отдельно друг от друга или соединяются между собой. На первых порах обучения младшим школьникам очень трудно нарисовать полосу на листе бумаги. Поэтому в их тетрадях учитель заранее ставит опорные точки, показав, например, ширину полосы. Значительную сложность представляет и деление полосы на равные части. В I — II классах такую работу следует выполнять с помощью трафарета-мерки (квадрата или прямоугольника из плотного картона). Детей необходимо научить, как пользоваться такой меркой, последовательно накладывая ее и проводя вертикальные прямые. Для этого фронтальный показ на классной доске должен сочетаться с индивидуальной работой. При делении полосы на части в первоначальный период обучения можно также использовать опорные точки. На последующих этапах, когда учащиеся овладевают некоторыми техническими умениями, деление полосы проводится в таком порядке: сначала, найдя середину, делят полосу на две равные части (пополам), после чего каждую из этих частей, в свою очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно продолжить. В полученных квадратах (прямоугольниках) рисуют узоры. Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно подобрать такие, чтобы их рисунок не был перегружен чрезмерно сложными элементами. Узоры в квадрате, так же как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое применение они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (украшения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.). Существует несколько видов декоративного оформления: • крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами; • квадрат делят на четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора; • элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата; • квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной. В зависимости от назначения изделия определяется композиция узора: основная часть размещается в центре квадрата, а некоторые элементы по углам (коврик); узор располагается равномерно по всем сторонам (платок, салфетка); квадрат разделен на четыре части, в каждой из которых повторяются изображения узора (подушка) и т.д. Схема построения узоров в круге, используемых для украшения посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в квадрате. Приведем примеры: середина круга заполняется крупным узором, а край окаймляется нешироким декоративным рисунком; повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной; элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично относительно середины; таких элементов может быть четыре или восемь, и они чередуются (по форме и цвету) или повторяются. К работам декоративного характера относится также оформление праздничных плакатов, открыток и т.п. В этом случае при подготовке к урокам следует учитывать, что оснащение учебного процесса наглядным материалом играет первостепенную роль. Оборудование урока соответствующими образцами позволяет развивать и совершенствовать представления учащихся. Сначала внимание детей обращается на красоту оформления плаката (открытки) в целом, а затем выделяются и называются детали. Большое значение учитель придает развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для того чтобы ученики увидели, как меняется общий рисунок плаката в зависимости от расположения изобразительных элементов, первоначально его компонуют в виде аппликации. Из цветной бумаги заранее вырезаются необходимые детали оформления. В декоративном рисовании большое внимание следует уделять подбору цветовых сочетаний. Наряду с белой бумагой надо чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок яркость, сочность, нарядность. Существенная роль в обучении декоративному рисованию принадлежит систематическому рассматриванию и оценке детских работ. В конце каждого урока рисунки учащихся коллективно рассматриваются и анализируются с точки зрения тех задач, которые учитель поставил в начале урока. При этом важно установить: • соответствуют ли технические умения учащихся при работе графитными и цветными карандашами, акварельными и гуаше-выми красками требованиям учебной программы (проводились ли прямые линии одним неотрывным движением и фиксировались ли они в заданной, опорной точке; равномерно ли закрашивался узор, аккуратно ли накладывались штрихи, сознательно ли изменялось их направление; хорошо ли наложена краска, соблюдались ли контуры рисунка); • передана ли ритмичность построения узора (чередуются ли элементы по форме, цвету, величине); • как композиционно расположены элементы узора в геометрической форме (симметрично ли, заполнены ли середина, края, углы, верх, низ, левая и правая стороны); • сумел ли ученик правильно отобрать соответствующие рисунки для оформления открытки, плаката и т.д.; • соблюдались ли правила построения узора, использовались ли при этом осевые линии; • сочетаются ли между собой подобранные цвета; • что в рисунках свидетельствует об элементах творчества; • как учащийся сам оценивает свою работу. В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учитель.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.047 с.) |