Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования



Французское слово decor означает «узор». Отсюда декоратив­ное рисование — это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформле­ния праздничных плакатов, открыток и т. д.

Значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразитель­ной деятельности в очень высокой степени способствует эсте­тическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и до­ступен учащимся коррекционной школы. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисо­ванию.

В чем преимущества декоративного рисования по сравнению с другими видами занятий в первоначальный период обучения?

Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при вы­полнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые проме­жутки. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большое коли­чество разнообразных орнаментов.

Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно учащи­еся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим моти­вом. Другие же виды работы (рисование с натуры и на темы) требуют от умственно отсталого ребенка самостоятельного ре­шения непростого для него вопроса о размещении изображения на листе бумаги.

Большое преимущество декоративного рисования состоит так­же в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изо­бражаемого, т.е.:

обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда доста­точно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета;

плоскостное изображение объемных предметов, которое не тре­бует передачи светотени;

условную передану цвета, когда окраска рисунка может не соот­ветствовать окраске реально существующего предмета и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Декоративному рисованию учащиеся специальной школы от­дают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самосто­ятельно определять их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует учащихся и тем самым активизирует их деятельность.

Декоративное рисование позволяет более результативно фор­мировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображе­нии реального предмета, понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности.

Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однород­ных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, вы­полняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьни­ки многократно упражняются в симметричном расположении эле­ментов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основ­ных геометрических форм.

Таким образом, декоративное рисование отличается доступно­стью техники и использование его во многом может способство­вать развитию умственно отсталых школьников.

Вместе с тем средствами декоративного рисования можно ак­тивно воздействовать на учащихся вспомогательной школы, и прежде всего на их сенсорное развитие.

Так, в частности, в процессе декоративного рисования прово­дится большая работа по уточнению и обогащению представле­ний учащихся о геометрических формах. Последнее особенно важ­но, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах занятий связывается с пред­метом, т.е. происходит ее опредмечивание. Значимость такой ра­боты еще более возрастает, так как обучение рисованию начина­ется там, где внимание ребенка обращается к форме изображае­мого объекта.

В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг боль­шой — круг маленький, крут' большой — круг маленький и т.д.). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг — квадрат, круг — квадрат и т.д.). Наконец, более сложную компо­зицию представляют узоры, состоящие из двух-трех форм и дру­гих геометрических элементов.

При составлении узоров важное место занимает пространствен­ная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «се­редина», «края», «левая сторона», «правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и др., в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих за­нятиях учащиеся много упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями учителя. При этом они решают задачи на ориентировку (в пределах листа бума­ги), постепенно осваивают развернутые (многокомпонентные) характеристики пространственного размещения деталей рисунка («слева направо», «внизу по самому краю», «в правом верхнем углу», «сверху вниз через середину» и т.д.).

Во время рассматривания какого-либо узора учитель просит рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, пока­зать уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью вопроса «где?». Это ставит школьников перед необходи­мостью словесно определять взаимное расположение элементов.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера, предъявляют особые требования к ис­пользованию цвета. В процессе занятий учитель организует целе­направленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цвето­вых сочетаний, показанных на образце. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на перво­начальном этапе), а в умении соотносить цвет деталей своего ри­сунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеют ритмичность и симметрия окраски элементов.

В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность. При этом следует придерживаться следующих психолого-дидактических требований:

а) активизировать сенсорные и мыслительные процессы путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания де­талей узора, выделения их признаков, сравнения и классифика­ции по цвету;

б) выдерживать определенный порядок при раскрашивании элементов узора, для чего необходимо:

различать цвета (на знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора, обозначить его словесно, закрепить его название, соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по названию, назвать заданный цвет,

фиксировать внимание учащихся на красивых сочетаниях цве­тов и цветовых оттенков, усиливая мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно образцу;

в) в начальный период обучения следует рисовать узоры с не­большим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами (например, желтым и синим), а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично распо­ложенные элементы целесообразно давать одинакового цвета;

г) надо предоставлять детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов;

д) в старших классах в качестве образцов следует использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного и того же цвета;

е) с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении, надо многократно проводить дополнительную индивидуальную работу;

ж) при подведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цве­товых отношений в выполненном рисунке.

Декоративное творчество развивается постепенно, и все зада­ния даются в определенной системе:

составление узоров по готовым образцам;

составление узоров из данных элементов;

составление узоров по заданной схеме;

самостоятельное составление узоров.

Добиться успешного выполнения заданий можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Боль­шое значение при этом имеет применение таких методов, кото­рые позволяют развивать технические умения. Однако основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся овладели умением правильно воспринимать изображение (образцы), опре­делять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучая умствен­но отсталых школьников тому, как надо действовать руками, учи­тель концентрирует свои усилия на развитии различных сторон личности аномального ребенка: на активизации его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств и эмоциональ­но-волевой сферы.

Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся уме­ния составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму.

Большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель проводит с учащимися непосред­ственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знако­мит детей с предметами декоративно-прикладного искусства, со­общает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Учитель дает ученикам достаточное время для того, чтобы они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора (орна­мента). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы. При анализе образца дети не только называ­ют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и ука­зывают количество этих элементов.

Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сформулиро­ваны и понятны детям. Вопросы, которые учитель ставит перед учащимися во время беседы, способствуют повышению активно­сти школьников, побуждают их к мыслительной деятельности. Для того чтобы заинтересовать детей предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования, учитель показывает, помимо образцов, лучшие рисунки, выпол­ненные учениками параллельного класса, или аналогичные об­разцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса).

Особенно большое место на уроках декоративного рисования занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть, как пра­вило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконич­ность не исключает полного изложения учебного материала. Же­лательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз. В противном случае умственно отсталые школьники могут отнес­тись безучастно к объяснению и не поймут инструкции учителя.

Результативным методом пояснения того, как надо действо­вать, осваивая тот или иной способ составления узора, является наглядный показ. Наиболее эффективным средством обучения декоративному рисованию является демонстрация постепенно выполняемого (на доске или большом листе бумаги) учителем рисунка.

В младших классах часть задания может быть выполнена непо­средственно вслед за действиями учителя; в этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, — говорит учитель, — так и вы у себя в тетрадях». В старших классах такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и раз­вернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически.

Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие ре­зультаты в том случае, если учитель постоянно активизирует уча­щихся, стимулирует их умственную деятельность, стремится по­высить у них интерес к занятиям и т.д.

Исключительно важное значение при обучении декоративно­му рисованию имеет использование приготовленных к уроку об­разцов. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, явля­ются примером того, какими могут быть узоры в полосе, квад­рате, круге; образцы дают возможность видеть, как по-разному располагаются узоры в одной и той же геометрической форме. В процессе рассматривания узоров формируется понятие о краси­вом сочетании цветов; наличие образца способствует правильной передаче в рисунке относительной величины элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику выполнения ри­сунка цветными карандашами и красками. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики; красочный рисунок увле­кает ребенка, побуждает его к активной деятельности, способ­ствует целенаправленному выполнению задания.

В течение одного урока целесообразно показать не более трех-четырех образцов, отличающихся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположе­нием. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли по­нять, что в узорах является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено все­стороннему анализу и изучению образца.

Следует рекомендовать составление узоров на готовых формах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью учитель может приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометриче­ские: круги, квадраты, треугольники и т.п., или изобразитель­ные: цветы, ягоды, листья и т.п.). Один-два ученика размещают должным образом составные части узора в геометрической фор­ме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэто­му после наблюдения за работой своих товарищей каждый состав­ляет орнамент у себя на парте.

Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строе­ние. В ходе подготовительной работы ученики видят, что из одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только в том случае, если составные части будут по­вторяться ритмически или располагаться симметрично.

В процессе обучения декоративному рисованию надо побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как составить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для уча­щихся такая работа представляет определенную сложность, так как требует от них проявления самостоятельности. Особенно затрудня­ются дети в подборе декоративных элементов. В начальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь (в частно­сти, целесообразно вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т.п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках, когда ученикам дает­ся задание составить орнамент самостоятельно, можно использо­вать таблицу с изображением готовых — стилизованных — элемен­тов (рис. 24). Необходимо особо подчеркнуть, что стремление уча­щихся придумать «свой» узор всегда следует поощрять.

Стремясь к развитию активности школьников, полезно какую-то часть урока посвящать коллективному придумыванию узора. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последовательно ук­рашают соответствующую форму.

Из большого разнообразия предлагаемых учащимся заданий наиболее простым видом работы является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышив­ки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т. п.

Последовательность построения узора в полосе такова: сначала учащиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску бума­ги), затем делят ее на равные части; после этого заполняют их соответствующими рисунками, которые могут повторяться или чередоваться.

Элементы орнамента размещаются отдельно друг от друга или соединяются между собой.

На первых порах обучения младшим школьникам очень трудно нарисовать полосу на листе бумаги. Поэтому в их тетрадях учитель заранее ставит опорные точки, показав, например, ширину по­лосы.

Значительную сложность представляет и деление полосы на равные части. В I — II классах такую работу следует выполнять с помощью трафарета-мерки (квадрата или прямоугольника из плот­ного картона). Детей необходимо научить, как пользоваться такой меркой, последовательно накладывая ее и проводя вертикальные прямые. Для этого фронтальный показ на классной доске должен сочетаться с индивидуальной работой.

При делении полосы на части в первоначальный период обу­чения можно также использовать опорные точки. На последующих этапах, когда учащиеся овладевают некоторыми технически­ми умениями, деление полосы проводится в таком порядке: сна­чала, найдя середину, делят полосу на две равные части (попо­лам), после чего каждую из этих частей, в свою очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно продолжить. В полученных квадратах (прямоугольниках) рисуют узоры.

Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно подобрать такие, чтобы их рисунок не был перегружен чрезмерно сложными элементами. Узоры в квадрате, так же как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое примене­ние они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (ук­рашения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.).

Существует несколько видов декоративного оформления:

• крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы за­полняются второстепенными элементами;

• квадрат делят на четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора;

• элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;

• квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина

остается свободной.

В зависимости от назначения изделия определяется компози­ция узора: основная часть размещается в центре квадрата, а неко­торые элементы по углам (коврик); узор располагается равномер­но по всем сторонам (платок, салфетка); квадрат разделен на че­тыре части, в каждой из которых повторяются изображения узора (подушка) и т.д.

Схема построения узоров в круге, используемых для украше­ния посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в квадрате.

Приведем примеры:

середина круга заполняется крупным узором, а край окаймля­ется нешироким декоративным рисунком;

повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной;

элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично относительно середины; таких элементов может быть четыре или восемь, и они чередуются (по форме и цвету) или повторяются.

К работам декоративного характера относится также оформле­ние праздничных плакатов, открыток и т.п. В этом случае при подготовке к урокам следует учитывать, что оснащение учебного процесса наглядным материалом играет первостепенную роль. Обо­рудование урока соответствующими образцами позволяет разви­вать и совершенствовать представления учащихся. Сначала внима­ние детей обращается на красоту оформления плаката (открыт­ки) в целом, а затем выделяются и называются детали.

Большое значение учитель придает развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для того чтобы ученики увидели, как меняется общий рисунок плаката в зависимости от расположения изобразительных элементов, пер­воначально его компонуют в виде аппликации. Из цветной бумаги заранее вырезаются необходимые детали оформления.

В декоративном рисовании большое внимание следует уделять подбору цветовых сочетаний. Наряду с белой бумагой надо чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок яркость, сочность, нарядность.

Существенная роль в обучении декоративному рисованию при­надлежит систематическому рассматриванию и оценке детских работ. В конце каждого урока рисунки учащихся коллективно рас­сматриваются и анализируются с точки зрения тех задач, которые учитель поставил в начале урока. При этом важно установить:

• соответствуют ли технические умения учащихся при работе графитными и цветными карандашами, акварельными и гуаше-выми красками требованиям учебной программы (проводились ли прямые линии одним неотрывным движением и фиксировались ли они в заданной, опорной точке; равномерно ли закрашивался узор, аккуратно ли накладывались штрихи, сознательно ли изме­нялось их направление; хорошо ли наложена краска, соблюдались ли контуры рисунка);

• передана ли ритмичность построения узора (чередуются ли элементы по форме, цвету, величине);

• как композиционно расположены элементы узора в геомет­рической форме (симметрично ли, заполнены ли середина, края, углы, верх, низ, левая и правая стороны);

• сумел ли ученик правильно отобрать соответствующие ри­сунки для оформления открытки, плаката и т.д.;

• соблюдались ли правила построения узора, использовались ли при этом осевые линии;

• сочетаются ли между собой подобранные цвета;

• что в рисунках свидетельствует об элементах творчества;

• как учащийся сам оценивает свою работу.

В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учи­тель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.047 с.)