Резонанс в группах и научных моделях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резонанс в группах и научных моделях



 

 

Если обратиться к такому разделу физики, как динамика, то нелинейные колебания могут быть хорошим примером ре­зонанса внутри групп и организаций. Фасилитаторы групп, работающие в рамках человекоцентрированной модели, часто наблюдают возникновение такого сильного резонанса внутри группы, что он становится непереносимым для одного или нескольких участников. В этот момент в группе кто-то может пошутить (и тем самым снять напряжение, ослабить силу резонанса), а кто-то — просто встать и уйти.

Роджерс хорошо это осознавал: он говорил о мудрости группы, ее движении, доверии и тенденции к самоактуа­лизации внутри нее, которые существовали даже тогда, когда группа оказывалась в состоянии полного хаоса.

Нелинейные колебания показывают, что сила, создава­емая резонансом, может быть такой большой, что вводит систему в состояние нового резонанса или нового хаоса. Эти параллели между нелинейными колебаниями в физике и возникновением резонанса между участниками человекоцентрированной группы было бы чрезвычайно трудно обна­ружить в закрытой системе или, другими словами, в замкну­той авторитарной группе. В основе открытой групповой системы лежит тенденция к самоактуализации индивидов.

Что такое «параллель» в новой науке? Глейк начинает свою книгу о хаосе, цитируя двустишие Джона Апдайка:

Для человека существует музыка

Для природы существует шум

В этих двух строках содержится ключ к пониманию взаи­мосвязи между практикой слушания Роджерса и новой нау­кой. Это осознание способности слышать прекрасные упоря­доченные звуки музыки, сотворенной человеком. Я думаю, что это параллель с изначально хорошо структурированны­ми, организованными системами психотерапии, от которых отталкивался Роджерс и которые также являлись плодом человеческого творчества и стихией взрывных, неожидан­ных, непреднамеренных звуков или шумов, препятствующих восприятию присущей структуре упорядоченной красоты. Для терапевта такими помехами могут быть неожиданные, иногда невразумительные попытки клиента выразить свои глубокие чувства.

 

«СЛУШАЯ ШУМ»: РОДЖЕРС И НОВЫЕ УЧЕНЫЕ

Рассмотрим историю становления новой науки, или нового способа мышления, в изложении Глейка. Это становление связано с различными научными дисциплинами. В этот про­цесс оказались вовлеченными прежде всего представители таких наук, как математика, физика, прикладная физика, химия, биология, астрономия, экономика, а представители таких пограничных или «не таких точных» наук, как социо­логия, антропология, психология и т.д., остались в стороне.

Насколько я понимаю, отношения между фундаменталь­ными и прикладными науками образуют определенную ие­рархию. Двум представителям фундаментальной и приклад­ной науки трудно общаться друг с другом, так как создается впечатление, что один на целую голову выше другого и оба едва друг друга признают. К тому же использование термина «прикладная» перед названием научной дисциплины было своего рода «клеймом».

В последние годы наметилась примечательная тенден­ция — медленное и неохотное осознание представителями фундаментальных научных дисциплин того факта, что ошибки, помехи или шумы, возникающие во время работы над их совершенными уравнениями, имеют, оказывается, важное значение. Ученые трудились над своими уравнениями, сидя за компьютерами, но через какое-то время все упорядоченные структуры начинали исчезать и возникало огромное количе­ство явно не относящейся к делу информации. И все упорядо­ченные прогрессии вдруг внезапно «разваливались».

Ученые предполагали, что произошел сбой в работе их компьютеров, что было неправильно составлено уравнение или произведено неверное вычисление. Они игнорировали сам факт превращения порядка в хаос, говоря: «Ну, это просто какая-то ошибка. Начнем все сначала». Они не слушали, о чем говорил им шум. Однако все чаще и чаще они стали задумы­ваться и задавать вопрос: «Интересно, а есть ли смысл в этом шуме, стоит ли его слушать?»

Как отмечает Глейк, таких ученых было немало. В качест­ве примера я упомяну только одного или двух из их числа. Может быть, они были не самыми выдающимися, но, бесспор­но, смелыми, любопытными, обладающими широким взгля­дом на мир людьми, следующими не только своим уравнени­ям и техническим знаниям, но и своей интуиции. Они упорно размышляли над тем, что означали все эти непредсказуемые отклонения. Это было началом процесса прислушивания к то­му, чему почти не придавалось значения в истории матема­тики и классической науки.

Подобно Леонардо да Винчи, стремившемуся создать летательные аппараты, эти ученые столкнулись сначала с непреодолимым барьером времени. Сколько времени потребовалось бы на то, чтобы произвести миллионы операций над всеми этими сложнейшими уравнениями? Потребо­валась бы вся человеческая жизнь. Место, время и данные были неадекватны для решения задачи. Необходимо было совершить ряд новых открытий для того, чтобы идеи до­статочно быстро приобрели осязаемую, видимую форму и были исследованы предсказуемость и случайность, поря­док и хаос.

Появление современных высокопроизводительных ком­пьютеров открыло новые горизонты в науке — возникли почти безграничные возможности для исследования предсказуемости и случайности и их влияния на организмы и на са­му Вселенную.

Глейк описывает историю Мишеля Фейгенбаума, кото­рый, наряду с другими учеными, оказался первопроходцем в этих исследованиях. Он входил в группу ученых из Лос-Аламоса и был известен как человек, решающий проблемы других людей. Он не спал ночами, пытаясь продлить тем самым свое рабочее время. Иногда ему казалось, что все усилия напрасны, но, размышляя, он интуитивно чувствовал, что находится рядом с чем-то очень важным. Он не знал, с чем именно, но прислушивался к своей интуиции.

Фейгенбаум открыл число, называемое теперь числом Фейгенбаума, которое универсально, то есть одинаково для всех кривых, имеющих единственное максимальное значе­ние. Он изучал простые числовые функции, но был убеж­ден, что его теория выражает естественный закон математи­ческих, физических, биологических систем, появляющийся в точке перехода между порядком и хаосом. Он сделал то, от чего сторонилось большинство математиков и физиков.

И хотя его интуитивное знание не было подкреплено строгими доказательствами, он продолжал проявлять на­стойчивость. Он писал статьи и стремился их опубликовать даже тогда, когда не имел четких доказательств. Он продол­жал настаивать, несмотря на повторяющиеся отказы издате­лей. Один из редакторов вернул рукопись, сказав, что она «неприемлема для читательской аудитории журнала».

Много лет спустя этот редактор признал, что Фейгенбаум открыл новое направление в науке, но продолжал повторять: «Я был прав. Я поступил правильно, вернув эту рукопись, потому что она не соответствовала нашей аудитории» (Gleick, 1987, р. 181).

В начале своей профессиональной деятельности Род­жерс также оказался в подобной ситуации. Как психотера­певт он не был принят психиатрами; как психолог — колле­гами-психологами; он не разделял общепринятые в то время взгляды. Роджерс вошел в круг работников социальной психиатрии, приобрел видное положение в их рядах; затем, будучи признан Американской ассоциацией прикладной психологии, был приглашен на должность профессора на ка­федру социологии и образования и, в конце концов, получил приглашение читать лекции на факультете психологии Рочестерского университета.

К счастью, Фейгенбаум тоже был настойчив. В процессе становления новой науки была достигнута точка, в которой произошел настоящий взрыв в концепции «слушания шума». Ученые начали прислушиваться не только к шуму, но и к соб­ственной интуиции.

В 1979 году Фейгенбаум поехал на конференцию на ост­ров Корсика, где он встретил Майкла Барнслея, английского математика, получившего образование в Оксфорде. «Именно там,— пишет Глейк,— Барнслей впервые узнал и об уни­версальности, и о периоде удвоения, и о бесконечных кас­кадах бифуркаций» в системе или организме (Gleick, 1987, р. 215).

Барнслей начал интересоваться последовательностями Фейгенбаума, двух-, четырех-, восьми- и шестнадцатикрат­ными циклами. «Появились ли они чудесным образом из математической пустоты, или же они являются тенью чего-то еще более глубокого? Интуиция Барнслея подсказывала ему, что они должны быть частью невероятного фрактального объекта, до сих пор скрытого от наблюдения» (Gleick, 1987, р. 215).

Барнслей написал статью и отослал ее для публикации в Communications in Mathematical Physics. Редактор этого издания, Дэвид Рюль, понял, что Барнслей заново открыл «похороненную» часть работы, написанной 50 лет назад Гастоном Жюли, французским математиком. Это обстоя­тельство было очень важным. Он послал Барнслею сооб­щение: «Свяжитесь с Мандельбротом» (Gleick, 1987, р. 216). Мандельброт известен как «отец фракталов», открывший новым ученым новый визуальный мир.

Во всем этом научном движении было много жизненной энергии. Ученые преодолевали разделявшие их прежде барье­ры. Они становились частями открытых систем, спешили формулировать и обсудить свои идеи; и прежние преграды, состоявшие в том, что один ученый не обращался к другому и не сотрудничал с ним, ощущая себя на голову выше своего коллеги, оказались разрушенными. По поводу разрушения старых форм науки Глейк сказал следующее (и, я полагаю, это очень значимо для понимания работ Роджерса): «Класси­ческая наука заканчивается там, где начинается хаос» (Gleick, 1987, р. 3). И снова здесь звучит открытость, прислушивание к своему опыту и движение к, возможно, очень пугающему — неизвестному.

 

ФРАКТАЛЫ

Фракталы становятся более понятными благодаря их изобра­жению в книге «Красота фракталов», написанной Г. Пейтгеном и П. Рихтером (Peitgen, Richter, 1986). Иллюстрации к этой книге свидетельствуют о некоторых чудесах современ­ной компьютерной техники, сделавших возможным исследо­вание информации, содержащейся в шумах, открывших путь новому способу мышления, новому пути в науке. Мы можем рассмотреть во фракталах, ставших видимыми благодаря мощным компьютерам, нелинейные, иррегулярные, сложные и прекрасные структуры, резко контрастирующие с линей­ными, регулярными, простыми, симметричными формами классической механической ньютоновской науки. На самом деле все очень просто: эти цветные формы созданы путем присвоения определенного цвета каждому значению в урав­нении, подвергшемся многократной итерации. На этом ме­сте я хотела бы вернуться к вопросу об открытых системах и их психологической трактовке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.007 с.)