Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория человекоцентрированного подхода и теория хаоса
Эта глава содержит размышления о параллелях, которые можно провести между человекоцентрированным подходом и теорией хаоса. Важной вехой в развитии теории хаоса стала публикация в 1987 году книги Джеймса Глейка «Хаос: создание новой науки». После почти двадцатилетнего изучения теории, лежащей в основе человекоцентрированного подхода, я вижу, что провозглашенный Карлом Роджерсом новый способ бытия и становления человека являются аналогом нового образа мышления, изложенного Глейком в его книге о хаосе. Приведу цитату из введения к книге Глейка: «Теория хаоса — это наука скорее о процессе, чем о состоянии, о становлении, нежели о существовании» (01еюк, 1987, р. 5).
* Я благодарю Эда Бодфиша и Черил Десросиерс за помощь в переработке этой главы.
Мой многолетний опыт практического применения человекоцентрированной теории в индивидуальной терапии, а также в интенсивных группах, тренинговых программах, университетских курсах и ежедневных контактах и взаимоотношениях с людьми ясно свидетельствует о том, что эта теория имеет прочную научную основу В центре моего внимания — Карл Роджерс, ученый, который по мере развития теории хаоса становится в авангарде этой новой науки.
ПРОЦЕСС
«Теория хаоса — это наука о процессе». Этот тезис — важнейшая отправная точка, поскольку мне кажется, что понятие «процесс» указывает на одну из параллелей между новой наукой и новым способом бытия, который развивался и практиковался Роджерсом. В его книге «Становление человека» (Rogers, 1961) есть глава «Процессуальная концепция психотерапии». В более поздних работах он говорит об эмпатии, или глубоком эмпатическом слушании, не как о состоянии, а как процессе, развивающемся плавно и динамично. Я отметила одну параллель между работой Роджерса и новой наукой, выраженную понятием «процесс». Теперь я расскажу о двух других аналогиях (не обязательно в хронологическом порядке).
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Я уже упоминала о том, что общепринятое и научное значения термина «универсальность» не совпадают. Но поскольку я намереваюсь использовать этот термин, я попробую уточнить то содержание, которое в него вкладывают. Сам Роджерс выделял два значения этого термина. Одно из них раскрыто, в частности, в его известном высказывании: «Более личное есть более общее». Я обнаружила, что если говорю очень искренне, опираясь на свой собственный опыт, и говорю от всего сердца, то все, что бы я ни сказала, находит свой путь к сердцам многих людей, независимо от того, в какой стране они живут и к какому социальному слою принадлежат.
На личном опыте я убедилась в том, что более личное — это и есть более общее. Пример, который сразу приходит в голову,— моя статья размером в одну страницу, первоначально опубликованная в еженедельной колонке, которую я вела в местной газете, в рубрике «Как я это вижу». Статья называлась «Любить с открытым сердцем». Это была квинтэссенция более чем тридцатилетнего периода моей жизни. Тогда я позвонила своему другу и сказала: «Моя жизнь оказалась настолько сложной, что превратилась в запутанный клубок. Если бы я могла найти хоть один конец нитки, то, вероятно, распутала бы пряжу, но я никак не могу найти этот конец». Мой муж болел. Дочь была еще очень маленькой. Моя мать и свекровь приходили к нам помогать по хозяйству, и я старалась быть хорошей женой, хорошей матерью, хорошей невесткой, хорошей дочерью, но со временем поняла, что брала на себя ответственность за всех членов семьи, теряя при этом саму себя. Я просто медленно умирала. Этот мой очень хороший друг помог мне понять, что у других членов семьи есть свои собственные силы, что если бы я позволила им воспользоваться заложенным в них потенциалом, то они стали бы сильнее, и что я не несу ответственность за каждого. Я осознала это после недели очень интенсивной внутренней работы. Однажды, словно пробудившись от дремоты, я очень явственно услышала следующее: «Ты защищаешь их. Что это значит? Это значит, что я защищаю то, чем обладаю». Я была шокирована. Я убеждена, что изменения, которые тогда со мной произошли, оказали серьезное влияние на будущее моей семьи. В статье «Любить с открытым сердцем» я использовала метафору бабочки, высвобождающейся из кокона: человек, который хотел помочь бабочке высвободиться из кокона, раскрыл его; бабочка явилась на свет, но у нее были такие слабые крылья, что она не смогла летать. Я заметила, что везде, куда бы я ни поехала — в Южную Африку, Советский Союз, Мексику — всегда находился кто-то, кто говорил: «О! Так это вы написали статью "Любить с открытым сердцем". Она у меня всегда на письменном столе. Она мне о многом говорит».
Итак, утверждение о том, что более личное — это более общее, имеет для меня совершенно реальное значение, свидетельствующее об универсальности человеческого опыта. В Южной Африке, Англии, Франции, Мексике я общалась с различными группами людей, и почти каждый раз получала подтверждение справедливости данного положения. В книге «Способ бытия» (Rogers, 1980) Роджерс написал, что одним из базисных моментов его теории является тенденция к самоактуализации, которая присуща всем живым существам, включая человека. Универсальная основа этой тенденции, проявляющаяся в самых разных формах жизни и простирающаяся на всю Вселенную, была названа им «формирующей тенденцией». Вот что Роджерс написал о ней в книге «Способ бытия»: «Мы сталкиваемся с тенденцией, которая пронизывает всю органическую жизнь — тенденцией организма становиться настолько сложным (организованным), насколько позволяют его способности. Более того, я полагаю, что мы имеем дело с мощной творческой тенденцией, которая сформировала нашу Вселенную — от самой маленькой снежинки до самой большой галактики, от непритязательной амебы до наиболее чувствительного и одаренного из людей. И, возможно, мы прикасаемся здесь к самой сути нашей способности превосходить самих себя, создавать новые и более одухотворенные направления в развитии человечества. Эта мысль является для меня философской основой человекоцентрированного подхода» (там же, р. 134). В своей книге «Клиентоцентрированная терапия» (Rogers, 1951) Роджерс упоминал тенденцию к самоактуализации, хотя в то время он еще не использовал этого термина. Термин возник в связи с отказом Роджерса от использования понятий, типичных для терапии того времени (регрессивная тенденция, инстинкт смерти, разрушительные силы, закрытые системы классической науки и терапевтической практики).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.144 (0.007 с.) |