Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы у детей в разные возрастные периоды.
Головной мозг. Его размеры и масса при рождении относительно велики. В полушариях большого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные извилины. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксона), и их структурное развитие заканчивается лишь к 7-8 годам. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов — к 3 — 4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к 1 году 3 мес, пирамидных путей — к 2 — 3 годам, блуждающего нерва — к 3 — 4 годам. Множество импульсов, поступающих в кору вызывают пассивное, длительное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят большую часть суток. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными. Спинной мозг. Длина его увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно-мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4 —5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. На уровне рогов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще внутриутробно, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов. Периферическая нервная система: редкие, недостаточно миелинизированные нервные волокна, миелинизация которых заканчивается на 2 —4-м году жизни. Вегетативная нервная система. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3 — 4 годам. К этому времени устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. Следствием этого является то, что у детей раннего возраста физиологичной является симпатикотония, на 3 —4-м году сменяющаяся ваготонией. Новорожденный большую часть суток спит, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые ручки и ножки к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен. Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные — защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке подмышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках).
Ребенок 3 мес более активен. Общее время сна 18 — 20 ч в сутки. Фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Движения становятся более целенаправленными: хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления. Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален. Спит 16 — 18 ч. Сидит. Движения рук целенаправленны. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, произносит отдельные слоги. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов. У ребенка 9 мес в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Стремится к общению, понимает речь, выполняет простые задания, говорит отдельные слова, проявляет свои желания. Спит 14—16 ч в сутки. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке. Быстро ползает. Ребенок 1 — 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общителен. К 1,5 - 2 годам говорит короткими фразами. Различает запахи, звуки, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания. Приучается к опрятности. Спит 14 — 16 ч в сутки. Ходит самостоятельно.
Ребенок 2 — 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спи-нальных и периферических нервов. Ребенок не может всё анализировать самостоятельно и спрашивает обо всём взрослых (период вопросов). Продолжают дифференцироваться движения. У ребенка 3 — 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга заканчивается. Легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Формируется личность ребёнка. Речь становится связной, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторская и синтезирующая деятельность коры большого мозга. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.005 с.) |