Какие методы используются в педагогическом исследовании? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие методы используются в педагогическом исследовании?



Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской цели:

· Методы теоретического анализа – метод сравнительно-исторического анализа, метода моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа и др.

· Методы сбора исследовательской информации- педагогическое наблюдение, методы педагогического опроса_- беседа и анкетирование, метод анализа продуктов детской деятельности.

· Методы обработки и анализа исследовательских данных- методы качественного и количественного анализа собранных данных.

Если методы теоретического анализа сходны при использовании в различных гуманитарных науках, то методы получения исследовательской информации в дошкольной педагогике имеют свое своеобразие.

Методы изучения проявлений, интересов, потребностей и умений дошкольников дадут объективные результаты только в том случае, если исследователь сумеет установить хороший контакт с ребенком, заинтересовать его предлагаемым заданиями. Поэтому большинство из них имеют игровую оболочку, т.е. предлагаются дошкольникам в виде игр и игровых упражнений.

При выборе методов сбора информации в дошкольной педагогике важно учитывать доступность диагностических заданий для ребенка. Эта доступность будет определяться как возрастными, так индивидуальным своеобразием дошкольника. Определяя систему методов исследования, педагог должен понимать, какой цели с их помощью он хочет достигнуть, какую задачу решить. Каждый из используемых в дошкольной педагогике методов сбора научной информации имеет свои достоинства и проблемы организации. Поэтому, как правило, для решения каждой научной задачи используется комплекс методов.

Остановимся подробнее на некоторых методах сбора научной информации.

Педагогическое наблюдение рассматривают как исходный метод исследование в дошкольной педагогике. Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке ученого в исследовательской проблеме. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в поведении ребенка, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Метод наблюдения позволяет описать конкретную картину проявлений дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. (Полякова М.Н.).

При всех своих достоинствах метод наблюдения достаточно трудоемкий, он требует от исследователя достаточно много времени и сил на фиксацию результатов. Продуманная программа наблюдения и способов фиксирования данных (введение дневника, заполнение таблиц, видеосъемка) обеспечивает сбор объективной информации и делает этот метод фактически универсальным для исследований в дошкольной педагогике.

Метод естественного эксперимента (экспериментальных заданий) широко используется в современной дошкольной педагогике. Он позволяет решить многие задачи – например, выявить интересы дошкольников, или их умения взаимодействовать в группе, проявить сочувствие и помощь сверстникам и взрослым.

В отличие от наблюдения, при котором исследователь занимает достаточно пассивную позицию, педагогический эксперимент позволяет ему спровоцировать разнообразные реакции ребенка или создать специальные условия для их проявлений. Как правило, экспериментальные ситуации не требуют длительного времени, полученные в ходе их проведения материалы легко поддаются качественному и количественному анализу. В ходе организации эксперимента легче фиксировать получаемые результаты, т.к. реакции ребенка или взрослого мы можем предположить заранее. Однако в ходе эксперимента исследователь концентрируется на этих проявлениях испытуемых и не всегда обращает внимание на другие их высказывания, вопросы, эмоциональные проявления, которые могут быть полезны для понимания сущности и причин изучаемого педагогического явления. Вместе с тем, специально заданные экспериментальные ситуации (задания, которые предстоит выполнить; проблемы, которые надо разрешить) могут вызывать неуверенность, страх, смущение у тревожных, нерешительных детей и взрослых. Поэтому в педагогическом исследовании тщательно продумывается форма организации эксперимента (игра, рассказ другу, создание рисунка на память) и мотивирование испытуемых к участию в экспериментальной ситуации. Результаты, полученные в ходе эксперимента, дополняются в процессе организации наблюдения и беседы.

Из всех методов опроса (беседа, итервьюирование, анкетирование) в дошкольной педагогике чаще всего используется беседа. Беседа - это непосредственное, общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Беседа может проводиться, как со взрослыми – педагогами и родителями, так и с дошкольниками. Достоинством беседы является то, что исследователь может учитывать эмоциональные проявления, интонацию, пантомимику испытуемых, возникающие у них вопросы и суждения. Эти наблюдения дают дополнительный материал для понимания заинтересованности собеседников проблемой, их отношения к ней, ориентированности в конкретных вопросах, трудностей которые возникают у педагогов, детей и родителей. Важным условием эффективного использования беседы для сбора данных является продуманный способ фиксирования информации - заполнение таблиц, схем, аудиозапись.

Но когда исследователю необходимо собрать информацию характеризующего представление и отношение к проблеме большого количества испытуемых (педагогов нескольких детских садов, учителей школы, родителей разных групп детского сада) используется анкетирование. В дошкольной педагогике анкетирование, как правило, применяется в процессе изучения педагогических условий, определяющих развития детей - компетентность воспитателей, заинтересованность родителей.

В ходе составления анкет используются вопросы разного типа - открытые, где респондент может высказать свою точку зрения; закрытые (с «веером ответов»), в которых нужно выбрать подходящий ответ из имеющихся и полузакрытые, где можно выбрать ответ из имеющихся или предложить свой.

Эффективность использования анкетирования как метода сбора информации зависит от содержательности и четкости поставленных вопросов. Вопросы анкеты должны быть конкретны и понятны для той аудитории, на которую ориентирован метод, не следует увлекаться вопросами, предполагающими односложные ответы- «да» или «нет». Такие вопросы хорошо поддаются количественной обработке, но часто мало что привносят в понимание сущности проблемы. К тому же они настраивают отвечающего (респондента) на формальное отношение к анкете.

В настоящее время исследовательский аппарат дошкольной педагогики значительно пополнился за счет методов, традиционно применявшихся в возрастной психологии, социологии. В дошкольную педагогику прочно вошли социометрические методики, метод поперечных срезов, лонитюдный метод, различные виды тестирования, праксиметрия (изучение продуктов детской деятельности – рисунков, рассказов детей; изучение, анализ документации образовательного процесса и пр.)

В исследованиях по дошкольной педагогике широко используются разные виды тестирования - проективные тесты, личностные тесты, тесты деятельности (ситуационные тесты), тесты достижений. Тестирование - это метод выполнения испытуемым стандартизированных заданий, по результатам выполнения которого судят о его психологических или личностных характеристиках, знаниях, умениях испытуемого, его интересах и способностях. Результаты тестов хорошо поддаются количественной обработке, имеют высокую степень достоверности, но не дают возможности увидеть все стороны педагогического явления. Многие тесты (личностные, проективные) требуют особых умений для точной интерпретации результатов. Поэтому в дошкольной педагогике тестирование, как правило, используется как дополняющий метод в сочетании с наблюдением и беседой.

Для того, чтобы на основе полученных результатов исследования можно было установить связи и закономерности используются методы обработки и анализа исследовательских данных- методы качественного и количественного анализа.

В дошкольной педагогике наиболее часто применяются следующие методы количественного анализа данных.

· Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество социально-уверенных и социально-неуверенных детей в каждой экспериментальной группе).

· Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составления ранжированного списка старших дошкольников в зависимости от количества полученных ими выборов со стороны сверстников.).

· Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Однако методы количественного анализа часто не дают возможность увидеть ребенка в многообразии его проявлений, понять особенности современного дошкольника. Поэтому сегодня в дошкольной педагогике все больше исследований строится на преобладании качественной интерпретации полученных данных. Для этого используются методы составления характеристик и монографических портретов детей, метод классификации (выделение на основе общих признаков типологий, характеризующих особенности дошкольников в различных видах деятельности) и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)