Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектирование и использование инновационных технологий обучения. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Инновационно-образовательная деятельность в высшей школе – один из базисных видов деятельности в рамках научно-образовательного процесса – включает творческое преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги (новые специальности и направления подготовки выпускников, учебные знания, технологии, учебники и т.д.), способные обеспечить участникам инновационно-образовательной деятельности дополнительный эффект (педагогический, экономический и др.). Особую роль среди результатов инновационно-образовательной деятельности играют инновационные технологии обучения, поскольку уровень инновационной технологизации во многом определяет качество образования, экономическую эффективность и конкурентоспособность вуза. Совокупность инновационных образовательных технологий может выступать в качестве отличительной характеристики особенностей реализации данной ООП вуза и ее конкурентного преимущества. Инновационные технологии обучения выстраиваются в основном в русле личностно ориентированного подхода и опираются на активную познавательную позицию учащегося (в русле деятельностного подхода). Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает: – активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации); – возможность прикладного использования знаний в реальных условиях (например, во время практики); – представление знаний в разнообразных формах (а не только в текстовой); – подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности; – акцент на процессе обучения, а не на запоминании информации. Сравнительный анализ ключевых особенностей инновационных технологий обучения позволяет сделать вывод о том, что каждая модель обучения развивает какую-либо характеристику учебного процесса. В связи с этим можно утверждать, что инновационное образование в целом – это не какая-то определенная образовательная модель, а достаточно широкий принцип адекватного использования вновь открываемых потенциальных возможностей обучения. Инновационный подход в образовании определяется через умение и готовность руководителей и преподавателей проектировать и моделировать нужный вузу учебный процесс с использованием различных образовательных технологий на основе знания их потенциальных возможностей. Именно это делает процесс обучения в вузе технологичным, т.е. прогнозируемым и максимально приближенным к запланированным результатам.
В рамках такого проектирования целесообразно использовать смешанные модели, созданные на основе различных образовательных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в практике высшего образования. Так, в системе дистанционного образования эффективны принципы модульного обучения в сочетании с технологией полного усвоения знаний: содержание обучения удобно структурировать в учебные модули, а условия обучения (темп усвоения, количество повторов, проведение тестовых процедур и пр.) варьировать на основе технологии полного усвоения знаний.
48.Разработка и использование документации, регламентирующей содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ООП ВО Программные документы первой группы регламентируют образовательный процесс по ООП ВПО в целом в течение всего нормативного срока ее освоения. В этой группе представлены такие традиционные документы, как учебный план и календарный учебный график. Вместе с тем компетентностная ориентация ФГОС ВПО влечет за собой необходимость усиления роли интегрирующих составляющих ООП ВПО. Такое усиление предлагается осуществлять двумя путями: 1) через дополнение и развитие такого традиционного документа как учебный план; 2) путем включения в состав ООП ВПО новых интегрирующих программных документов для обеспечения ее достаточной целостности и целенаправленности. Вторая группа программных документов в составе ООП ВПО объединяет традиционные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик, но с учетом приобретения всеми учебными курсами, предметами, дисциплинами (модулями), практиками соответствующей компетентностной ориентации. Особый раздел ООП составляют документы, обеспечивающие учебно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса. В этом разделе ООП ВПО предлагается размещать следующие совокупности документов и материалов:
– состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО; – комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ООП ВПО; – комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава, ответственного за реализацию конкретной ООП ВПО.
49. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера (обеспечивающие целостность ООП ВПО) 1. Программы формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций студентов при освоении ООП (матрицы компетенций). 2. Состав, основное содержание и структурно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО. 3. Компетентностно-ориентированный учебный план. 4. Календарный учебный график: последовательность реализации ООП по годам (включают в себя теоретическое обучение, практики, аттестации, каникулы) 5. Сквозная программа промежуточных комплексных аттестаций студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования ООП. 6. Программа итоговой государственной аттестации студентов-выпускников. 7. Сквозная программа надцисциплинарного учебного курса "Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО".
Дисциплинарно-модульные программные документы ООП ВО. Совокупность дисциплинарно-модульных программных документов ООП ВПО включает: 1) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 2) программы учебной и производственной практик; 3) программу НИР. Рабочие программы учебных дисциплин, практик составляют традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов. Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик находятся в тесной взаимосвязи как между собой, так и со следующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО: – "Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО". – "Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО". – "Компетентностно-ориентированный учебный план" и др. Тесная взаимосвязь определяет сопряженность в разработке всех программных документов ООП, а также итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП и других ее компонентов (разделов).
В связи с этим, помимо традиционных требований, в состав учебной программы дисциплины, практики рекомендуется внести следующую информацию: – перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций; – матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины; – перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций; – перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций). В силу идентичности шаблонов программ учебной и производственной практик достаточно привести перечень разделов программ без конкретизации вида практики. 1. Цель практики. 2. Задачи практики. 3. Место практики в структуре ООП. 4. Формы проведения практики. 5. Место и время проведения практики. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики. 7. Структура и содержание практики с указанием трудоемкости в зачетных единицах и часах. 8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые при проведении практики. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. 10. Формы аттестации студентов по итогам практики. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 12. Материально-техническое обеспечение практики. В разделе "Учебная и производственная практики" указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми вуз имеет заключенные договора на проведение учебных практик. В том случае, если практики осуществляются в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала. Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам. (Общая структура (макет) рабочей программы учебной практики и общая структура (макет) производственной практики представлены в источнике [3: 22–29].) Программа НИР может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной практики. В данной программе указываются виды, этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.016 с.) |