Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Авторство: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Авторство: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский)



Это одна из ранних классификаций методов обучения. Методы обучения делятся в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность на

· пассивные методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)

· активные методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

1.2 Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Авторы: Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.)
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют:

· словесные методы (источником знания является устное или печатное слово)  занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;

· наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)  усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций;

· практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий)  основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

1.3 Классификация методов обучения по дидактической цели (Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова)
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

· методы приобретения новых знаний;

· методы формирования умений и навыков;

· методы применения знаний;

· методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.
1.4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Авторы: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер

· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

· репродуктивные  преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

· проблемного изложения  преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем;

· частично-поисковые (эвристические) ­ учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания;

· исследовательские  предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

1.5 Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Автор  Бабанский Ю. К)

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

• перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
• словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
• наглядные (демонстрация, иллюстрация);
• практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
• логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
• гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
• самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

• методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
• методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности  различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.006 с.)