Глава опытно-практическая работа по формированию учебно-информационных умений у учащихся на уроках информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава опытно-практическая работа по формированию учебно-информационных умений у учащихся на уроках информатики



Методика изучения учебно-информационных умений.

Данная методика разработана для учащихся 7-9 классов учителем информатики Дерышевой Ириной Евгеньевной. В основе методики лежит метод естественного наблюдения.

Цель: выявить сформированность учебно-информационных умений учащихся среднего звена.

В ходе наблюдения за детьми в естественных условиях (на уроках, в столовой, на переменах, вне школы и т.д.) педагогом заносятся данные в сводную таблицу, в которой отражены показатели сформированности учебно-информационных умений по каждому пункту.

В основе методики лежат следующие показатели, характеризующие уровни сформированности учебно-информационных умений.

1. Составлять простой и сложный план

2. Составлять таблицы, схемы, графики

3. Составлять тезисы, конспекты

4. Читать карту, таблицу, диаграмму

5. Работать с учебником и дополнительной литературой (составлять конспект текста, составлять рецензию на ответ, умение выполнять реферативные работы, выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста; использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования).

Критерии оценки методики:

5 – высокий уровень

4 – хороший (не всегда) Средний уровень.

3 – средний (редко)

2 – низкий (нет умения).

Результаты занесены в таблицу:

Таблица №3

Результаты по методике Дерышевой

Фамилия, имя учащегося Учебно-информационные умения Оценка уровня сформированности учебно-информационных умений
Составлять простой и сложный план Составлять таблицы, схемы, графики Составлять тезисы, конспекты Читать карту, таблицу, диаграмму Работать с учебником и доп. литературой
1. Бокина Таня + + + + + Высокий (сформированы все компоненты)
2.Валеева Аделина + - - + + Средний (сформированы 3 компонента)
3.Букреев Руслан + _ _ _ _ Низкий (сформирован 1 компонент)
4.Грибовская Лиза + + + _ _ Средний
5.Леьединец Лиза _ _ + + + Средний
6.Тимофеева Даша _ + + + + Высокий
7.Рашитов Эльвир _ _ _ + _ Низкий
8.Тянутова Лена + _ + _ + Средний
9.Хайбуллин Фархат _ + _ _ _ Низкий

Исходя из полученных данных, отмечаем, что 2 учащихся 9 класса показали высокий уровень сформированности учебно-информационных умений, это говорит о том, что у данных детей сформированы все показатели, характеризующие критерии учебно-информационных умений, либо практически все. В данном случае, у Тани Б. развиты все компоненты, а у Даши Т. один не развитый. Девочка составляет простые план текстов, но только при помощи учителя. Итак, высокий уровень показали 22% учащихся среднего звена.

Средний уровень показали 4 учащихся среднего звена, что составляет 44% от общего числа испытуемых. (Аделина, Лиза, Лиза, Лена). У данной категории детей сформированы только три показателя, представленные в методике.

Низкий уровень показали 3 детей, что составляет 34% от общего числа испытуемых учащихся 9 класса.

Рассмотрим полученные данные по модифицированной методике Пехотиной Н.В.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

· Приветствие.

· Проверка отсутствующих.

Постановка проблемной ситуации.

- Итак, допустим, вы получили задание графически с помощью компьютера решить уравнение y=cosx-x2. Посмотрите на схему. Какую последовательность моделей вы выберете?

(Модель → информационные → вербальные→знаковые →компьютерные).

Каким образом вы построите алгоритм решения задачи, и какими же будут основные этапы создания и разработки модели на компьютере?

(Вначале строится описательная информационная модель задачи, т.е. ее условие (вербальная модель), затем записываются формулы, которые связывают исходные данные и конечный результат (знаковая модель), затем выбирается способ решения: с помощью компьютера или нет).

Постановка проблемы

Ребята, можете ли Вы однозначно ответить на вопрос: Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом <body bgcolor="#FFFFFF">?

1) белый;

2) зеленый;

3) красный;

4) синий.

А с подсказкой:

А если у Вас будет вот такая таблица соответствия цветов? (Да сможем!)

В заданиях ЕГЭ по информатике такие задачи присутствуют, и я предлагаю разработать компьютерную модель цветовой палитры компьютера, после проведения эксперимента с которой, каждый из вас однозначно сможет ответить на поставленный вопрос, не заглядывая в таблицы соответствия.

Физкультминутка.

Оформление созданной компьютерной модели.

- На слайде представлен один из вариантов оформления созданной компьютерной модели. Каждый выбирает дизайн своей модели сам!

II урок

Анализ результатов компьютерного эксперимента.

Пример создания компьютерной модели солнечной системы Слайд 33. Физкультминутка.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята давайте сформулируем тему нашего урока? (Компьютерное моделирование. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования)

Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?

Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?

Рефлексия.

Было ли вам интересно работать?

Что нового вы узнали сегодня на уроке об Excel?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Предлагаю каждому ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке в соответствии с баллами, занесенными в лист оценивания.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - универсальный инструмент познания.

Спасибо за работу!

Источники

http://market.yandex.ru/model.xml?hid=91020&modelid=6061621

http://www.zapchasti-sfera.ru/bolts/bolt_drawing_3.jpg

http://www.maritime.org/store/media/boats/dutchbotterlow.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3312/bgancov.7/0_28a3c_bb450f7_XL

http://www.zibulber.ru/images/catalog/m/m_123/m_123-00012.jpg

http://globalscience.ru/media/Icosahedron.gif

http://markx.narod.ru/pic/kipenie.gif

2. Практическая самостоятельная работа в текстовом редакторе Microsoft Word

Цель: проверить полученные знания по изученному материалу.

Задачи:

Обучающая: теоретическое повторение ранее изученного материала.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: воспитание умения работать самостоятельно, воспитание чувства ответственности.

Описание работы.

1. Открыть программу Microsoft Word и создать документ по предложенному образцу.

2. Параметры страницы: Размер бумаги (вкладка Параметры страницы) - ширина – 20 см; высота – 17 см.; ориентация – книжная; поля: верхнее и нижнее – 1,5 см, левое – 3 см, правое – 1 см.

Формат шрифта:

1. Размер: шапка – 12; обращение – 16; текст – 14.

2. Цвет: шапка – светло-синий, обращение – синий, остальные абзацы – черный.

3. Эффекты (Шрифт®Шрифт): шапка – утопленный, обращение – контур, основной текст – с тенью.

4. Интервал (Шрифт®Интервал): обращение – разреженный на 3 пт.

5. Начертание: выполнить согласно предложенному образцу.

Формат абзаца:

1. Выравнивание: шапка – по левому краю; обращение – по центру; основной текст – по ширине.

2. Абзацный отступ (Абзац®Отступы и интервалы): основной текст – 1,5 см.

3. Интервал перед: основной текст – 0,5 см.

4. Интервал после: основной текст – 0,5 см.

3. К основному тексту применить Нумерованный список

4. После создания документа закрыть его, сохранив в своей папке под именем Письмо к читателю

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

- Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в большом объеме информации и уметь правильно подходить к ее поиску. Сегодня на уроке мы с вами постараемся освоить основные принципы поиска информации в глобальной сети Интернет. Тема нашего урока «Эффективный поиск в Интернет».

III. Актуализация знаний.

/6 человек проходят компьютерное тестирование/

Вопросы остальным учащимся:

1. Назовите основные отличительные черты локальной сети.

2. Перечислите базовые топологии локальной сети?

3. Какова история создания сети Интернет?

4. Назовите сервисные услуги сети Интернет.

5. Как и с помощью чего происходит процесс передачи информации в глобальной сети?

/фронтальный опрос у интерактивной доски/

IV. Работа по новой теме.

С каждым месяцем, днем, часом в гигантской паутине гипертекстовых связей появляются все новые и новые мега- и гигабайты информации, и теперь всякий исследователь, прокладывающий себе путь в необъятных просторах киберпространства, с первых же минут ощущает потребность в надежном путеводителе. Дэвид Фило и Джерри Янг из Станфордского университета в апреле 1994 года пришли к выводу, что у каждого из них накопилось такое большое количество ссылок на самые различные информационные источники, что пора каким-то образом их упорядочить.

Так родилась идея создания специализированной базы данных, которая вскоре стала использоваться тысячами пользователей для эффективного поиска информации в Сети.

Этап. Разговор в круге.

- Как часто вы пользуетесь службой поиска?

- Всегда ли вы находите то, что ищете?

- В чем заключается основная ваша проблема?

- Считаете ли вы себя профессионалом в процедуре поиска?

- Что, по вашему мнению, может считаться критерием профессиональности поиска?

(1. Полнота – необходимое условие успешного полномасштабного поиска, т.е. необходимо использовать в полной мере различные поисковые системы; 2. Достоверность - найденная информация должна быть достоверной и актуальной, т.к. многая информация берется из недостоверных источников, каковыми являются, например, рефераты и творческие работы, наводнившие Интернет; 3. Скорость поиска – зависит от правильного выбора поисковых серверов и умения быстро разбираться в структуре и принципах построения Web-ресурса).

Поисковая машина

AltaVista Excite HotBot InfoSeek Lycos Northern Light Web Crawler  
Показатели индексирования  
Размер индекса в млн. документов              
Скорость индексирования, документов в день 10 млн. 3 млн. до 10 млн. Нет данных от 6 до 10 млн. более 3 млн. Нет данных
Время регистрации 1–2 дня 2 недели 2 недели 2 дня 2–3 недели 2–4 недели 2 недели
Учет частоты обновления Да Нет Нет Да Нет Нет Нет
Особенности поисковых языков  
Поиск по домену Да Нет Да Да Да Нет Нет
Поиск по URL Да Нет Нет Да Да Да Нет
Учет регистра Да Нет Частично Да Нет Частично Нет
Поиск по заголовку Да Нет Да Да Да Да Нет
Поддержка кириллицы Да Нет Нет Да Да Да Нет
                 

Где лучше у нас? (анализ данных)

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска еще один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.

Технологический этап. Используются тестовые запросы из 1–2 ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик.

Поиск без учета морфологии

Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной ее морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "! ".

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединенные данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.

Оператор НЕ

В языке Яndex этот оператор обозначается "~", и так же его одинарное использование означает исключение следующего за ним термина в пределах абзаца, а двойное – в пределах всего текста.

Сложный запрос

Яndex позволяет использовать вместо слов целые логические выражения, при этом его нужно заключить в скобки.

Поиск в найденном

Позволяет осуществить поиск по документам, найденным по предыдущему запросу. Для этого в конце запроса нужно поставить " $$ " или просто сделать отметку в окошке "поиск в найденном", расположенном на странице запроса. Эта функция очень удобна для последовательного сужения поиска.

3 этап. Игра по теме урока.

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки. На каждой карточке имеется таблица. На странице 148 учебника находится практическая работа № 10. За 10 минут вам нужно найти как можно больше ответов на заданные вопросы. При этом учитывается точность ответов. Искать можно в любой поисковой системе, не более двух вопросов одновременно.

V. Упражнения для глаз.

- Посмотрите на доску. Вы видите репродукцию картины.

1. Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем откройте глаза, расслабьте мышцы глаз, посмотреть вдаль картины на счет 1-6. Повторите 4 раза.

 

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-3. Затем посмотрите вдаль картины на счет 1-4.

3. Не поворачивая головы, посмотрите направо. Затем посмотрите вдаль прямо.

4. Не поворачивая головы, посмотрите налево. Затем посмотрите вдаль прямо.

Не теряйте самоконтроль

Интерактивная среда WWW увлекает, и зачастую после нескольких десятков минут Web-серфинга мы забываем: как попали на данный сайт, что хотели найти и по какому адресу расположена только что просмотренная уникальная информация… И в этом случае не пренебрегайте аккуратным использованием функциями (кнопками) вашего броузера Назад и Вперед, помогающими упорядочить навигацию. Чтобы не терять информацию и время, приучите себя всегда явно определять цель предстоящего on-line сеанса и при работе стараться не отступать от нее, оставляя прочие возникающие идеи и желания на потом. Планирование поисковой работы по этапам также даст результат: поиск станет более осознанным и систематичным, а результат – более полным и точным.

Глава Опытно-практическая работа по формированию учебно-информационных умений у учащихся на уроках информатики

Цель опытно-практической работы: выявить эффективность применения форм и методов самостоятельной работы на уроках информатики по формированию учебно-информационных умений учащихся среднего звена.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня сформированности учебно-информационных умений учащихся;

2. Разработать и апробировать серию уроков с применением форм и методов самостоятельной работы;

3. Провести повторную диагностику и сравнительный анализ результатов.

Опытно-практическая работа проводилась в условиях МБОУ СОШ д.Рязановка.

Директор школы, учитель химии, физической культуры: Черномырдин Алексей Владимирович

учитель информатики – Алимбаев Анис Мансурович.

Цели деятельности педагогического коллектива определены в школьных документах. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства образования Республики Башкортостан, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.

Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребёнка в процессе обучения.

Главным условием для достижения этой цели является включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

В МОБУ СОШ д.Рязановка работают квалифицированные педагоги. Воспитательная работа в школе ведётся по направлениям:

1. гражданско – патриотическое,

2. учебно – познавательное,

3. трудовое,

4. нравственно – правовое,

5. эстетическое, используются здоровье сберегающие технологии.

Школа оснащена необходимым оборудованием для успешного обучения и воспитания учащихся.

Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т. е. кабинет физики, химии, математики, и т. д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым современным оборудованием в зависимости от специализации, аудио - и видеоаппаратурой, телевизорами, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями. В школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

Таким образом, для проведения опытно-практической работы в школе имеются все необходимые условия.

2.1. Первичная диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений у учащихся среднего звена

 

Исследование проводилось в три этапа под четким руководством учителя информатики Алимбаева аниса Мансуровича:

1. констатирующий,

2. формирующий,

3. контрольный.

В исследовании принимали участие учащиеся 9 класса СОШ д.Рязановка в количестве 9 человек: 6 девочек и 3 мальчика подросткового возраста.

Список детей:

1. Бокина Татьяна

2. Валеева Аделина

3. Букреев Руслан

4. Грибовская Елизавета

5. Лебединец Елизавета

6. Тимофеева Дарья

7. Рашитов Эльвир

8. Тянутова Елена

9. Хайбуллин Фархат.

На констатирующем этапе опытно-практической работы нами была проведена диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений учащихся среднего звена.

Учитывая, что к учебно-информационным умениям относят:

1. Умение работать с письменными текстами.

2. Умение работать с устными текстами.

3. Умение работать с реальными объектами как источниками информации.

4. Умение работать с техническими средствами.

Нами были разработаны критерии и показатели сформированности учебно-информационных умений.

Таблица №2

Уровни и показатели сформированности учебно-информационных умений

Критерии Уровни Показатели
  Умение работать с письменными текстами Высокий Учащийся на сознательном уровне правильно читает с соблюдением основных норм литературного произношения, пользуется различными видами чтения, самостоятельно готовится к выразительному чтению, знает основные компоненты текста и умеет с ними работать, может определить примерное содержание книги по оглавлению, обладает умениями информационного поиска и находит необходимую литературу, различает научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты. Умеет подбирать и группировать материал по определенной теме, умеет составлять простой план письменного текста. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты. Умеет правильно излагать текст, оформляет тетради в соответствии с принятыми нормами.
Средний Учащийся на достаточном уровне соблюдает нормы литературного произношения, пользуется несколькими видами чтения, к выразительному чтению готовится при помощи учителя или родителей, знает основные компоненты текста и умеет с ними работать, может определить примерное содержание книги по оглавлению только при помощи педагога, обладает умениями информационного поиска на основе элементарных представлений и необходимую литературу подбирает при помощи постороннего человека, иногда самостоятельно различает научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты. Умеет подбирать и группировать материал по определенной теме, умеет составлять простой план письменного текста. Ребенок умеет правильно списывать текст. По диктовку пишет с небольшим количеством ошибок, излагает текст, путая его содержание по времени, оформляет тетради в соответствии с принятыми нормами.
Низкий Учащийся плохо читает тексты, так как не знает нормы литературного произношения, к выразительному чтению готовиться только при помощи взрослого, инициатива и самостоятельность при этом не проявляется, знает некоторые компоненты текста, но не умеет с ними работать, не обладает умениями информационного поиска и не может находить необходимую литературу. При изложении текста совершает многочисленные ошибки, не умеет оформлять тетради.
  Умение работать с устными текстами Высокий Понимает сказанное однократно в нормальном темпе, учащийся задает восполняющие и уточняющие вопросы в случае непонимания устного текста. Может составить простой план устного текста, создавать устные тексты различных типов, умеет выразительно говорить. Владеть различными видами пересказа текста
Средний Понимает сказанное однократно в нормальном темпе, но не задает восполняющие и уточняющие вопросы в случае непонимания устного текста. Может составить простой план устного текста при помощи педагога или родителей, может создавать устные тексты, при этом путая различные типы между собой, не соблюдая логической связи, умеет выразительно говорить. Владеть различными видами пересказа текста.
Низкий Сказанное однократно не понимает, что требует постоянного повторения, учащийся не задает восполняющие и уточняющие вопросы в случае непонимания устного текста, стараясь уйти от ответа. Не может составить простой план устного текста, не различает типы текстов, не умеет выразительно говорить, читает плохо, пересказывать не умеет, так как редко выполняет домашнее задание.
  Умение работать с реальными объектами как источниками информации.   Высокий Осуществляет самостоятельно наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. Использует по рекомендации учителя различные виды наблюдения. Осуществляет качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. Обладает умением формировать под руководством учителя простейшие модели.  
Средний Осуществляет самостоятельно наблюдение объекта, не соблюдая цели и способы, предложенные учителем. Использует по рекомендации учителя различные виды наблюдения, но осуществляет их только при помощи педагога. Не может осуществить качественное описание объекта, только количественное, обладает умением формировать под руководством учителя простейшие модели.  
Низкий Не осуществляет наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. Избегает рекомендаций учителя по видам наблюдения, не обладает умением качественного и количественного анализа наблюдаемого объекта. Очень простые модели формирует только при помощи педагога либо вообще не формирует их.  
  Умение работать с техническими средствами Высокий Умеет работать с телевизионными источниками, с аудиоисточниками, в полной мере владеет умения использования ИКТ в пределах учебной и внеучебной деятельности.
Средний Умеет работать с телевизионными и аудиоисточниками, только после повторного напоминания со стороны педагога, достатчоно владеет умениями использования ИКТ.
Низкий Не умеет работать с техническими средствами, обладает начальными знаниями по работе с информацией и применения ИКТ.

Исходя из представленных критериев и показателей, мы использовали методику Дерышевой И.Е «Методика изучения учебно-информационных умений учащихся» и «Диагностику информационной компетенции» Пехотиной Н.В. с целью изучения учебно-информационных умений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.075 с.)