М. А. Новосёлов (Епископ Марк) в «катакомбах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. А. Новосёлов (Епископ Марк) в «катакомбах»



( Из книги: «Свящ. Павел Флоренский. Переписка с Новосёловым». С. 39 - 44)

 

 

«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое».

(Отк 3, 12).

 

Катакомбная Церковь Истинно-Православных Христиан (ИПХ) бережно хранит память своего столпа церковного, усиленную истинным почитанием его как св. новомученика[1].

Еще до революции "Кружок ищущих христианского просвещения" (иначе просто "новоселовский кружок") был отмечен cвоей аскетической направленностью и своим ярым нонконформизмом. В некотором смысле это была попытка возрождения древнехристианской общины. Весь круг людей, духовно связанных с "новоселовской общиной", еще до революции некий острослов назвал "революционно настроенными православными фундаменталистами"[2], что было вполне справедливо.

Крушение Империи и начавшееся гонение на Церковь Новоселов воспринял хотя и скорбно, но без удивления, ибо увидел в сем эсхатологическое действо. Свою просветительскую деятельность он продолжил и после революции, невзирая на всю ее опасность. Он участвовал в работе Даниловской Академии, которая нелегально продолжалась десятилетия[3]. По некоторым данным можно судить, что где-то около 1921 г. он принимает монашеский постриг (тайно) с именем Марк. По всей видимости, постригал его еп. Феодор (Поздеевский) [4]. После образования "Параллельного Синода"[5] в Св. Данилoвoм монастыре Новоселов неоднократно исполнял секретные поручения владыки Феодора, много разъезжая по стране. Возникновение "обновленчества" было встречено Новоселовым, как и всеми "даниловцами" отрицательно[6]. "Даниловцы" выступали против любых соглашений с большевиками. Именно в это время (1922-1927 гг.) Новоселов рассылал свои послания, известные ныне как "Письма к друзьям"[7].

В Даниловом монастыре в 1923 г. монах Марк был тайно поставлен во епископа Сергиевского (для Сергиева Посада)[8]. Хиротонию совершили архиеп. Феодор (Поздеевский), еп. Серпуховской Арсений (Жадановский)[9] и еп. Дмитровский Серафим (Звездинский)[10]. Можно считать, что именно с этого времени начинается тайная "катакомбная" деятельность Новоселова. Он много разъезжал по городам и весям, основывая тайные общины и монастыри, участвуя в сокрытии от богоборцев христианских святынь[11].

Когда в 1927 г. грянула "Декларация" митр. Сергия (Страгородского), единомышленники Новосёлова этому особенно не удивились, избрав путь либо мученический - тюрьмы и лагеря, — либо исповеднический — ссылки и "катакомбы". Именно "даниловцы" утвердили движение "непоминающих"[12]. В Петрограде это движение возглавил митр. Иосиф (Петровых)[13]. В самом начале движения Новоселов устремился в бывшую столицу Империи, где поддержал единомышленников. Его друг о. Феодор Андреев стал одним из лидеров "иосифлян". Так, курсируя между Москвой и Петроградом, и жил тайный еп. Марк.

С 1927 г. он стал рассылать свои новые послания, наименованные "Ответы востязуюшим", где толковал свершившееся и призывал к правильному действию в будущем. ОГПУ рассматривал его писания как самую зловредную антисоветскую пропаганду. Тогда же Новоселов полностью перешел на нелегальное положение, скрываясь у верных и перемещаясь по общинам. Он утверждал бескомпромиссное следование Православию. Он не только не принял революции, но не считал себя гражданином СССР, не имел советских документов. О многом говорит его фраза, ставшая крылатой: "Колхозы есть богопротивные антихристовы учреждения, а советская власть, их установившая, власть антихриста, основатель же этой власти – Ленин – сам сущий антихрист"[14].

Трудно переоценить тот вклад, который внес Новоселов в становление ИПЦ — и личным примером, и как богослов. Влияние его столь велико, что даже самые малограмотные члены ИПЦ до сего дня помнят то, что он сказал еще в 1928 г.! Новоселов был активнейшим участником так называемого "Кочующего Собора"[15] ИПЦ, проходившего с весны по август 1928 г. в разных местах, скрываясь от бдительного ока ОГПУ. Многие его идеи нашли отражение в документах Собора, а итоговое Определение, где "сергианские таинства" Таинствами не признавались, именуясь "еретическими скве-рнодействиями", и где ceргиане анафематствовались, разрабатывалось под его непосредственным руководством[16]. Под влиянием Новоселова в текст Определения были введены имяславческие пункты. Имяславцам был открыт беспрепятственный доступ в ИПЦ.

Вся его церковная деятельность вызывала ярость ОГПУ особенно после депутации к митр. Сергию, в которой участвовал Новоселов[17]. В конце концов, в конце 1928 г. Новоселов был арестован вместе с большой группой, по этому делу был арестован и А. Ф. Лосев[18]. По некоторым сведениям, Новоселова выдал чекистам кто-то из его окружения[19]. Тогда в Москве гремело дело "Политического Центра всесоюзной церковно-монархической организации Истинное Православие"", главой которого был признан Новоселов. 17 мая 1929 г. ОСО ОГПУ приговорил его к трем годам тюремного Политизолятора в Ярославле, по статье 58-10[20]. А 3 марта 1931 г. Коллегия ОГПУ назначила ему срок в 8 лет тюрьмы в том же Политизоляторе[21]. О его пребывании в тюрьме почти ничего не известно, т. к. Новоселов не писал никому из близких ему людей (лишен переписки или опасался репрессий против адресатов). Известно, что в тюрьме Новоселов встретился с архиеп. Андреем (кн. Ухтомским), который поздравил его с церковным праздником[22]. 7 февраля 1938 г. ОСО вновь приговорило его к трем годам Политизолятора за контрреволюционную деятельность (КРД)[23]. По данным архива ФСК, 17 января 1938 г. Новоселов был приговорен к высшей мере наказания, но в деле отсутствует справка о приведении приговора в исполнение. По всей видимости, вскоре он был расстрелян в Вологде.

По одному из апокрифов, Новоселова якобы в 1940 г. этапировали через Москву в Сибирь, а в столице он вместе с конвоиром заезжал к знакомым. Несколько более правдоподобным выглядит слух, что тайный епископ Марк был расстрелян в начале войны в 1941 г. на пересыльном пункте, когда ввиду угрозы приближения фронта заключенные зачастую ликвидировались[24].

Велико духовное наследие сего блаженного мученика! Это не только его многочисленные писания, не только его аскетический образ, не только его многочисленные ученики, но самое главное живая идущая от него традиция Катакомбной Церкви. Поистине, он был Учителем Церкви и сия традиция учительства сохранялась до 1986 г.[25]. Сначала это была Даниловская академия, ушедшая в подполье, потом - "Богословские курсы" в его "катакомбной общине", где после ареста "аввы" преподавали игумен Сергий (Гумилевский) и прот. Петр Первушин[26]. Все это поило благодатью умы и сердца истинно-православных христиан. Для нас, верных чад Катакомбной Церкви Истинно-Православных Христиан, чтущих благоговейно память тайного епископа Марка Михаила Александровича Новоселова, остается только воспеть: "Святый Мучениче Епископе Марко, моли Бога о нас!"

 

Глава 5

М. А. Новосёлов в тюрьме…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.)