Тема 4. Депозитный портфель и депозитная политика коммерческого банка. Организация систем защиты вкладов: международный и национальный опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Депозитный портфель и депозитная политика коммерческого банка. Организация систем защиты вкладов: международный и национальный опыт



Цель: Рассмотреть особенности формирования и управления депозитного портфеля БВУ. Представить данные о гарантировании вкладов.

Вопросы лекции:

1. Сущность и классификация депозитных операций.

2. Вклады до востребования.

3. Сберегательные и срочные вклады.

4. Депозитный портфель коммерческого банка и депозитная политика.

5. Развитие депозитного рынка в Казахстане: проблемы и пути их решения.

6. Системы защиты вкладов, её разновидности. Зарубежный опыт страхования вкладов.

7. Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц и особенности его функционирования на современном этапе.

Содержание лекции: По устоявшейся в мировой банковской практике традиции в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозиты и недепозитные средства. Под депозитом в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банковское учреждение.

Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Они представляют собой денежные средства, внесенные в банк его клиентами — юридическими и физическими лицами. По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп: депозиты до востребования, срочные депозиты и сберегательные вклады.

Основной характеристикой всех депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления; получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств; осуществлять их депонирование и даже полное изъятие. Для клиентов эти счета являются достаточно удобными в связи с их высокой ликвидностью, а к недостаткам можно отнести то, что, как правило, по таким счетам банки начисляют невысокие депозитные проценты либо вообще не производят их начисление. Для банка основное неудобство этих депозитов связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам.

Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты и сберегательные вклады. Под срочными депозитами понимаются денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов и вкладов депозитными и сберегательными сертификатами.

Сберегательные (условные) счета клиентов характеризуются в основном отсутствием фиксированного срока хранения денежных средств и условия их ведения не требуют предупреждения об изъятии средств. Существует достаточно много разновидностей сберегательных и вкладных счетов. Их значение для коммерческих банков состоит в том, что с их помощью происходит мобилизация временно свободных средств населения.

Главными источниками привлеченных денег являются депозиты от юридических и физических лиц. Все депозиты коммерческих банков можно разделить на следующие категории:

- депозиты до востребований (вклады физических и депозиты юридических лиц в том числе и банков, а также и расчетные и прочие счета)

- срочные депозиты, классификационные по срокам их привлечения (например, месячные, двух-, трехмесячные, годовые и т.д.)

В мировой практике сложилось шесть основных вариантов участия государства в системе страхования вкладов:

1. Явный отказ государства от страхования и защиты вкладов физических лиц (используется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских и сберегательных операций позволяют потенциальному вкладчику самостоятельно оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии банка).

2. Законодательное участие государства. Например, установленное в законодательном порядке преимущество требованиям вкладчиков перед другими требованиями при ликвидации банка-банкрота (используется в Австралии и Монголии).

3. Неясность и неопределенность государства в отношении покрытия требований вкладчиков.

4. Неявная (подразумеваемая) гарантия государства (модель представляет собой ситуацию, когда нет каких-то специальных законов или фондов, которые обеспечивают гарантию средств вкладчиков, средства для выплат не резервируются, однако по прошлому опыту или по заявлениям ответствен­ных лиц вклады граждан могут быть возмещены, причем сумма компенсаций остается на усмотрение властей).

5. Ограниченные гарантии государства (гарантии распространяются на часть вклада, на отдельные виды вкладов, существует государственный, смешанный или частный страховой фонд).

6. Полные гарантии государства (полное участие государства в выплате возмещений вкладчикам). Применяется в условиях серьезно­го системного сберегательного кризиса, после нормализации экономической ситуации – может быть заменена системой ограниченных гарантий. Использовалась в Швеции и Финляндии.

На сегодня в зависимости от степени участия государства в ССВ можно выделить две основные и преобладающие в мировой практике системы страхования:

Системы страхования вкладов, находящиеся под прямым воздействием государства.

Системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства.

В Казахстане система страхования вкладов была создана в 1999 году. Инициа­тором создания системы выступил Национальный Банк Республики Казахстан, учре­дивший Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц как свое дочернее закрытое акционерное общество. Одновременно по инициативе Нацио­нального банка были внесены изменения в банковское законодательство, обеспечившие формирование и пополнение фонда финансовыми ресурсами, а также встраивающее Фонд в систему финансовых органов страны.

Фонд имеет достаточно ограниченные полномочия. Его функции сводятся к сбо­ру взносов с банков-участников и выплате возмещения вкладчикам. Он не имеет права устанавливать какие-либо обязательные к применению банками нормы и правила, полу­чать от них какую-либо информацию об их деятельности. Единственной санкцией, кото­рая может быть применена Фондом, является исключение банка из Фонда в случае от­зыва у него лицензии, систематического (трех и более раз в течение 12 последователь­ных месяцев) применения к банку такой меры как безакцептное списание с его счетов неуплаченных им самостоятельно календарных и иных взносов или в случае предостав­ления банком в Фонд информации, свидетельствующей о невозможности выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками.

Первоначальный уставный капитал Фонда был сформирован за счет средств На­ционального Банка – 1 млрд. тенге (на момент создания – около 7 млн. долл. США). Финансирование деятель­ности Фонда осуществляется за счет вступительных и календарных взносов банков. Вступительный взнос составляет 0,375% от величины привлеченных банком гаранти­руемых вкладов, ежеквартальный взнос – 0,25% от суммы остатков на соответствующих счетах по состоянию на отчетную дату. В настоящее время шкала взносов является уни­фицированной, но Фонд имеет право устанавливать для банков дифференцированные ставки календарных взносов, зависящие от финансового состояния конкретного банка, а также максимальный суммарный размер календарных взносов как процентное отноше­ние к совокупной сумме привлеченных данным банком гарантируемых вкладов.

Имеются и дополнительные источники финансирования Фонда – в случае недос­таточности его средств для осуществления выплаты гарантированных вкладов Фонд может осуществлять заимствования у Национального Банка, правительства и иных ор­ганизаций, либо заимствования под их гарантии, а также взимать с банков дополнитель­ные и чрезвычайные взносы на покрытие разрыва ликвидности и погашения заимство­ваний Фонда. Инвестирование средств Фонда осуществляется на основании договора о доверительном управлении Национальным Банком Республики Казахстан исключитель­но в государственные долговые обязательства.

Следует отметить, что участие банков в системе до 2004 года являлось добровольным, а начиная с 2004 года обязательным. Условием включения банков в систему страхования является нали­чие собственного капитала в размере не менее 1 млрд. тенге (500 млн. тенге для регио­нальных банков), а также безубыточность и соблюдение пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов в течение 6 месяцев до подачи заявления.

Кроме того, хотелось бы отметить, что с 1 января 2004 года прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физическиз лиц осуществляют только банки- участники системы гарантирования депозитов. Добровольный или принудительный выход банка из системы гарантирования автоматически повлечет за собой отзыв лицензии на прием депозитов физических лиц.

Действующая система регулируется «Правилами функционирования системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц и участия в ней банков второго уровня Республики Казахстан» и «Правилами обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан». Согласно этим нормативным документам гарантированными вкладами являются:

1. срочные вклады, условные вклады, вклады до востребования в тенге и иностранной валюте в банках-участниках системы;

2. остатки денег на текущих счетах физических лиц в тенге и иностранной валюте, открытых в банках-участниках;

3. остатки денег на карт-счетах физических лиц в тенге и иностранной валюте, открытых в банках-участниках.

4. счета физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Не являются объектом гарантирования Фонда срочные вклады, условные вклады, вклады до востребования, остатки денег на текущих счетах и карт-счетах руководящих работников и акционеров банка-участника, владеющих пятью и более процентами акций с правом голоса, их близких родственников (родитель, брат, сестра, сын, дочь) и супругов.

Кроме этого, не являются объектом гарантирования Фонда срочные и условные вклады, размер которых по каждому вкладу равен или превышает сумму, эквивалентную 7 (семи) миллионам тенге, на дату внесения, пополнения или изъятия денег.

Оценивая опыт функционирования относительно молодой системы страхования вкладов Ка­захстана, следует отметить, что хотя её создание позволило в значительной мере повли­ять на повышение доверия населения к национальной банковской системе, представля­ется, что основными факторами, способствовавшими этому, служили иные меры, кото­рые были предприняты руководством республики и Национальным Банком Казахстана, направленные на развитие и укрепление национальной банковской системы.

Фонд выплатит возмещение только по сумме самого вклада. Начисленное вознаграждение по вкладу Фонд не возмещает. При этом вклад возмещается в полном размере, но не более 400 000 тенге. Такие условия возмещения предусмотрены для всех вкладов, независимо от вида и валюты вклада.
Если физическое лицо разместило в одном банке-участнике несколько вкладов, различных по видам и по валюте, то в случае его ликвидации, Фонд выплачивает по ним совокупное возмещение в размере общей суммы вкладов, но не более 5 миллионов тенге.

Выплата гарантированной суммы по вкладу будет производиться в той же валюте, в какой был внесен вклад. В случае наличия у вкладчика нескольких счетов в ликвидируемом банке, он вправе определить очередность выплаты возмещения по вкладам, внесенным им в различных валютах.

Правила Фонда предусматривают обязательное соблюдение банками-участниками максимальных ставок вознаграждения Фонда по привлекаемым ими вкладам физических лиц. Данное требование не относится к негарантируемым вкладам. По таким депозитам банки-участники вправе самостоятельно определять величину ставки вознаграждения.

Особенности системы гарантирования Казахстана:

 существующая система гарантирования Казахстана является достаточно ограниченной как по функциям, так и по инструментарию, который она использует;

 система гарантирования Казахстана базируется на создании Фонда гарантирования (страхования) вкладов физических лиц (создание Фонда предусматривается законом), функции которого сводятся лишь к сбо­ру взносов с банков-участников и выплате возмещения вкладчикам;

 существует полная зависимость принимаемых Фондом решений от позиции Нацио­нального Банка, являющегося одним из основных учредителей данного Фонда (следует отметить, что наряду с государственным финансированием финансовые ресурсы фонда образуются также за счет вступительных и календарных взносов банков и других средств, предусмотренными законодательством);

 к числу гарантируемых вкладов в рамках системы гарантирования Казахстана относятся только вклады физических лиц (для Казахстана это вклады в тенге, дол­ларах США и евро), при этом системой гарантирования Казахстана устанавливаются и другие дополнительные ограничения по гарантированию вкладов.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность и классификация депозитных операций.

2. Вклады до востребования.

3. Сберегательные и срочные вклады.

4. Депозитный портфель коммерческого банка и депозитная политика.

5. Развитие депозитного рынка в Казахстане: проблемы и пути их решения.

6. Системы защиты вкладов, её разновидности. Зарубежный опыт страхования вкладов.

7. Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц и особенности его функционирования на современном этапе.

Рекомендуемая литература.

1. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса, М., Консолтбанкир, 1998г.

2. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Искакова У.М., Алматы, Экономика, 2011 г.

3. Банковское дело. Учебник под ред. д.э.н., профессора Лаврушина О.И., Москва, 2008г.

4. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 2006 г.

5. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: «Финансы и статистика»,2005г.

6. Роуз С. Питер. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Москва, Дело ЛТД, 1998 г.

7. Рид, Коттер, Гилл, Смит. Коммерческие банки.М., 1994.

8. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке. М, 1998 г.

9. Усоскин В. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., Ваззар-Ферро,1998 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.025 с.)