Основы организации денежных расчетов, сущность и значение расчетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации денежных расчетов, сущность и значение расчетов.



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К СРЕЗУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Расчеты чеками. Чековые книжки, порядок их получения и хранения. Правила выписки чеков.

Разновидностью дебетового перевода является перевод средств по чеку, предъявленному бенефициаром к оплате, за счет чекодателя в пользу бенефициара.

Чек (расчетный чек, чек из чековой книжки ) - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку из чековой книжки или расчетному чеку.

Чекодатель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством чека из чековой книжки, т.е. лицо, за счет которого осуществляется выплата средств по чеку. Для получения чековой книжки юридическое лицо представляет в обслуживающий банк заявление-обязательство на получение чековой книжки установленной формы. На основании заявления-обязательства банк открывает счет специального режима. Денежные средства перечисляются на данный счет с текущего счета юридического лица или счета по учету кредитов.

Для получения чековой книжки юридическое лицо представляет в обслуживающий банк заявление-обязательство на получение чековой книжки установленной формы. На основании заявления-обязательства банк открывает счет специального режима. Денежные средства перечисляются на данный счет с текущего счета юридического лица или счета по учету кредитов.

При расчетах за товары (работы, услуги) чекодатель представляет чек из чековой книжки, указывая сумму чека, дату выписки чека, исходящий остаток и другие реквизиты. Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель представляет в свой банк вместе с поручением-реестром на инкассо.

Банк чекодержателя пересылает чеки и поручение-реестр в банк чекодателя. На договорной основе с чекодержателем банк чекодержателя может перечислить на его счет денежные средства в оплату чеков из чековых книжек до поступления денежных средств от банка чекодателя (условный платеж).

Банк чекодателя, получив поручение-реестр и чеки из чековых книжек, проверяет: полноту включения в поручение-реестр приложенных к нему чеков, достоверность и правильность оформления чеков чекодателем и чекодержателем, соответствие подписи чекодателя на чеке из чековой книжки ее образцу на заявлении-обязательстве, данные паспорта.

При наличии денежных средств на счете специального режима банк чекодателя оплачивает чеки из чековой книжки с указанием даты оплаты на поручении-реестре. Второй экземпляр поручения-реестра с отметкой об исполнении возвращается в банк чекодержателя. При отсутствии денежных средств на счете специального режима чеки из чековой книжки в день поступления в банк чекодателя должны быть отправлены без оплаты в банк чекодержателя.

Принципы и методы финансирования инвестиций, их развитие в современных условиях хозяйствования. Источники финансирования инвестиционной деятельности, их классификация.

Методы:

Самофинансирование

Прибыль. Роль прибыли зависит от правильности ее распределения на потребление и накопление. Чем больше ее потребляется, тем меньше остается на развитие производства. Позитивным моментом является проведение целенаправленной государственной налоговой политики в области налогообложения прибыли.

Амортизационные отчисления. Амортизационный фонд должен использоваться на: приобретение нового оборудования вместо выбывшего; механизацию и автоматизацию производственных процессов; проведение НИОКР; реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства; новое строительство.

Кредитование

Долгосрочное кредитование капитальных вложений. Для заемщика важна ставка процента по кредиту, уровень инфляции в стране, перспективы развития экономики, окупаемость капитальных затрат и возвратом долгосрочного кредита в срок.

Инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка от уплаты налога. Он может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации. Предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности.

Ипотечное кредитование. Основывается на принципах: срочности, возвратности, платности, целевой направленности, обеспеченности. Должник получает кредит и имеет возможность сохранить за собой заложенную недвижимость, не рискуя остальным имуществом. Заложенная недвижимость может продолжать приносить доход: сдаваться в аренду, использоваться как производственный объект и т. д.

Лизинг

Лизинг – передача имущества во временное пользование. Лизинг различают по видам:

1) финансовый лизинг (лизинг с полной амортизацией) – лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю это имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение или пользование. При этом срок соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его;

2) оперативный лизинг – лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение или пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга.

3) возвратный лизинг – продавец предмета лизинга выступает и как лизингополучатель. Собственник оборудования продает его лизинговой фирме и берет это оборудование у него в аренду. Продавец становится арендатором. Возвратный лизинг применяется, когда собственник объекта сделки испытывает острую потребность в

Форфейтинг

5. бюджетное финансирование инвестиций

Финансированию из бюджета присущи принципы:

– максимальный экономический и социальный эффект с минимумом затрат. Бюджетные средства должны предоставляться, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность;

– целевой характер использования бюджетных ресурсов;

– предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Бюджетное финансирование бывает возвратным и безвозвратным.

Безвозвратное финансирование осуществляется с целью развития новых направлений производственной деятельности. Бюджетные средства направляются на реализацию оборонных, экологических и других объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Возвратное финансирование ориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Любая поддержка от государства необходима на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование представлено системой льгот (налоговых, кредитных), носящих временный характер.

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции выделяют:

1) государственные иностранные инвестиции, осуществляемые государственными бюджетами (государственные займы, кредиты, гранты, финансовая помощь);

2) частные иностранные инвестиции – вложение средств иностранных инвесторов в объекты инвестирования, находящиеся за пределами данной страны;

3) смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые за пределы страны совместно государством и частными инвесторами.

Акционирование

Одна из самых распространенных форм привлечения капитала. Дает возможность расширения акционерного капитала на долгосрочной основе. Акционерное общество не гарантирует выплату дивидендов своим акционерам, не имея чистой прибыли, акционерное общество не имеет источника для выплаты дивидендов.

Планирование инвестиционной деятельности, управление ею. Организация инвестиционной деятельности. Документы, необходимые для финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или реконструкцию действующего производства товаров и услуг, получения экономического или другого положительного эффекта.

— это комплект документов, содержащий обоснованную цель и определенные мероприятия, направленные на ее достижение.

В нем раскрываются возможности проекта, виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, финансовый план.

Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации:

¾ предынвестиционный;

¾ инвестиционный;

¾ эксплуатационный.

Предынвестиционный этап включает в себя мероприятия: проверку первоначального замысла проекта, разработку бизнес-плана, выделение инвестиций на проектирование, проведение тендеров на проектирование, выбор проектной организации и заключение с ней договора, разработку технико-экономического обоснования проекта, разработку и утверждение проектно-сметной документации, отвод земли под строительство, получение разрешения на строительство, проведение тендеров на строительство, разработку рабочей документации, заключение подрядного договора.

Обобщающим документом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта.

Инвестиционный бизнес-план — документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.

В нем детально излагаются пути достижения целей организации, какие ресурсы потребуются для реализации проекта, оценивается экономическая эффективность проекта, анализируются риски и пути их минимизации. Финансовый план содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж (выручке от реализации), источниках финансирования инвестиций и разрабатывается, как правило, на 3-5 лет.

Основные положения инвестиционного плана включают расчет инвестиционных издержек, в том числе расчет потребности в чистом оборотном капитале, сводные данные по источникам финансирования проекта, расчет погашения долговых обязательств.

Инвестиционный этап реализации проекта состоит из следующих мероприятий: строительство объектов, входящих в проект; монтаж оборудования; пусконаладочные работы; производство опытных образцов; выход на проектную мощность. В течение инвестиционного этапа формируются активы организаций, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.

Эксплуатационный этап проекта существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. В течение этой фазы осуществляется текущий мониторинг экономических показателей проекта, для того чтобы инвестор мог соотносить результативность проекта со своими ожиданиями.

Кредит как экономическая категория. Возникновение и развитие кредитных отношений. Необходимость кредита. Его сущность. Принципы кредитования: срочность, возвратность, целевое значение, материальное обеспечение. Функции кредита: перераспределительная, замещения наличных денег. Границы кредита. Типы кредитных отношений.

Нормативными документами, регламентирующими кредитные отношения являются:

¾ Банковский кодекс РБ в посл. ред. от 14 июня 2010 г. № 132-З

¾ Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата в посл ред. от 04.07.2011 № 271

Кредит – денежные средства, предоставленные банком кредитополучателю в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором;

Кредитование – предоставление банком кредита от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с заключением между кредитодателем и кредитополучателем кредитного договора;

Возникновение кредита связано со сферой обмена. Перемещение товаров при обмене вызывает отношения по поводу возникновения долговых обязательств (кредита). Неравномерность движения основного и оборотного капитала в процессе воспроизводства приводят к колебаниям, приливам и отливам потребностей в ресурсах. Образуется временный недостаток их у одних экономических субъектов и в тоже время временный избыток у других.

Принципы кредитования:

возвратность (необходимость погашения кредита);

срочность (наличие временных границ кредитных отношений между банком и кредитополучателем, в кредитном договоре указывается конкретная дата возврата денежных средств);

платность (получение банком дохода от размещения свободных денежных средств);

материальная обеспеченность ( предоставление материальных гарантий возврата кредита);

целевое использование (кредитование осуществляется на определенные цели).

Функции кредита:

¾ Перераспределительная — состоит в аккумуляции и перераспределении стоимости в денежной или товарной форме между субъектами экономических отношений.

¾ Функция замещения наличных денег кредитными операциями состоит в создании платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения. Перечисление средств со счета на счет в безналичном порядке дает возможность сократить налично-денежные платежи, заменить их операциями в виде в виде записей по банковским счетам.

В общем виде можно выделить такие виды кредитных отношений:

¾ кредитование организаций;

¾ кредитование ВЭД;

¾ кредитование инвестиционной деятельности;

¾ кредитование банковских учреждений;

¾ кредитование частных лиц;

¾ кредитование владельцев кредитных карточек и др.

Количественные границы кредита — объем ссужаемых средств в конкретный период времени.

Качественные границы кредита — сфера использования кредита, его необходимость и возможность (если у организаций не будет материальной ответственности за результаты своей деятельности, то не будет и гарантий возвратности ссужаемых средств).

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К СРЕЗУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Основы организации денежных расчетов, сущность и значение расчетов.

 

Расчеты — исполнение денежных обязательств путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме.

Расчеты между субъектами хозяйствования физическими лицами могут проводиться наличными деньгами или в безналичном порядке.

При безналичных расчетах денежные средства переводятся со счета плательщика на счет получателя с использованием банковских операций и замещают наличные белорусские рубли.

Своеобразным посредником при таких расчетах являются обслуживающие банки, осуществляющие расчетное и кассовое обслуживание юридических лиц, их подразделений и предпринимателей.

Субъекты хозяйствования используют в расчетах наличные деньги, предварительно получив на это разрешение обслуживающего банка.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию наличного денежного обращения в Республике Беларусь, являются:

- Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь от 30.03.2012

- Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107

ЮЛ, ИП самостоятельно определяют порядок исроки сдачи выручки в приказе руководителя, оформленного в письменном виде.

ЮЛ, ИП сообщают обслуживающему банку установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором с обслуживающим банком.

Выручка сдается в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком.

ЮЛ, ИП, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, сдают наличные деньги:

¾ в обслуживающие банки;

¾ работникам службы инкассации;

¾ в организации Министерства связи и информатизации РБ.

При несовпадении дней работы ЮЛ, ИП и обслуживающего банка выручка сдается в первый рабочий день обслуживающего банка.

Наличные деньги могут быть получены ЮЛ, ИП в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством.

ЮЛ, ИП не имеют права накапливать выручку сверхустановленных законодательством размеров для осуществления предстоящих расходов.

ЮЛ, ИП, расходуют наличные деньги из выручки для обеспечения потребностей, возникающих в процессе их функционирования (в том числе для проведения расчетов по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды), и в размерах, установленных законодательством для осуществления предстоящих расходов (при наличии таких размеров).

ЮЛ, ИП могут использовать выручку при условии отсутствия:

¾ наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах;

¾ приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам;

¾ картотеки к внебалансовому счету ”Расчетные документы, не оплаченные в срок“.

 

2. Расчетные и текущие счета, порядок открытия и документального оформления.

 

Любой субъект предпринимательской деятельности открывает в банке счета.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок открытия счетов, является: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2009 г. № 40 «Об открытии банковских счетов».

Действующее законодательство не содержит ограничений в части количества текущих (расчетных) счетов, которые может открыть одно юридическое лицо, как не содержит и дополнительных условий открытия второго и последующих счетов.

Постановлением № 40 установлены лишь общие правила в данной сфере, в соответствии с которыми банки обязаны принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов. Поэтому порядок открытия счетов будет отличаться в различных банках.

К банковским счетам относятся: текущие (расчетные) счета, субсчета, специальные счета, благотворительные, временные, корреспондентские счета, карт-счета.

Основанием для открытия счета является договор банковского счета, который должен заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По текущему (расчетному) банковскому счету банк и небанковская кредитно-финансовая организация осуществляют следующие операции:

· зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;

· перечисление со счета денежных средств иным лицам, в т.ч. банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

· выдачу со счета наличных денежных средств;

· иные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором текущего (расчетного) банковского счета.

Перечень документов, представляемых для открытия счета:

· заявление на открытие счета;

· копию устава, учредительного договора, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

· копию свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

· карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (локальная форма);

Банки не имеют права закрывать текущие (расчетные) и иные счета, за исключением счетов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, без сведений органов ФСЗН о наличии либо об отсутствии задолженности плательщика ФСЗН.

Владелец счета обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица о наступлении следующих случаев (в 3х-дневный срок):

· замены и (или) дополнения хотя бы одной подписи в карточке с образцами подписей и оттиска печати владельца счета;

· наличия в карточке с образцами подписей и оттиска печати подписей лиц, утративших право подписи;

· изменения фамилии, имени, отчества лица, имеющего право подписи документов для проведения расчетов;

· изменения печати;

· изменения сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация, изменение наименования владельца счета - юридического лица, фамилии, имени, отчества владельца счета - индивидуального предпринимателя).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.074 с.)