Схема развития навыков выразительного движения детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема развития навыков выразительного движения детей



Основные навыки и умения Возрастные группы
1-я младшая 2-я младшая средняя старшая подготовительная к школе
I. Физкультура          
1) Основные движения Ходить и бегать под музыку Ритмично ходить под музыку, бе­гать не шаркая, легко подпрыгивать на двух ногах Ходить под музы­ку спокойно, бодро; бегать легко; под­прыгивать с неболь­шим продвижением вперед; двигаться прямым галопом Ходить легко, рит­мично; бегать быст­ро, высоко поднимая ноги; скакать с ноги на ногу Ходить торжест­венно, мягко-плав­но, стремительно и широко; ритмично ска­кать с ноги на ногу, меняя характер дви­жения (легко, сильно)
2)Гимнастические упражнения - Поднимать флаж­ки, платочки, по­гремушки, махать ими, переходя под музыку от одного вида движения к другому Делать движения с флажками, пла­точками (вверх, в сто­рону вправо, в сто­рону влево, вниз), легко пружинить но­гами, слегка приседая Выполнять дви­жения различного характера с пред­метами и без них, пружинить на ногах Выполнять движе­ния с предметами и без них (плавно, энер­гично)
3) Перестроения Двигаться по кругу, взявшись за руки Двигаться пара­ми по кругу, кру­житься по одному, парами, собирать­ся в круг в иг­рах и хороводах Перестраиваться из свободного рас­положения в круг и обратно, дви­гаться парами в плясках и хорово­дах Самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать рас­стояние между па­рами; увеличивать и уменьшать круг, из построения в парах ра­зойтись в разные сторо­ны Ориентироваться в пространстве, хо­дить шеренгой в народных плясках и хороводах
II. Драматизация          
Сюжетно-образные движения Использовать отдельные элемен­ты движений для инсценирования песен («птичка улетела», «котята спят») выполнять об­разные движения («зайчики прыга­ют», «птички лета­ют»); инсценировать в играх простые пес- Пытаться выра­зительно переда­вать характерные элементы музыкаль­но-игрового образа Передавать игро­вые образы различ­ного характера, дей­ствовать самостоя­тельно, искать выра­зительные движения, не подражая друг другу Выразительно пе­редавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса), инсце­нировать игровые пес­ни, придумывать но­вые варианты образного движения в иг­рах
III. Элементы танца Выполнять про­стые танцевальные движения: хлопать в ладоши, топать ногами, полуприседать, покачи­ваться с ноги на ногу Притопывать по­переменно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ла­доши, поворачивать кисти рук, плясать, используя назван­ные танцевальные движения Выполнять тан­цевальные движе­ния: ставить ногу на пятку, притопы­вать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, исполнять несложные пляски, самостоятельно ис­пользуя элементы знакомых движений В танцевальных движениях пооче­редно выставлять ноги вперед на прыж­ке, делать шаг всей ступней на месте и в кружении, пристав­ной шаг с приседа­нием, плавно подни­мать и опускать руки вперед, в стороны, двигаться в парах, отходить спиной, уметь исполнять пляски, состоящие из этих элементов, творчески использо­вать знакомые эле­менты Выполнять шаг польки, переменный шаг, шаг с прито­пом, приставной шаг с приседанием, плав­ные движения рук, хлопки в различном ритме. Исполнять вы­разительно, непри­нужденно пляски, состоящие из этих движений. Знать тер­мины: «шаг польки», «переменный шаг», «шаг галопа». Комби­нировать элементы танцевальных движе­ний, составлять не­сложные варианты народных плясок и со­временных танцев

 

Стр. 128

В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, про­исходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадле­жат к дидактическим, по характеру — к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

 

Пляски, танцы, хороводы

 

Своеобразной формой музыкально-ритмических дви­жений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их мож­но последовательно сгруппировать.

Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двух­частной пьесе соответствует двухчастная пляска, например «Сту­калка» под украинскую народную мелодию в обработке Р. Леденева. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звуча­щим аккомпанементом (шестнадцатые доли). В движениях это передается легким бегом.

Стукалка

 

Украинская народная мелодия

Обработка Р. Леденева

[Быстро]

Стр.129

Вторая часть звучит достаточно громко, компактно. Мелодия переходит в нижний голос, имеет акценты, паузы. Аккомпанемент изложен аккордами в верхнем голосе. В движениях это выражает­ся так: дети средней группы, стоя на месте, притопывают одной ногой (показывают, как хорошо умеют топать).

 

 

Стр.130

Возьмем другой пример. «Пляска парами» под латвийскую мелодию в обработке Т. Попатенко. Первая часть изложена в виде легкой подвижной мелодии и при повторении не меняется. Движения также остаются без изменения (бег парами по кругу).

Вторая часть пьесы имеет форму вариаций, каждая из которых характеризуется по-своему.

Первая вариация - громким звучанием в среднем регистре, с подчеркнутым пунктирным ритмом. Движения - энергичные притопывания ногой.

Пляска парами

Латвийская народная мелодия

Обработка Т. Попатенко

[Оживленно]

 

Вторая вариация — высоким регистром, что придает ей более изящный характер. Движения — негромкие хлопки в ладоши.

 

Стр.131

Третья вариация — негромким легким и непрерывным звучанием шестнадцатых долей. Движения — кружение парами на легком беге.

 

 

Стр.132

 

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движе­ния и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчаст­ные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю, например пляска «Плетень», построенная на двух кон­трастных русских народных мелодиях. Первая — «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова — плавная размеренно-нето­ропливая; этому соответствуют определенные движения: спокойная ходьба шеренгами и поклон в конце музыкальной фразы (дети приглашают друг друга); вторая — «Я на горку шла» в обработке Е. Туманян — веселая, задорная, живая. Это позволяет включить движения в виде импровизации — каждый пляшет как хочет.

Свободные пляски, которые носят творческий характер и испол­няются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Назовем широко бытующую пляску «Каравай», а также другие, связанные с развлечениями, праздни­ками, например с елкой (новогодние хороводы).

Детский «бальный танец» (условное определение), включаю­щий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, ша галопа).

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высо-

 

Стр.133

ким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.

Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т. д.). Перечислен­ные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном испол­няются детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).

В плясках очень ограниченно используются самые простые дви­жения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обу­чать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой вос­питатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.

 

Упражнения

 

Музыкально-ритмические навыки усваиваются глав­ным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точ­ном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движе­ния в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные сред­ства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музы­кально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.016 с.)