Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение элементарным знаниям музыкальной грамоты
Система методических приемов, помогающих ребенку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре», где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий. Упражнения, приведенные в первой части букваря, усваиваются ребенком на слух. Первая задача —детей учат отличать и петь разные по высоте звуки (2—3 звука).
Стр.111 Объяснения даются во время прослушивания упражнений: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама-птица — пониже» и т. д. Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте. Песни-упражнения, например «Качели», «Эхо», построены на широких интервалах (септима, секста), а такие, как «Труба», «Гармошка», на более узких интервалах (кварта, терция, секунда). Выразительность интервалов передается образно: равномерное движение малой терции подчеркивает характер колыбельной; повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей. Качели [Не спеша]
Эхо
[Умеренно]
Баю-баю [Спокойно]
Иногда полезно менять порядок звуков. Например, в песне «Качели» предложить детям послушать такое звучание:
Стр.112
и такое:
Если при этом дети, будут поднимать руку на слово «вверх» опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым. Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звук следует обратить их внимание на то, что иногда высота звука изменяется, а повторяется (например, в русской народной прибаутке «Андрей-воробей»). Разучивая песню «Бубенчики», дети смотрят на рисунок, где изображены три бубенчика. Показывая один бубенчик, висящий выше других, педагог поет слово «динь» (си), затем обращает внимание ребят на второй (средний) бубенчик и поет «дан» (соль #), показывая на третий бубенчик, который висит ниже других, поет «дон» (ми). Потом дети поют это упражнение несколько раз, одновременно показывая изображение Таким образом вырабатывается зрительно-слуховая взаимосвязь- если звук высокий, то и нота изображается выше.
Развивая ладовое чувство, детей учат петь интервалы в маленьких песенках и даже самостоятельно находить тонику (последний заключительный звук), например в песне «Наш дом» Е. Тиличеевой. Вторая задача — научить детей различать и петь звуки расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так, в песне «Лесенка» ребята поют мелодию со словами «Вот иду я вверх» и, глядя на рисунок, показывают это движением руки. Восприятие при этом опирается на слуховые, двигательные, зрительные ощущения.[25] Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с названием нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет свое название, у ребят разовьется способность определять направление мелодии. Третья задача – различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяженности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках «Небо синее», «Месяц май» и др. Четвертная условно обозначатся слогом «лё», восьмая – «ли». Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов», дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широкое, плавное движение правой рукой вправо, а при звуке «ли» -
Стр. 113 более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм. Усвоению высоты, длительностей звуков в большей мере помогает «Нотное лото».[26] Дети слушают попевки и «выкладывают» карточки или ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука на нотном стане.
Творческие задания
Рассмотрим теперь методические приемы, помогающие развитию песенного творчества. В основном это творческие задания, развивающие способность к импровизациям. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называя свое имя или различные переклички («Таня, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Марина» и т. д.). Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из ребят импровизирует по предложению педагога. Остальные слушают, оценивают, а затем поют.
В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог предлагает: спеть несколько знакомых песен (2—3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации; спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого; спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок «настроиться»; сочинить музыкальный «ответ» (педагог поет: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Свет-ла-на»); определить направление движения мелодии на примере песни; определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты); ответить, кто спел правильно; выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может петь с сопровождением и без сопровождения инструмента; петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка); петь свои имена на 2—3 звуках, передавая разнообразные интонации; импровизировать мотив из 2—3 звуков на слоги «ля-ля», каждый ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок; играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
Стр. 114 сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанном («Веселая песенка», «Грустная песенка» и т. д)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.006 с.) |