Тема: природа в Русской поэзии XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: природа в Русской поэзии XIX века



Цели занятия:

1. Актуализировать литературоведческую терминологию, связанную с анализом лирического произведения.

2. Выявить стилевые особенности пейзажной лирики в творчестве поэтов Х1Х века.

3. Установить факторы, способствующие включению пейзажной лирики поэтов-классиков в круг детского чтения.

Вопросы и задания:

1. Повторите значение терминов: лирика, жанр, тема, стих, строфа, композиция, троп, эпитет, метафора, метонимия, сравнение, инверсия, эллипс, анафора, размер, рифма, клаузула.

2. Каждое стихотворение читайте медленно, определяя для себя неясные, трудные места текста, вдумываясь в смысл прочитанного.

Читая стихотворение, прежде всего, отдайте себе отчет: что вы видите и представляете, когда читает стихотворение? Какие чувства оно у вас вызывает? Какие чувства испытывает автор, и как он относится к изображаемому? Что хотел он сказать читателю своим стихотворением?

Обратите внимание на вопросы, следующие после стихотворений, затем дайте целостный анализ этих стихотворений (уровень содержания, уровень формы, стиховедческий анализ).

3. Зима в поэзии А.С. Пушкина.

 

«Зимний вечер» (1825).


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена?

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.


Где было написано стихотворение?

Определите стихотворный размер. Что вам напоминает ритм стихотворения?

Что вы знаете о няне Пушкина? Как она изображена в стихотворении?

Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? Опишите его психологическое состояние.

 

«Зимняя дорога» (1826).


Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

 

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

 

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

 

Скучно, грустно.… Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

 

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

 

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

 


Какую картину рисует ваше воображение, когда вы читаете первую строфу стихотворения?

Как изменяется внутренняя ритмика стихотворения в соответствии с характером описываемой действительности и различными оттенками настроений?

В книги для чтения в начальной школе некоторые составители включают только первые четыре строфы. Что нового привносит в эмоциональную окрашенность стихотворения оставшаяся часть?

 

«Зимнее утро»


Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


 


 

Стихотворение написано в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении Вульфа. К своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа.

Обратите внимание на 4-6 стихи первой строфы:

Существительное «взоры» использовано здесь в значении «глаза». Такое значение слова постоянно встречается в художественной речи первой половины Х1Х века.

Слово «нега» в словаре С. И. Ожегова толкуется как «полное довольство», «блаженство, приятное состояние». «Словарь языка Пушкина» фиксирует следующие значения: «состояние безмятежного покоя», «чувственное упоение, наслаждение». В стихотворении слово «нега» не соответствует этим значениям. В данном случае оно близко по значению слову «сон», поскольку «сон» – и есть «состояние безмятежного покоя».

«Аврора» здесь – имя собственное, но по своему значению выступает как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самое утреннюю зарю. Слово вместо требуемой современной грамматикой формы дательного падежа стоит в родительном. Именно родительного падежа требовал предлог «навстречу» в пушкинское время.

В словосочетании «Звездою севера явись» слово «звезда» означает прекрасную женщину русского севера, а не небесное тело.

Во второй строфе слово «мгла» используется в значении «густой снег, скрывающий все окружающее», а не в значении «тьма», «мрак».

В четвертой и пятой строфах обратите внимание на значение слова «лежанка» и форму «запречь» вместо нормативного сейчас «запрячь».

Слово «берег» используется не в основном значении «край земли около воды», а в значении «местность около реки».

К кому обращен монолог лирического героя?

Каково настроение лирического героя?

Докажите, что пейзажное описание легко и органично переплетается с воспоминаниями и размышлениями.

В чем разница между картинами, изображенными в первой и второй строфах? Зачем в стихотворении, посвященном утру, поэт рассказывает о вечере прошедшего дня? Какой композиционный принцип использован Пушкиным? Какое стихотворение вам напомнила вторая строфа?

Почему в четвертой строфе Пушкин употребил эпитет «янтарный», говоря о солнечном свете?

Какие превращения происходят в стихотворении?

Почему в четвертой строфе поэт говорит о «бурой кобылке», а в пятой о «нетерпеливом коне»? Какие еще «преображения» вы заметили в стихотворении?

Виссарион Григорьевич Белинский посвятил Пушкину свое основное сочинение, одиннадцать статей, объединенных в цикл «Сочинения Александра Пушкина». Одно из суждений Белинского о Пушкине таково: «Особенная принадлежность поэзии Пушкина и одно из главнейших преимуществ его перед поэтами прежних школ – полнота, оконченность, выдержанность и стройность созданий…

У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, – и, прочитав его пьесу (стихотворение), чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить. И в этом, как и во всем другом, Пушкин является по преимуществу художником». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему пушкинские строки то и дело хочется нарисовать?

4. Переход природы из одного состояния в другое в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» и «Весенние воды».


Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

 

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…


 

Весенние воды


Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

 

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

 

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 


 

5. Особенности проявления индивидуальности стиля: А. Фет «Печальная берёза…» и С. Есенин «Белая берёза…».

 


Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

 

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, –

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

 

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

 


-----------------------------------------------------------------------------------------


Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит берёза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


6. Поэтизация русской природы поэтами XIX века. Времена года в русской поэзии.

7. Специфика восприятия лирических произведений младшими школьниками.

Основания для включения проанализированных стихотворений в круг детского чтения.

 

Литература

Пушкин А.С. Зимняя дорога. Зимний вечер. Зимнее утро.

Тютчев Ф.И. Зима недаром злится… Весенние воды.

Фет А.А. Печальная берёза…

Есенин С. Белая берёза…

 

Литература

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М., 2000. – С. 90 – 95;

Беньковская Т.Е. Родная природа в русской поэзии XIX века. // Беньковская Т.Е. Детская литература и воспитание читателя. – Оренбург, 1999. – С. 36-39.

Воронова Т. Природа в лирике Ф. И. Тютчева // Литература. – 2000, № 4. – C.

Парфенова Р. А. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков // Литература в школе. – 2000, № 8. – C. 33-35.

Рождественский Вс. Читая Пушкина. Л., 1962. – С. 139 – 142; 159 – 166.

Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева // Литература в школе. – 2001, №1. – С. 12-14.

Сетин Ф. И. История русской детской литературы. М., 1990. – С.209 – 213, 222 – 229.

Шестипалова К. П. Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки: 1 – 4 кл. – М., 2004.

Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.

 

Практическое занятие № 7 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.197 (0.033 с.)