Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Жанр жития в древнерусской литературе.
Цели занятия: 1. Познакомиться с русской агиографией. 2. Выявить разнообразие типов житийных произведений. 3. Проанализировать структуру, способы типизации и особенности языка разнообразных житийных произведений.
Вопросы и задания: I. «Житие Александра Невского» как княжеское житие. 1. Выпишите в своих рабочих тетрадях объяснения всех непонятных вам слов, воспользовавшись толковым словарем. 2. Автор романа-хроники «Соборяне» Н. Лесков, говоря о судьбе своего героя протопопа Туберозова, оказавшегося в ситуации, которая требует от него решимости и готовности к разного рода неприятностям и лишениям, приводит слова протопопа: «Жизнь кончилась, начинается житие». В чем, по-вашему, различие понятий «жизнь» и «житие»? 3. Какие этикетные формулировки в предисловии свидетельствует об ориентации на житийный канон? 4. Что сообщается в начале повествования о рождении Александра и его родителях? Соотнесите это начало с началом жития Сергия Радонежского и жития Петра и Февронии Муромских. 5. Внимательно вчитайтесь в описание трех чудес, о которых сообщает житие Александра. Какое чудо имеет агиографический характер? 6. Обратите внимание на молитвы князя, на отступления церковно-риторического характера. О чем они свидетельствуют? 7. Какой вывод можно сделать, обобщая ответы на первые четыре вопроса? 8. Какие приемы использует агиограф, чтобы раскрыть достоинства, показать человеческое и воинское величие Александра? (Вводит сравнениями Александра в ряд персонажей Библии, дает его похвалу устами чужеземца, передает слухи, распространявшиеся об Александре, приводит отзыв об Александре Батыя, рассказывает о подвигах Александра). 9. Приведите примеры характеристик, данных автором Александру. Можно ли утверждать, что характеристики Александра разноплановы? В чем и как это проявляется? 10. Чем определяется, при разноплановости характеристик Александра, цельность его образа? Что можно сказать об отношении автора к его герою? 11. Какие еще качества (особенности) жития могут быть объяснены своеобразным отношением автора к герою? 12. Перечитайте эпизоды, в которых рассказывается о ратных подвигах князя. В каком качестве предстает он перед читателем в этих эпизодах?
13. Какие формулы используются в рассказах о сражениях? Выпишите их. 14. Подумайте над фрагментом жития, рассказывающим о подвигах отличившихся в битве на Неве шести героев. В чем особенности этого фрагмента? 15. Какова эмоциональная окрашенность заключительной части жития – рассказа о последних днях князя и о его смерти? 16. Какие выводы об особенностях жанра «Повести о житии Александра Невского» можно сделать?
План. 1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе. 2. Реализация в произведении житийного канона: трехчастная композиция, самоуничижение автора, использование библейских образов и цитат, отбор самых значительных событий жизни героя (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), выявление христианского идеала в образе Александра Невского, чудеса, авторское отношение к герою. 3. Традиции воинской повести в житии: специфика жанра («Повесть о житии Александра Невского»), обращение князя к дружине, описание битв на Неве и Чудском озере как кульминационные сцены произведения, использование в этих описаниях формул воинской повести.
II. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». План. 1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе. 2. Элементы канона в «Повести». 3. Отступления от канона: название произведения, использование фольклорных сюжетов змееборчества и отгадывания загадок, демократизм образа Февронии, специфика производимых ею чудес, воспевание любви и преданного супружества, отсутствие аскетизма в изображении жизни героев, особенности языка «Повести».
III. «Житие Сергия Радонежского» как тип преподобнического жития. План. 1. Историко-литературные сведения о произведении и его авторе. Отражение в «Житии» исторической жизни Руси. 2. Композиция жития: значение эпизодов, описывающих детство святого; основание монастыря и деятельность в качестве игумена; чудеса. 3. Особенности стиля жития: стиль «плетение словес».
Литература. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. - 7-е изд.– М., 1968.
Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. – М., 1979. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. История русской литературы Х1 – ХУ11 веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985. Кусков В. В. История древней русской литературы. – 5-е изд. – М., 1989. Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975.
Практическое занятие № 4 (2 часа)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.) |