Тема: волшебная повесть антония погорельского «чёрная курица, или подземные жители» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: волшебная повесть антония погорельского «чёрная курица, или подземные жители»



 

Цели занятия:

1. Познакомиться с основными фактами биографии и творческого пути А. Погорельского.

2. Актуализировать теоретические сведения, связанные с субъектной организацией произведения, его архитектоникой, способами создания характера.

3. Формировать навыки целостного анализа художественного произведения.

4. Выявить особенности литературной сказки в соотнесённости со сказкой фольклорной.

 

Вопросы и задания:

1. Повторите значение терминов: повествование, повествователь, фабула, сюжет, элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), композиция, персонаж, портрет, авторская характеристика, психологизм и его формы (прямой психологизм, косвенный и суммарно-обозначающий).

2. Подумайте о форме присутствия автора в тексте. Вспомните, что в эпическом произведении автор чаще всего выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме (то есть, повествователь не персонифицирован). Однако в литературе Нового времени такой способ повествования может сочетаться с введением рассказчиков, с передачей в речи, формально принадлежащей повествователю, точки зрения того или иного героя. С какой формой повествования и с каким повествователем мы имеем дело в повести Погорельского?

Как проявляется авторское субъективное начало в рамочных компонентах текста (заглавие, начало и концовка основного текста)? Обратите внимание, что к кругу рамочных компонентов можно отнести и использование псевдонима с выразительным лексическим значением (Саша Черный, Максим Горький). Это тоже способ построения образа автора, способ целенаправленного воздействия на читателя.

Помните, что в эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемый художественный мир (изображенный мир), как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая или косвенная характеристика героя, как авторское описание природного и вещного мира и т. д. Приведите примеры.

В повести А. Погорельского сосуществуют взрослый и детский планы повествования. Детский план проявляется через включение в речь повествователя детской точки зрения на окружающий мир и происходящие в нем события; через близкую к живому разговору воспитателя с ребенком речь повествователя. Взрослый план проявляется в стремлении донести до читателя особенности духа прошедшей эпохи; в исторических отступлениях; в рассуждениях повествователя с философским и историческим подтекстом, в присутствии иронии.

Выпишите в тетради примеры, свидетельствующие о присутствии этих двух планов повествования.

3. Обратите внимание, что в повести развиваются две линии повествования: реальная и сказочно-фантастическая. Приведите соответствующие примеры. Приведите примеры эпизодов, где сближаются две линии повествования (фантастическое включает элементы обыденного, а обыденное изображается в фантастическом свете). Чем мотивируется слияние реального и волшебного?

Выделите основные элементы сюжета. Охарактеризуйте особенности экспозиции. Обратите внимание: описание Петербурга дается через преображение того, что находится у ребенка перед глазами. Чем объясняется такой прием? Почему экспозиция повести такая обширная?

Какие эпизоды повести вы считаете кульминационными и почему?

Какой композиционный принцип является в повести главенствующим? Какой дополнительным, вспомогательным? Можете ли вы утверждать, что эти принципы организуют и структуру народной волшебной сказки?

Повесть А. Погорельского трагична, но почему она не вызывает ощущения безысходности? Можем ли мы утверждать, что одной из значимых тем повести является тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и хрупкого? Каков, по вашему мнению, глубинный подтекст последних слов Чернушки?

Как вы охарактеризуете специфику описаний, присутствующих в повести? Свойственны ли развернутые описания народной сказке?

4. Охарактеризуйте особенности пространства и времени в повести, сравните их с особенностями пространства и времени народной волшебной сказки, где события разворачиваются в волшебном мире, который делится на «свое» и «иное» царство с некой границей между ними; точки пространства соотнесены с теми или иными событиями; время неопределенное, давно прошедшее и т. д.).

Докажите, что в восприятии Алеши подземное царство – модель действительности, но действительности праздничной, разумной, справедливой.

5. В центре повести А. Погорельского – образ мальчика Алеши. Идеализирует ли автор внутренний мир ребенка? Охарактеризуйте Алешу до получения им волшебного семечка и после этого события. Как рассказывает автор о перерождении Алеши? Какие формы психологизма он использует? Выпишите соответствующие примеры.

6. Повесть Погорельского дидактична (поучает, наставляет). В чем особенности ее дидактизма? Какие проблемы, значимые для воспитания ребенка, ставит Погорельский в своем произведении?

7. Составьте таблицу, в которой сопоставляются особенности народной и литературной сказки. Что их объединяет, и в чем заключается различие?

8. Познакомьтесь с 5-ым путешествием Игоря и Оли по книге Р. Н. и Е. В. Бунеевых «В океане света» (4 класс, ч. 1). Ответьте на вопросы, предложенные составителями детям. Какие еще вопросы вы задали бы своим ученикам?

 

План.

1. Основные факты биографии и творческого пути А. Погорельского.

2. Повествование и образ повествователя.

3. Сюжетно-композиционная организация повести.

4. Пространство и время в повести.

5. Образ Алеши как психологически убедительный, живой образ ребенка, данный в развитии. Приемы раскрытия образа, особенности психологизма.

6. Дидактическая направленность повести. Особенности дидактизма.

7. Литературная сказка. Ее особенности.

8. Волшебная повесть А. Погорельского в начальной школе.

 

Литература.

Детская литература. Выразительное чтение. Практикум. / Под ред. Т. В. Рыжковой. Учеб. пособ. для студентов средних проф. учебн. заведений. – М., 2007. – С. 46 – 50.

Жили были… Русская литературная сказка Х1Х века. / Сост. В. П. Журавлев. – М., 1992.

Кузьменкова К. Встреча со сказкой. Антоний Погорельский. Черная курица, или подземные жители. // Семья и школа, 1991, № 2. - С. 45 – 46.

Самоделова Е. А. Русская литературная сказка. // Русские сказки писателей Х1Х и ХХ веков. – М., 1995. - С. 5 – 19.

Серов С. Я. Русская литературная сказка. // Городок в табакерке: Сказки русских писателей. – М., 1989. – С. 3 – 16.

Сетин Ф. И. История русской детской литературы. Конец Х – первая половина Х1Х века. – М., 1990. – С.204 – 208.

Степанов Н. Л. Антоний Погорельский. // Антоний Погорельский. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. - М., 1960.

Турьян М. А. Жизнь и творчество Антония Погорельского // Погорельский А. Избранное. М., 1985. – С. 3 – 22.Ш

Шалаева А. А. Антоний Погорельский и его сочинения // Погорельский А. Избранное. М., 1988. С. 373 – 398.

Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1979. – С. 73 – 100.

 

 

Практическое занятие № 6 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.006 с.)