Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие содержания и методов обучения физике в средней школе
На всех этапах развития советской школы в центре внимания методистов были проблемы совершенствования содержания физического образования. Это выразилось в разработке учебных программ, учебников и методов обучения, отвечающих задачам и принципам советской школы. Характерным для советских программ по физике явился отказ от радиального их построения, разработка концентрического и ступенчатого построения школьного курса. Но наиболее целесообразным оказалось двухступенчатое построение изучения физики, которое постепенно вытеснило концентрическое и получило полное признание не только в СССР, но и в других социалистических странах. Поэтому оно является одним из завоеваний советской методики физики. Начало разработки двухступенчатого построения программ в СССР положено проф. П. А. Знаменским. В составленной им в 1918 г. программе-минимум для единой трудовой школы курс физики второй ступени обучения делился на две ступени. В программе приводился перечень вопросов теории, демонстраций и лабораторных работ, экскурсий и список литературы для учителя. Уже в этой первой программе-минимум по физике для единой трудовой школы I и II ступени, составленной П. А. Знаменским, были осуществлены главные методические принципы, получившие потом дальнейшее развитие: научность, систематичность, связь теории с практикой, ступенчатость построения школьного курса физики, усиление роли эксперимента и физической теории. (К сожалению, о роли теории здесь говорилось только в программе второй ступени, курс первой ступени считался лишь экспериментальным.). Примерные программы по физике для школы I—II ступени, изданные в 1921 г., были представлены в двух вариантах (петроградский и московский). Петроградский вариант, составленный П. А. Знаменским, последовательно развивал идеи двухступенчатости и систематичности построения школьного курса физики; московский вариант, составленный М. В. Вильборгом, отражал радиальное построение курса физики. В этом смысле первый был шагом вперед, второй — возвращал к старой программе, раскритикованной еще в дореволюционное время. Возникшие два методических течения определили два принципиально различных направления в разработке содержания школьного курса. Однако первое из них, как прогрессивное явление, победило и получило развитие, второе было отброшено. Радиальное построение, нарушавшее систему изложения материала, в известной мере породило тенденции, получившие отражение в программах ГУСа, которые культивировались в 20-х годах. Они нанесли вред развитию школьного курса физики и были отменены в 30-х годах.
В «Тезисах» научно-педагогической секции ГУСа Наркомпроса изложены принципы, цели и задачи составления комплексных программ. Главное в них — попытка связать обучение и воспитание в советской школе с политикой партии. Это было тогда новое выражение принципа жизненности. Раньше он трактовался узко, как связь теории с трудом. «Новые» программы ГУСа призваны были воспитать у детей сознательное отношение к окружающей жизни. Цели и задачи в них ставились правильные, а методы их практической реализации были ошибочными. Эти программы фактически вели к ликвидации физики и других учебных предметов, поскольку терялось их самостоятельное значение, ибо весь учебный материал группировался вокруг «трех китов»: природа, общество, труд. «Система знаний, а не система предметов» — таким был один из основных исходных принципов комплексных программ ГУСа. На практике комплексный метод разрушил не только систему предметов, но и систему знаний, ибо первое неразрывно связано со вторым. Комплексные программы ГУСа по физике, изданные в 1925, 1927 и 1929 г., содержали отрывочные сведения, не связанные между собой, и не давали системы знаний по предмету. При этом явно переоценивалась универсальная роль исследовательского метода и недооценивались другие методы обучения. Программы же 1929—1930 гг., построенные по принципу «физико—техника», еще больше снижали роль физики как учебного предмета, отражали идеи теории отмирания школы, извращая идеи политехнического образования в советской школе. Все эти прагматические идеи, некритически заимствованные из буржуазной педагогики, привели к методическому прожектерству в системе Наркомпросов и были осуждены как ошибочные в известных постановлениях партии от 5 сентября 1931 г. и 25 августа 1932 г. Эти постановления определили принципы и пути научной разработки систематических учебных программ для школы, форм и методов обучения в ней. Заметим, что в 1926 г. за сохранение систематического курса физики, увеличение числа часов на его изучение и улучшение материальной базы физических кабинетов горячо выступил акад. О. Д. Хвольсон. А главным он считал пересмотр программ ГУСа с целью восстановления системы изучения курса физики в школе, мотивируя это потребностью вузов. Идеи О. Д. Хвольсона нашли отражение при составлении систематических программ в 30-х годах. Заслуживает внимания также опыт рабфаков 20-х годов, в частности программа физики для рабфаков, составленная И. И. Соколовым.
При разработке систематических программ физики, начатой в 30-х годах, были учтены положительные стороны программ физики для рабфаков, которые были свободны от пороков комплексов ГУСа, а также двухступенчатый вариант примерной программы физики 1921 г. Принципы, заложенные в программе 1921 г. (петроградский вариант), были дополнены задачами формирования диалектико-материалис преподавании. После пяти лет работы по новой программе выявились ее достоинства и недостатки, изученные НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, методистами и учителями страны. Результаты были опубликованы в журнале «Физика в школе» и в трудах АПН СССР. Все это было учтено при разработке усовершенствованной программы по физике (1978—1980), которая введена в средней школе в 1981 г. Она составлена с учетом требований о ликвидации перегрузки учебных программ. Новшеством в ней явилось определение межпредметных связей, требований к знаниям и умениям учащихся, введение норм оценок, усиление политехнической направленности и мировоззренческих вопросов, подбор современной методической литературы для учителей, некоторые уточнения в изложении отдельных тем. Во всех программах по физике, начиная с 30-х годов и кончая новейшими, сохранилось двухступенчатое их построение с вытеснением концентризма. Теперь восьмилетняя школа потеряла самостоятельное значение, но ступенчатость и в новой программе сохраняется (первая ступень — VI— VII классы, вторая — VIII —X классы). При разработке нового содержания школьного курса физики выявились пути повышения научного уровня его на основе фундаментальных теорий классической и современной физики. Эта проблема была решена совместными усилиями ведущих ученых-физиков и методистов страны. Возникшая новая тенденция в советской методике физики — генерализация знаний на основе фундаментальных физических теорий — указывает направление для разгрузки курса физики. С 1967 г. были введены в средней школе факультативные курсы и спецшколы для углубленного изучения курса физики. Проблема совершенствования школьного физического образования неизбежно затрагивает и проблему учебников, поскольку в них конкретно воплощается содержание учебных программ. Развитие советских школьных учебников физики внесло заметный вклад в разработку проблем методики физики, содержания и методов обучения физике в средней школе. Методическое значение учебника физики бесспорно. «В учебнике,— писал Л. И. Резников, — концентрируются все основные достижения разработки и содержания, и методов обучения»1.
В истории учебника физики в советской школе было несколько этапов: а) использование и переиздание переработанных дореволюционных лучших учебников физики А. И. Бачинского, А. В. Цингера, Г. М. Григорьева и появление первого советского учебника Смирнова А. М. «Начальные сведения из физики» (1923); б) введение «рабочих книг по физике» и их разновидностей (1926—1930). Прообразом систематического советского учебника физики была «Рабочая книга по физике» (ч. 1—2), изданная в 1926 г. под ред. И. И. Соколова; в) применение первых стабильных учебников физики и их переиздание (1933—1968); г) наконец, создание новых стабильных учебников физики в связи с реформой физического образования в 60—70-х годах (1968—1973). Первые стабильные учебники по физике в нашей стране были созданы Г. И..Фалеевым и А. В. Перышкиным. В 1933 г. Г. И. Фалеев и А. В. Перышкин написали учебник физики для VI — VII классов, который применялся в школе в качестве стабильного до 1948 г., когда он был заменен учебником А. В. Перышкина, Г. И. Фалеева и В. В. Крауклиса. С 1959 г. был введен новый стабильный учебник физики для VI — VIII классов А. В. Перышкина, Е. Я. Минченкова, В. В. Крауклиса и Г. К. Карпинского, который использовался в школах до 1 сентября 1968 г. Для VIII —X классов в 1933—1935 гг. был создан «Курс физики» Г. И. Фалеева и А. В. Перышкина. Ему на смену в 1938 г. был выпущен «Курс физики» И. И. Соколова, который применялся до 1954 г. В 1954 г. был выпущен учебник «Курс физики» А. В. Перышкина и А. В. Крауклиса для VIII класса и А. В. Перышкина для IX—X классов (в создании -учебника IX класса принимал участие Н. П. Суворов). Все эти учебники соответствовали учебным программам, отражали методические идеи, заложенные в программах; материал в стабильных учебниках излагался доступно и интересно, с широким применением эксперимента, понятия и законы физики раскрывались четко. Но в этих учебниках изложение некоторых важных вопросов теории отставало от развития современной физики. В 1964 г. учебники для старших классов были дополнены новыми главами — об ультразвуке, искусственных спутниках Земли, невесомости и перегрузках, физических свойствах полимеров (ч. II, 1964), о международной системе единиц при изучении электричества, об электрических свойствах полупроводников, о магнитных свойствах вещества и магнитных материалов, об ускорителях заряженных частиц, энергии связи, атомной энергии и ее использовании* введена глава «Физика и технический прогресс»* (ч. III, 1964). В таком виде учебники применялись до перехода на новое содержание. Но эти меры не решили проблему современного школьного учебника.
В связи с введением новых программ по физике в 60—70-х годах потребовалось создать принципиально новые школьные учебники, полнее отвечающие требованиям современной физики и методики обучения. Такими учебниками явились сначала новые учебные пособия, а потом стабильные учебники А. В. Перышкина, Н.А. Родиной «Физика-6» и «Физика-7», И. К. Кикоина, А. К. Кикоина «Физика-8», Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева «Физика-10», Б. Б. Буховцева и др. «Физика-9». Их содержание соответствовало новой программе по физике для VI—X классов. В них дано более современное и глубокое изложение материала, усилена роль теории, точнее раскрываются физические явления, понятия и законы. Наряду с этим издавались пробные и экспериментальные учебники физики, содержащие новые идеи. В связи с введением усовершенствованных программ стабильные учебники физики вновь перерабатывались. В настоящее время проблема школьного учебника физики, несмотря на достигнутые успехи, не получила завершения и требует дальнейшего исследования. В истории методики физики в СССР большое место занимает разработка форм и методов обучения в свете задач советской средней школы. Основной формой организации учебной работы в советской школе был и остается урок. (Только в 1925—1930 гг. роль его фактически игнорировалась.) Однако содержание урока в советской школе коренным образом отличается от урока в буржуазной школе. Уроки в советской школе приобрели образовательную, воспитательную и развивающую функции. Советские методисты-физики внесли весомый вклад в совершенствование структуры и методики уроков физики различных типов, их классификацию; одновременно с этим разрабатывались новые формы уроков (проблемный урок, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-семинар, обобщающий урок, занятия физического практикума). Методы обучения физике в советской школе развивались и совершенствовались в соответствии с задачами и содержанием образования. Главные усилия и достижения касаются разработки совокупности методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, развития их логического мышления, применения наглядных средств и практических работ, различных видов самостоятельных и творческих работ учащихся, применения системы школьного физического эксперимента и др. В СССР создана новая материальная база и разработано типовое оборудование, необходимые для постановки преподавания физики в школе на высоком научно-методическом уровне. Большим вкладом в это дело явилась разработка системы школьного физического эксперимента, которая внедрена в практику преподавания и получила научное обоснование в методической литературе и исследованиях. По оценке академика П. Л. Капицы, «это хорошая система»1.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.011 с.) |