Развитие советской методики преподавания физики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие советской методики преподавания физики



После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране началось активное строительство новой единой трудовой школы на социалистических принципах. В корне изме­нились цели, содержание и методы обучения в средней школе. В методике преподавания физики возникли новые сложные проб­лемы — разработка содержания и методов обучения физике. Образовательное, политехническое и миро­воззренческое значение физики как учебного предмета было по достоинству оценено в учебном плане и в преподавании. «Учеб­ный план советской школы, — писал проф. П. А. Знаменский, — с самого начала поставил физику на должную высоту и создал предпосылки для правильной постановки преподавания этого учебного предмета. Воплотилось в жизнь то, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая мысль». Анализ учеб­ных планов советской средней школы показывает, что число часов на изучение физики в ней значительно превышало время, отводимое на изучение физики в дореволюционной школе, и оно непрерывно росло с 13 до 17 ч в неделю. Это значительно пре­высило и количество часов, отводимое на изучение физики в за­рубежной школе. Повышение роли физики как учебного предмета в советской школе явилось одной из причин интенсивного разви­тия методики физики в СССР. Другим важным фактором было создание в СССР НИИ и центров по педагогическим наукам и кафедр методики в педагогических вузах. Быстрый рост сети школ, особенно с 30-х годов, потребовал подготовки большого числа квалифицированных учителей физики. Это обусловило рост числа педвузов в нашей стране и повышение роли преподавания методики физики как развивающейся науки и учебного предмета.

Советская методика преподавания физики по сравнению с дореволюционной представляет собой существенно новую ступень в развитии методической мысли в нашей стране. Вместе с тем она продолжает и развивает прогрессивные тенденции дореволю­ционных методистов-физиков. Методологической основой совет­ской методики физики является диалектический материализм, содержание ее исследований определяется задачами и потребно­стями советской школы.

В истории развития советской методики физики можно выде­лить три основных периода.

В первый период (1917—1937) происходило становление и создание основ советской методики физики. В общественной жизни страны это совпадает с периодом перехода от капитализма к социализму в СССР. Этот период охватывает годы революцион­ного преобразования в нашей стране и социалистического пре­образования школы. В данный период исследования в области методики физики проводились коллективом советских методи­стов в Центральном физико-педагогическом институте в Москве (1920—1924), в НИИ методов школьной работы (1922—1929), в НИИ научной педагогики в Ленинграде (1922—1937), в Цент­ральном институте политехнического образования в Москве (1931 —1937), в опытных показательных школах (1918—1937) и в ведущих педагогических институтах (1919—1937). Особенно весомый вклад в методику был внесен в 30-е годы, когда были изданы фундаментальные научные труды основоположников со­ветской методики физики: И. И. Соколова, П. А. Знаменского, Д. Д. Галанина и др. Методика физики решала тогда сложные проблемы в свете постановлений ЦК партии о школе 5 сентября 1931 г., 25 августа 1932 г.: разработка систематического курса физику семилетней и средней школы, создание и введение первых советских стабильных учебников физики, повышение уровня об­щеобразовательных знаний учащихся и др.

В период развернутого строительства социализма в СССР (1938— 1958) заметно усилилась иссле­довательская работа по мето­дике физики. Большой вклад в ее развитие внесли сотрудники НИИ АПН РСФСР, НИИ со­юзных республик, кафедры пе­дагогических институтов и ИУУ. Перед совет­ской школой и методикой фи­зики стояли новые проблемы — улучшение практической подго­товки учащихся, проблема по­литехнического обучения в пре­подавании физики, связь обу­чения с жизнью, борьба с фор­мализмом в обучении и усиле­ние воспитания диалектико-материалистического мировоззре­ния, совершенствование школь­ных программ и учебников фи­зики для первой и второй ступени, разработка системы школь­ного физического эксперимента и др.

В третий период (1959 - 1989) советская методика физики интенсивно развивается в условиях научно-технической революции.

В свете Закона о школе советская методика физики в этот период решала важ­нейшие проблемы:

разработка нового содержания школьного курса физики, от­вечающего требованиям и достижениям науки и техники;

разработка новых учебных пособий и учебников физики для средней школы, отвечающих требованиям реформы содержания курса физики;

совершенствование урока физики и методов обучения в свете проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и развивающего обучения;

разработка и внедрение технических средств обучения, совер­шенствование системы школьного физического эксперимента; разработка методики коммунистического воспитания, единст­ва воспитания и обучения в процессе обучения физике;

исследование наиболее важных тенденций в области препода­вания физики.

Охарактеризуем кратко вклад советской методики физики по главным направлениям ее исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.244.187 (0.007 с.)