Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие советской методики преподавания физики
После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране началось активное строительство новой единой трудовой школы на социалистических принципах. В корне изменились цели, содержание и методы обучения в средней школе. В методике преподавания физики возникли новые сложные проблемы — разработка содержания и методов обучения физике. Образовательное, политехническое и мировоззренческое значение физики как учебного предмета было по достоинству оценено в учебном плане и в преподавании. «Учебный план советской школы, — писал проф. П. А. Знаменский, — с самого начала поставил физику на должную высоту и создал предпосылки для правильной постановки преподавания этого учебного предмета. Воплотилось в жизнь то, чего раньше тщетно добивалась прогрессивная педагогическая мысль». Анализ учебных планов советской средней школы показывает, что число часов на изучение физики в ней значительно превышало время, отводимое на изучение физики в дореволюционной школе, и оно непрерывно росло с 13 до 17 ч в неделю. Это значительно превысило и количество часов, отводимое на изучение физики в зарубежной школе. Повышение роли физики как учебного предмета в советской школе явилось одной из причин интенсивного развития методики физики в СССР. Другим важным фактором было создание в СССР НИИ и центров по педагогическим наукам и кафедр методики в педагогических вузах. Быстрый рост сети школ, особенно с 30-х годов, потребовал подготовки большого числа квалифицированных учителей физики. Это обусловило рост числа педвузов в нашей стране и повышение роли преподавания методики физики как развивающейся науки и учебного предмета. Советская методика преподавания физики по сравнению с дореволюционной представляет собой существенно новую ступень в развитии методической мысли в нашей стране. Вместе с тем она продолжает и развивает прогрессивные тенденции дореволюционных методистов-физиков. Методологической основой советской методики физики является диалектический материализм, содержание ее исследований определяется задачами и потребностями советской школы. В истории развития советской методики физики можно выделить три основных периода. В первый период (1917—1937) происходило становление и создание основ советской методики физики. В общественной жизни страны это совпадает с периодом перехода от капитализма к социализму в СССР. Этот период охватывает годы революционного преобразования в нашей стране и социалистического преобразования школы. В данный период исследования в области методики физики проводились коллективом советских методистов в Центральном физико-педагогическом институте в Москве (1920—1924), в НИИ методов школьной работы (1922—1929), в НИИ научной педагогики в Ленинграде (1922—1937), в Центральном институте политехнического образования в Москве (1931 —1937), в опытных показательных школах (1918—1937) и в ведущих педагогических институтах (1919—1937). Особенно весомый вклад в методику был внесен в 30-е годы, когда были изданы фундаментальные научные труды основоположников советской методики физики: И. И. Соколова, П. А. Знаменского, Д. Д. Галанина и др. Методика физики решала тогда сложные проблемы в свете постановлений ЦК партии о школе 5 сентября 1931 г., 25 августа 1932 г.: разработка систематического курса физику семилетней и средней школы, создание и введение первых советских стабильных учебников физики, повышение уровня общеобразовательных знаний учащихся и др.
В период развернутого строительства социализма в СССР (1938— 1958) заметно усилилась исследовательская работа по методике физики. Большой вклад в ее развитие внесли сотрудники НИИ АПН РСФСР, НИИ союзных республик, кафедры педагогических институтов и ИУУ. Перед советской школой и методикой физики стояли новые проблемы — улучшение практической подготовки учащихся, проблема политехнического обучения в преподавании физики, связь обучения с жизнью, борьба с формализмом в обучении и усиление воспитания диалектико-материалистического мировоззрения, совершенствование школьных программ и учебников физики для первой и второй ступени, разработка системы школьного физического эксперимента и др. В третий период (1959 - 1989) советская методика физики интенсивно развивается в условиях научно-технической революции. В свете Закона о школе советская методика физики в этот период решала важнейшие проблемы:
разработка нового содержания школьного курса физики, отвечающего требованиям и достижениям науки и техники; разработка новых учебных пособий и учебников физики для средней школы, отвечающих требованиям реформы содержания курса физики; совершенствование урока физики и методов обучения в свете проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и развивающего обучения; разработка и внедрение технических средств обучения, совершенствование системы школьного физического эксперимента; разработка методики коммунистического воспитания, единства воспитания и обучения в процессе обучения физике; исследование наиболее важных тенденций в области преподавания физики. Охарактеризуем кратко вклад советской методики физики по главным направлениям ее исследований.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.244.187 (0.007 с.) |