Из истории дореволюционной методики физики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из истории дореволюционной методики физики



РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

ИЗ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИКИ

Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Однако физика как самостоятельный учебный предмет в школах России получила признание лишь в конце XVIII в. По уставу 1766 г. преобразованных кадетских корпусов физика в них преподавалась как-отдельный предмет. По уставу народных училищ от 5 августа 1786 г. физика и механика изучались в IV классе главных народных училищ в качестве самостоятельно­го предмета. Вскоре, в конце XVIII в., физика оформилась как самостоятельный учебный предмет в первых гимназиях России. С введением физики как учебного предмета в реальных школах России, естественно, возникла потребность в разработке вопро­сов методики ее преподавания. Начало этому положили М. В. Ломоносов, М. Е. Головин, П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики в России зародилась в XVIII в. с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе содержания и приемах его раскрытия.

Дореволюционная прогрессивная методика физики зарожда­лась, развивалась и оформлялась в сложных и противоречивых социально-экономических условиях царской России. Главную ли­нию развития в педагогике определяла борьба приверженцев теорий формального и материального образования, возникшая в конце XVIII — первой половине XIX в. На протяжении всего XIX и начала XX в. не затихала эта борьба.

Значение физики как учебного предмета недооценивалось, особенно в связи с насаждением в гимназиях классицизма по реакционным уставам 1828 и 1871 гг. Только в конце XIX — на­чале XX в. под влиянием успехов науки и техники положение резко изменилось и роль физики в гимназиях поднялась. В этих условиях важное значение имели общественное движение ученых и учителей за реформу преподавания физики и активные методы обучения физике в школе, а также критика радиальных про­грамм физики, тормозящих интеллектуальное развитие учеников.

Методика физики в России формировалась под активным влия­нием революционных демократов и выдающихся русских физиков в крупнейших центрах России: Петербурге, Москве, Киеве, Одессе.

В этой борьбе складывались прогрессивные тенденции, опре­делившие важные достижения отечественной методики препода­вания физики. К числу этих достижений следует отнести:

включение физики как общеобразовательного предмета в про­граммы гимназий и реальных училищ;

признание за физикой не только образовательной, но и раз­вивающей роли; в связи с этим создание концентрического и ступенчатого курса физики соответственно возрастным особен­ностям школьников;

введение в обучение самостоятельных наблюдений и лабора­торных работ школьников как важного средства борьбы с фор­мализмом в знаниях и практической подготовке школьников в процессе обучения;

создание стабильного учебника, отвечающего требованиям науки, производства и педагогическим условиям работы гимна­зий и реальных училищ.

В истории дореволюционной методики физики можно выде­лить три основных периода:

1. Зарождение и развитие прогрессивной методической мысли от Ломоносова до начала общественного движения за реформу школы в середине XIX в.

2. Новый этап развития методики физики во второй половине XIX в., вызванного общественным движением за реформу школы и преподавания физики.

3. Развитие методики физики в дооктябрьский период.
Охарактеризуем кратко вклад дореволюционной методики преподавания физики по основным направлениям.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

ИЗ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИКИ

Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Однако физика как самостоятельный учебный предмет в школах России получила признание лишь в конце XVIII в. По уставу 1766 г. преобразованных кадетских корпусов физика в них преподавалась как-отдельный предмет. По уставу народных училищ от 5 августа 1786 г. физика и механика изучались в IV классе главных народных училищ в качестве самостоятельно­го предмета. Вскоре, в конце XVIII в., физика оформилась как самостоятельный учебный предмет в первых гимназиях России. С введением физики как учебного предмета в реальных школах России, естественно, возникла потребность в разработке вопро­сов методики ее преподавания. Начало этому положили М. В. Ломоносов, М. Е. Головин, П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики в России зародилась в XVIII в. с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе содержания и приемах его раскрытия.

Дореволюционная прогрессивная методика физики зарожда­лась, развивалась и оформлялась в сложных и противоречивых социально-экономических условиях царской России. Главную ли­нию развития в педагогике определяла борьба приверженцев теорий формального и материального образования, возникшая в конце XVIII — первой половине XIX в. На протяжении всего XIX и начала XX в. не затихала эта борьба.

Значение физики как учебного предмета недооценивалось, особенно в связи с насаждением в гимназиях классицизма по реакционным уставам 1828 и 1871 гг. Только в конце XIX — на­чале XX в. под влиянием успехов науки и техники положение резко изменилось и роль физики в гимназиях поднялась. В этих условиях важное значение имели общественное движение ученых и учителей за реформу преподавания физики и активные методы обучения физике в школе, а также критика радиальных про­грамм физики, тормозящих интеллектуальное развитие учеников.

Методика физики в России формировалась под активным влия­нием революционных демократов и выдающихся русских физиков в крупнейших центрах России: Петербурге, Москве, Киеве, Одессе.

В этой борьбе складывались прогрессивные тенденции, опре­делившие важные достижения отечественной методики препода­вания физики. К числу этих достижений следует отнести:

включение физики как общеобразовательного предмета в про­граммы гимназий и реальных училищ;

признание за физикой не только образовательной, но и раз­вивающей роли; в связи с этим создание концентрического и ступенчатого курса физики соответственно возрастным особен­ностям школьников;

введение в обучение самостоятельных наблюдений и лабора­торных работ школьников как важного средства борьбы с фор­мализмом в знаниях и практической подготовке школьников в процессе обучения;

создание стабильного учебника, отвечающего требованиям науки, производства и педагогическим условиям работы гимна­зий и реальных училищ.

В истории дореволюционной методики физики можно выде­лить три основных периода:

1. Зарождение и развитие прогрессивной методической мысли от Ломоносова до начала общественного движения за реформу школы в середине XIX в.

2. Новый этап развития методики физики во второй половине XIX в., вызванного общественным движением за реформу школы и преподавания физики.

3. Развитие методики физики в дооктябрьский период.
Охарактеризуем кратко вклад дореволюционной методики преподавания физики по основным направлениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.007 с.)