Замысел и жанр поэмы Н.В. Гоголя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замысел и жанр поэмы Н.В. Гоголя



«Мёртвые души»

Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мёртвые души». Первое издание поэмы было названо «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение произведения, переводило его в область авантюрного романа. Гоголь пошёл на это по цензурным соображениям для того, чтобы поэма была издана. Гоголь посвятил первому тому «Мёртвых душ» шесть лет работы (1835–1841).

По признанию Гоголя, сюжет «Мёртвых душ» был подсказан ему А.С. Пушкиным. Поэма была задумана в форме эпической трилогии, напоминающей «Божественную комедию» Данте, которая состоит из трёх частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, где они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины – Италии, её судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Одним сравнением России с адом в первом томе Гоголь помогает нам понять, что Россия должна воспрянуть духом и из ада пройти в чистилище, а затем в рай.

Понятие «мёртвая душа» в поэме имеет несколько значений. Чичиков скупает «мёртвые души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием «мёртвая душа» неразрывно связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова и обычна, и фантастична. Обычна, так как покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по определению Чичикова, «остался один неосязаемый чувствами звук». Но разница между живыми и мёртвыми оказывается условной, всё дело только в странности товара. Таким образом, фантастичность события переносится с авантюры Чичикова на реальную действительность, где человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно трансформируется и содержание понятия «мёртвая душа». Абакум, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мёртвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные. Этого нельзя сказать об их живых хозяевах, которые и оказываются «мёртвыми душами» в подлинном смысле этого слова. Но «мёртвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мёртвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ», как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпических и лирических начал в поэме. Эпическое начало выражено в изображении современной автору России. «Мёртвые души» по жанру – поэма, так как образ главного героя неразрывно связан с образом лирического героя. Называя «Мёртвые души» поэмой, писатель хотел подчеркнуть те особые черты, которые были свойственны этому жанру: эпопейный характер, широту художественных обобщений, соединение эпического начала с лирической окраской повествования. Гоголь в письмах друзьям называл «Мёртвые души» не только поэмой, (поэма – жанр, восходящий к традициям древнего эпоса, в котором воссоздавалось целостное бытие во всех его противоречиях), но и романом (роман – произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития). В «Мёртвых душах» присутствуют черты авантюрно-приключенческого, плутовского, а также социального романа. Однако «Мёртвые души» принято романом не называть, так как в произведении любовной интриги нет.

Значительное место в поэме «Мёртвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественныхвопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

 

20. Идейно-художественное содержание поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».

Поэма А.С. Пушкина «Цыганы», написанная в 1824 году, обычно включается в круг южных поэм. А между тем это произведение уже явно порывает с романтизмом. Начатое в Одессе, оно было завершено в Михайловском.

Ведущая проблема поэмы «Цыганы» – неудовлетворённость окружающей действительностью и вытекающие отсюда поиски счастья, социальной гармонии. Основой её сюжета послужили личные наблюдения поэта над бытом цыган, ведь в 1822 г. Пушкин, будучи в Кишинёве, исчез на несколько дней. Эти дни он прокочевал с цыганским табором.

Действие «Цыган» разворачивается в экзотической обстановке: на фоне бессарабских степей, по которым кочуют «телеги мирных цыганов». Сюда, стремясь к естественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко. Прошлое его покрыто романтической завесой тайны, которая прорывается лишь изредка: Алеко рассказывает о «неволе душных городов», которые он вынужден был покинуть:

Там люди в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой…

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей

В таборе Алеко начинает жить вольной жизнью, но в его душе кипят страсти, принесённые из прошлого. «Они проснутся; погоди!» – как бы предупреждает его автор. И предсказание сбывается. Земфира разлюбила Алеко. Как часто бывает в романтических произведениях, развязка поэмы трагична: Алеко убивает Земфиру и её любовника. Автор устами старого цыгана выносит Алеко приговор: «Ты для себя лишь хочешь воли».

Поэма «Цыганы» романтическая преимущественно по предмету изображения. Здесь романтичен главный герой – Алеко. Но при наличии этого героя и используемых для его обрисовки некоторых романтических средств, в поэме присутствуют и реалистические черты.

Переходя на позиции реализма, Пушкин показывает противоречия и в самих нравах цыган. Возвышая старого цыгана, он отнюдь не идеализирует Земфиру. Любя «шутя», она руководствуется стихийными желаниями от требований морали. Земфира повторяет путь Мариулы, своей матери, которая ради любовной страсти пренебрегла брачно-семейными обязанностями, даже материнским долгом, разбила судьбу Старого цыгана, бросила «маленькую дочь». Свобода, как неограниченная эгоистическая воля, критикуется Пушкиным и в действиях Алеко, и в поступках Мариулы – Земфиры.

Стремление Пушкина к реалистическому воспроизведению жизни раскрывается в сопоставлении Старого цыгана с Мариулой, Земфиры с Алеко. В поэме Пушкина влечёт поэзия повседневного. Типические образы цыган воссоздаются в подробно-очерчённых типических обстоятельствах. Жизнь цыган лишена идеализации. Пушкин неоднократно отмечает их бедность. Вся эта поэма драматизирована и состоит, кроме вступления и диалога, из одиннадцати сцен фрагментов, в которых диалог действующих лиц, занимающих около половины поэмы, принимает явно сценический характер.

В поэме «Цыганы» недосказанность, так любезная романтизму, сводится к минимуму. Реалистическое композиционное искусство поэмы сказывается также в непрерывно растущем, естественном, мотивированном её драматизме.

Вступая на путь реализма, Пушкин меньше пользуется книжной лексикой и чаще обращается к обычному разговорно-просторечному языку: «в одной телеге мы едем», «толпа валит», «скрип телег», применяет переносы стиха: сцены поэмы предельно кратки, реплики ёмки, характеристики проникновенны.

Пушкин, в соответствии с ведущим реалистическим строем всей поэмы, завершил её ясным эпилогом-выводом, что «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Этот эпилог обращён к читателю и детям «смиренной вольности».

От романтической субъективности к реалистической объективности, от лиричности к эпичности и драматичности – таков путь Пушкина в создании этой поэмы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.008 с.)