Философская лирика М.Ю. Лермонтова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская лирика М.Ю. Лермонтова.



М.Ю. Лермонтов – поэт-философ. Нравственно-философские вопросы – отношения личности с обществом, человека с миром природы пронизывают многие стихотворения поэта.

Цель Лермонтова – подвергнуть критике нынешнее состояние бытия и устремить человека к идеальному миропорядку, который бы обеспечил расцвет личности.

Лермонтов рано осознал себя человеком загадочной и трагической судьбы. Он пророчит себе одиночество, страдания и героическую смерть. Его всюду встречает упорное непонимание, и все попытки наладить контакт с другими людьми кончаются крахом.

Уделом лирического героя является горестное сознание невозможности «употребить» свои дарования и силы, общество не нуждается в его подвигах.

Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Это приводит к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, преобладанию эмоции обиды и холодного презрения (анализ стихотворений «Дума», «И скучно…»).

В философском созерцании погружённого в «думу» лирического «я» обнаруживается гордый и волевой характер, деятельный характер. Его «вечный закон» – стихийная, неисчезающая внутренняя активность.

Не удовлетворяясь окружающей социальной действительностью, Лермонтов ставит природу, исполненную безусловной вечной красоты, он рисует её одухотворённой, она окрыляет человека.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит трагический голос поколения. Здесь рассматривается частный случай болезни поколения, который поражает нас своей печальной безысходностью. Здесь названы три главные эмоции, которые переполняют душу каждого человека: желанья, любовь и страсти. Желание мыслится с отрицательным знаком, любовь нужна вечная и «сладкий недуг» страстей увянет от холода рассудка.

Каждое четверостишие заканчивается обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается обобщённым выводом о своей и общей жизни:

«А годы проходят – все лучшие годы!»

«В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно»

«И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка…».

Здесь настоящее поглощает прошлое, оправдывая мысль об одиночестве в мире, где нет ни одной родной души и царит такая же пустота, как и в собственной душе.

Это монолог человека, взглянувшего в глаза горькой правде, и самообвинение вырастает в обвинение всему обществу.

Хотя речь в стихотворении идёт о лирическом «я», оно, несомненно, имеет в виду всё поколение.

 

Стихотворение «Дума» – общественно-философское раздумье и вместе с тем обвинительный акт, предъявляемый современности. Элегия здесь всё время переходит в сатиру, каждая строка не только горькая констатация факта, но и обличение.

Само построение подчиняется логике инвективы: сперва кратко формулируется суть обвинения, а вслед затем идёт его беспощадное обоснование.

В отличие от элегии «И скучно и грустно», в «Думе» развёрнут анализ нынешнего состояния души и духа поколения. Настоящее бытие поколения здесь связано не с прошлым, а с грядущим:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

Обвинения поколению высказаны иронически, притом в намеренно оскорбительном, сниженном тоне; вся лексика взята из бытового обихода.

Общий путь поколения рисуется как духовная и душевная несостоятельность: поколение одиноко и потеряно во времени – ему скучна жизнь предков. Ранний и тощий плод, лишённый животворных соков, - вот что представляют собой люди междувременья.

Жизнь поколения неестественна, она противоречит нормальному ходу вещей: поколение ничего не оставляет своим наследникам и «спешит» «к гробу», к смерти, насмешливо оглядываясь на бесцельно прожитую жизнь и осмеивая себя.

 

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) лирический герой поставлен лицом к лицу со всей Вселенной. Он поставлен в центр мира, увиденный его глазами. Важнейшие «действующие лица» этой маленькой мистерии – «я», Вселенная (земля и небо), Бог.

Вселенная демонстрирует жизнь в её величавом спокойствии и царственном могуществе.

В центре гармонично устроенной вселенной помещён негармоничный герой:

«Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?»

Однако его душа вовсе не опустошена и желания в нём не угасли:

«Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!»

Можно сказать, что лирический герой жаждет такой же гармонии вне и внутри себя, какую он наблюдает и переживает во Вселенной.

Слить воедино вечное и преходящее, ограниченное и беспредельное, забыть себя смертного и почувствовать обновлённым и вечно живым – таковы мечты М.Ю. Лермонтова.

Герой нашего времени» 12. М. Ю. Лермонтова как нравственно-философский и социально-психологический роман Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поко­ления в полном их развитии. М, Ю, Лермонтов Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно по­этому, по словам Герцена, «Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах» и прозе, добавим мы. Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магази­нах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о рома­не крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» - плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобра­зил самого себя в романе. Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изда­нию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак ра­венства между автором и Печориным. Также он написал, что «Герой нашего времени» — это портрет всего поколения молодых людей того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале «Отечествен­ные записки», а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочита­ешь все части. Новеллы расположены так, что они постепенно «приближа­ют» Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча («Бэла»), затем он увиден глазами повествователя («Максим Максимыч»), наконец в «журнале» (дневнике) предлагается его «исповедь». События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в ху­дожественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каж­дой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного Ттсихического скла­да. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев. Повесть «Княжна Мери» можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности «Героя нашего време­ни» как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет «история души человеческой». В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно би­чуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги-прожитой жизни; «Зачем я жил? для какой цели я родился?... быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений-лучший цвет жизни». У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочув­ствуем, когда он высмеивает аристократическое «водяное общество»К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или • дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин сам говорил, что в нем живут ва человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощад­ной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели -все это свойственно Печорину В романе последовательно анализируются его представления о любви. дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к «дикарке» («Бэла»), в любви романтической («Тамань»), в дружбе со свер­стниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех си­туациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в «пороч­ности» Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества. которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя, и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин. Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал: «Лермонтов... понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влияни­ем общественной обстановки их круга». Лермонтов не ограничивается зарисовкой «водяного общества», он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицер­ского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное-таким представляется дворянское обще­ство в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет («Я говорил правду - мне не верили» - рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести «Бэла» упоми­нается об одной московской барыне, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего, как пьяница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света. Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни - за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит Действительность не дала Печорнну возможности дей­ствовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозмож­ности для них найти применение своим силам в условиях тридцатых годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в «гордом одиночестве». Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм при­носят глубокие страдания не только самому герою, но и  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.013 с.)