Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 11 Вопрос №3. Задачи и этапы обучения плаванию (цели, задачи, средства, методы обучения).
Во время обучения плаванию решаются следующие основные задачи: 1) укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков 2) освоение техники спортивного плавания 3) повышение уровня развития физических качеств, определяющих успешность обучения и спортивных достижений в плавании 4) воспитание мотивационных основ в отношении к учебно-тренировочным занятиям плаванием. Процесс обучения техники спортивного плавания можно разделить на три этапа. Каждый этап характеризуется: 1)разным уровнем освоения навыка плавания занимающимися 2) спецификой решаемых задач обучения 3) содержанием средств и методов обучения. На первом этапе формируются предварительное представление о навыке плавания, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники спортивного плавания. На втором этапе осуществляется разучивание элементов, связок и техники способа плавания в целом. На третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания. Первый этап обучения. Цель этогоэтапа – осуществить предварительную подготовку для успешного освоения навыка плавания на последующих этапах обучения. Задачи: 1) создать умозрительные двигательные представления о техники движений руками и ногами на суше 2) устранить страх перед водой, освоить рабочую позу пловца и умение ориентироваться в необычной среде 3) создать двигательные представления о причинно-следственной связи между выполненным гребком и максимальным продвижением вперед. Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения, выполняемые на суше 2) подготовительные упражнения для освоения с водой 3) учебные прыжки в воду 4) игры развлечения в воде с элементами освоенных подготовительных упражнений 5) упражнения для изучения техники спортивного плавания (имитационные упражнения на суше для ознакомления с движениями ногам и руками при плавании кролем на груди и на спине, выполняемые без дополнительного сопротивления, с резиновым амортизатором, статическими напряжениями в граничных позах гребка; упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания, плавание при помощи ног кролем на груди и на спине с вариантами дыхания). Методы слова и показа. Рассказ, показ и их сочетание, когда демонстрация упражнения сопровождается образным, ярким и эмоциональным объяснением преподавателя.
На этом этапе обучения, когда техника плавания изучается по частям, во время показа выделяют основные, ведущие звенья разучиваемого движения. В эти моменты производится остановка движения, статические напряжения в граничных фазах гребка, создающие у занимающегося представления о направлении движения и его амплитуде. Пониманию условий выполнения движения помогает подсказ преподавателем ощущений, возникающих в случае правильного решения поставленной задачи. Улучшение ориентировки в воде, остановка внимания занимающихся на нужном ощущении достигается приговариванием вслух названия действия и получаемого вследствии его выполнения результата. Практические методы используются двух разновидностей: направленные на освоение техники плавания и на развитие двигательных качеств. В связи с этим в плавании разработаны разнообразные системы подготовительных и подводящих упражнений, планомерное изучение которых обеспечивает освоение способа в целом. Так упражнения для освоения с водой и имитационные упражнения подводят к изучению положения тела при плавании и выполнению гребковых движений руками и ногами. Плавание по элементам и в связках подготавливают к овладению навыком плавания в общей координации. Развитие двигательных качеств осуществляется простейшими формами интервального метода (повторное выполнение отдельных упражнений и небольших серий): 1) общеразвивающих, специальных имитационных упражнений на суше 2) в воде движений ног у бортика и с доской 3) упражнений для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания и др. Количество повторений определяется успешностью освоения, запоминания и вопсроизведения упражнений. Интервалы отдыха между повторениями зависят от возраста, подготовленности занимающихся и успешности освоения ими двигательной задачи. На этом этапе обучения между сериями упражнений, выполняемых в воде на задержке дыхания, скольжениями с элементами техники спортивных способов плавания, а также движениями ногами кролем у бортика, обязательно производятся выдохи в воду.
Второй этап обучения. Основная цель второго этапа – формирование умений и навыков в плавании с учетом уровня плавательной подготовленности, полученного на первом этапе обучения. Задачи: 1) на суше – создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений руками кролем с дыханием и общем согласовании движений в кролем на груди и на спине 2) в воде – освоить общее согласование движений в плавании кролем на груди и на спине (по элементам, в связках и в обшей координации). Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения 2) упражнения для изучения техники плавания на груди и на спине (на суше – имитация движений руками кролем без дополнительного отягощения и с резиновым амортизаторами, в согласовании с дыханием, общего согласования движений при плавании на груди и на спине; в воде – плавание кролем на груди и на спине по элементам и в связках в согласовании с дыханием; плавание кролем на груди и на спине в общей координации на задержке, с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой 3) учебные прыжки в воду 4) игры и развлечения в воде с элементами плавания и ныряния. Методы: 1) слова и показа – расчлененный показ упражнений сопровождается комментариями преподавателя. При этом внимание занимающихся фиксируется на основных элементах упражнения, выполнение которых обеспечивает освоение движения в целом с помощью условных сигналов и жестов преподавателя, акцентируются ощущения, возникающие при правильном выполнении упражнений. Для правильного освоения техники особенно важны ощущения опоры о воду гребущими поверхностями рук и ног и продвижения тела вперед. 2) ориентиров – для освоения амплитуды и направления движений руками и ногами, согласования дыхания с движениями руками в кроле граничные фазы гребка ориентируют по отношению к телу пловца. Например, для сохранения правильной амплитуды гребка дается указание сделать гребок до бедра, дотронуться до него и после этого вынуть руку из воды. Для согласования дыхания с движениями руками кролем на груди в этот момент сделать вдох. При освоении гребка рукой кролем на груди по криволинейной траектории делается указание по направлению гребка. Например, гребок правой рукой выполнить по направлению к левой ноге, левой рукой – к правой ноге; 3) непосредственной помощи при выполнении имитационных упражнений на суше 4) практические методы, в свою очередь, подразделяются на: методы освоения техники плавания в целом и по частям и методы развития двигательных качеств. Как известно, освоение техники плавания в элементах и в связках (по частям) не является конечным итогом обучения и не может заменить плавания в обшей координации. Потому нельзя затягивать переход к плаванию с полным согласованием движений, останавливаясь на совершенствовании техники плавания по частям. Для успешного освоения плавания в общей координации создаются облегченные условия перехода к целому от плавания по частям. С этой целью применяется чередование плавания на коротких отрезках по элементам и связкам с плаванием в общей координации. Например, чередование плавания при помощи движений руками кролем на груди с поплавком между ногами с плаванием в полной координации; плавание при помощи ног кролем на груди и гребковых движений одной рукой в согласовании с дыханием с плаванием в общей координации; плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе с плаванием кролем на груди в обшей координации с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой.
Освоение техники плавания в общей координации ставит очередную задачу обучения – формирования ее устойчивости и вариативности. Это формирование координационных соотношений между различными мышечными группами, чередования напряжения и расслабления в разных звеньях биокинематической цепи, улучшения взаимодействия между двигательными и функциональными системами. Для этого необходимо научиться регулировать величину, направление и длительность гребковых усилий в соответствии с изменяющимися задачами обучения, что решается методом выполнения контрастных упражнений. Например, чередование плавания в быстром и медленном темпе, плавание в быстром темпе с плаванием на наименьшее количество гребков, с ускорением и замедлением, в облеченных и затрудненных условиях. Методы развития двигательных качеств и правила определения числа повторений, серий и интервалов отдыха, длины проплываемых отрезков такие же, как на предыдущем этапе обучения. На этом этапе в перерывах между проплыванием отрезков и серий в качестве активного отдыха могут применяться упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов, освоенных ранее. Третий этап обучения. Цель этапа закрепление и совершенствование техники плавания. Задачи: 1) освоение техники плавания кролем на груди и на спине на уровне прочного автоматизированного навыка 2) овладение навыком дыхания в ритме гребковых движений и умением проплывать намеченные расстояния без нарушений в техники плавания. Средства: те же, что на втором этапе обучения. Особое внимание уделяется выполнению упражнений, отражающих координационную структуру способа плавания в целом, и согласованию движений рук кролем с дыханием. Методы. Те же, что и на первых этапах обучения: слова и показа, ориентиров, непосредственной помощи. Большое значение имеет демонстрация техники плавания в целом в ее эталонных вариантах (просмотр техники пловцов высокого класса по видеомагнитофону, кинокольцовкам, на тренировках в бассейне). Практические методы. Основным методом закрепления и совершенствования техники плавания является повторное выполнение упражнений. Ведущее значение на этом этапе имеет метод выполнения движения в целом. В каждом занятии соотношение объема плавания в общей координации и плавании по элементам и в связках должно быть 1:1.
Для совершенствования техники плавания, так же как на предыдущем этапе, применяются проплывание коротких отрезков и серий с чередованием плавания в общей координации и плавания по элементам и в связках; плавание с выполнением контрастных заданий (медленно-быстро, с ускорением и замедлением). Эти методы, как уже говорилось, используются не только для формирования стабильности индивидуальной техники плавания каждого занимающегося, но и для ее вариативности. Под стабильностью в данном случае понимается способность занимающегося проплывать серии отрезков или дистанцию без нарушения техники плавания. О вариативности техники свидетельствует умение спортсмена проплывать отрезки и дистанции разной длины, с разной скоростью и темпом движений без искажения координационной и ритмовой структуры способа плавания. Методы развития двигательных качеств. По мере освоения техники плавания увеличивается длина проплываемых дистанций, а также отрезков в сериях. При применении интервального (повторного) метода увеличивается число выполняемых серий в плавании с общей координацией, по элементам и связках. Короткие дистанции и серии из коротких отрезков проплываются с высокой скоростью и максимальном темпом движений. Непрерывное дистанционное плавание проводится с равномерным темпом движений и скоростью, а также вариативно-переменно. Дистанции могут преодолеваться с равномерной или переменной скоростью с чередованием плавания в общей координации с плаванием по элементам и в связках. Например, отрезки в общей координации проплываются с ускорением, по элементам и связках – свободно. При определении трудности заданий, соответствующих подготовленности занимающихся (длины отрезков и дистанций, количества повторений и серий, продолжительности отдыха между заданиями), основными критериями являются устойчивость техники плавания и качество выполнения гребковых движений (шаг пловца).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 5462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.011 с.) |