Билет № 11 Вопрос №3. Задачи и этапы обучения плаванию (цели, задачи, средства, методы обучения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 11 Вопрос №3. Задачи и этапы обучения плаванию (цели, задачи, средства, методы обучения).



Во время обучения плаванию решаются следующие основные задачи: 1) укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков 2) освоение техники спортивного плавания 3) повышение уровня развития физических качеств, определяющих успешность обучения и спортивных достижений в плавании 4) воспитание мотивационных основ в отношении к учебно-тренировочным занятиям плаванием.

Процесс обучения техники спортивного плавания можно разделить на три этапа. Каждый этап характеризуется: 1)разным уровнем освоения навыка плавания занимающимися 2) спецификой решаемых задач обучения 3) содержанием средств и методов обучения.

На первом этапе формируются предварительное представление о навыке плавания, проводится освоение с водной средой и ознакомление с элементами техники спортивного плавания. На втором этапе осуществляется разучивание элементов, связок и техники способа плавания в целом. На третьем этапе проводится закрепление и совершенствование техники плавания.

Первый этап обучения. Цель этогоэтапа – осуществить предварительную подготовку для успешного освоения навыка плавания на последующих этапах обучения. Задачи: 1) создать умозрительные двигательные представления о техники движений руками и ногами на суше 2) устранить страх перед водой, освоить рабочую позу пловца и умение ориентироваться в необычной среде 3) создать двигательные представления о причинно-следственной связи между выполненным гребком и максимальным продвижением вперед. Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения, выполняемые на суше 2) подготовительные упражнения для освоения с водой 3) учебные прыжки в воду 4) игры развлечения в воде с элементами освоенных подготовительных упражнений 5) упражнения для изучения техники спортивного плавания (имитационные упражнения на суше для ознакомления с движениями ногам и руками при плавании кролем на груди и на спине, выполняемые без дополнительного сопротивления, с резиновым амортизатором, статическими напряжениями в граничных позах гребка; упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания, плавание при помощи ног кролем на груди и на спине с вариантами дыхания). Методы слова и показа. Рассказ, показ и их сочетание, когда демонстрация упражнения сопровождается образным, ярким и эмоциональным объяснением преподавателя.

На этом этапе обучения, когда техника плавания изучается по частям, во время показа выделяют основные, ведущие звенья разучиваемого движения. В эти моменты производится остановка движения, статические напряжения в граничных фазах гребка, создающие у занимающегося представления о направлении движения и его амплитуде.

Пониманию условий выполнения движения помогает подсказ преподавателем ощущений, возникающих в случае правильного решения поставленной задачи. Улучшение ориентировки в воде, остановка внимания занимающихся на нужном ощущении достигается приговариванием вслух названия действия и получаемого вследствии его выполнения результата. Практические методы используются двух разновидностей: направленные на освоение техники плавания и на развитие двигательных качеств. В связи с этим в плавании разработаны разнообразные системы подготовительных и подводящих упражнений, планомерное изучение которых обеспечивает освоение способа в целом. Так упражнения для освоения с водой и имитационные упражнения подводят к изучению положения тела при плавании и выполнению гребковых движений руками и ногами. Плавание по элементам и в связках подготавливают к овладению навыком плавания в общей координации.

Развитие двигательных качеств осуществляется простейшими формами интервального метода (повторное выполнение отдельных упражнений и небольших серий): 1) общеразвивающих, специальных имитационных упражнений на суше 2) в воде движений ног у бортика и с доской 3) упражнений для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов плавания и др.

Количество повторений определяется успешностью освоения, запоминания и вопсроизведения упражнений. Интервалы отдыха между повторениями зависят от возраста, подготовленности занимающихся и успешности освоения ими двигательной задачи.

На этом этапе обучения между сериями упражнений, выполняемых в воде на задержке дыхания, скольжениями с элементами техники спортивных способов плавания, а также движениями ногами кролем у бортика, обязательно производятся выдохи в воду.

Второй этап обучения. Основная цель второго этапа – формирование умений и навыков в плавании с учетом уровня плавательной подготовленности, полученного на первом этапе обучения. Задачи: 1) на суше – создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений руками кролем с дыханием и общем согласовании движений в кролем на груди и на спине 2) в воде – освоить общее согласование движений в плавании кролем на груди и на спине (по элементам, в связках и в обшей координации). Средства: 1) строевые, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения 2) упражнения для изучения техники плавания на груди и на спине (на суше – имитация движений руками кролем без дополнительного отягощения и с резиновым амортизаторами, в согласовании с дыханием, общего согласования движений при плавании на груди и на спине; в воде – плавание кролем на груди и на спине по элементам и в связках в согласовании с дыханием; плавание кролем на груди и на спине в общей координации на задержке, с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой 3) учебные прыжки в воду 4) игры и развлечения в воде с элементами плавания и ныряния. Методы: 1) слова и показа – расчлененный показ упражнений сопровождается комментариями преподавателя. При этом внимание занимающихся фиксируется на основных элементах упражнения, выполнение которых обеспечивает освоение движения в целом с помощью условных сигналов и жестов преподавателя, акцентируются ощущения, возникающие при правильном выполнении упражнений. Для правильного освоения техники особенно важны ощущения опоры о воду гребущими поверхностями рук и ног и продвижения тела вперед. 2) ориентиров – для освоения амплитуды и направления движений руками и ногами, согласования дыхания с движениями руками в кроле граничные фазы гребка ориентируют по отношению к телу пловца. Например, для сохранения правильной амплитуды гребка дается указание сделать гребок до бедра, дотронуться до него и после этого вынуть руку из воды. Для согласования дыхания с движениями руками кролем на груди в этот момент сделать вдох. При освоении гребка рукой кролем на груди по криволинейной траектории делается указание по направлению гребка. Например, гребок правой рукой выполнить по направлению к левой ноге, левой рукой – к правой ноге; 3) непосредственной помощи при выполнении имитационных упражнений на суше 4) практические методы, в свою очередь, подразделяются на: методы освоения техники плавания в целом и по частям и методы развития двигательных качеств.

Как известно, освоение техники плавания в элементах и в связках (по частям) не является конечным итогом обучения и не может заменить плавания в обшей координации. Потому нельзя затягивать переход к плаванию с полным согласованием движений, останавливаясь на совершенствовании техники плавания по частям. Для успешного освоения плавания в общей координации создаются облегченные условия перехода к целому от плавания по частям. С этой целью применяется чередование плавания на коротких отрезках по элементам и связкам с плаванием в общей координации. Например, чередование плавания при помощи движений руками кролем на груди с поплавком между ногами с плаванием в полной координации; плавание при помощи ног кролем на груди и гребковых движений одной рукой в согласовании с дыханием с плаванием в общей координации; плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе с плаванием кролем на груди в обшей координации с дыханием через разное количество гребков и под каждый гребок рукой.

Освоение техники плавания в общей координации ставит очередную задачу обучения – формирования ее устойчивости и вариативности. Это формирование координационных соотношений между различными мышечными группами, чередования напряжения и расслабления в разных звеньях биокинематической цепи, улучшения взаимодействия между двигательными и функциональными системами.

Для этого необходимо научиться регулировать величину, направление и длительность гребковых усилий в соответствии с изменяющимися задачами обучения, что решается методом выполнения контрастных упражнений. Например, чередование плавания в быстром и медленном темпе, плавание в быстром темпе с плаванием на наименьшее количество гребков, с ускорением и замедлением, в облеченных и затрудненных условиях.

Методы развития двигательных качеств и правила определения числа повторений, серий и интервалов отдыха, длины проплываемых отрезков такие же, как на предыдущем этапе обучения.

На этом этапе в перерывах между проплыванием отрезков и серий в качестве активного отдыха могут применяться упражнения для комплексного ознакомления с элементами техники спортивных способов, освоенных ранее.

Третий этап обучения. Цель этапа закрепление и совершенствование техники плавания. Задачи: 1) освоение техники плавания кролем на груди и на спине на уровне прочного автоматизированного навыка 2) овладение навыком дыхания в ритме гребковых движений и умением проплывать намеченные расстояния без нарушений в техники плавания. Средства: те же, что на втором этапе обучения. Особое внимание уделяется выполнению упражнений, отражающих координационную структуру способа плавания в целом, и согласованию движений рук кролем с дыханием. Методы. Те же, что и на первых этапах обучения: слова и показа, ориентиров, непосредственной помощи. Большое значение имеет демонстрация техники плавания в целом в ее эталонных вариантах (просмотр техники пловцов высокого класса по видеомагнитофону, кинокольцовкам, на тренировках в бассейне). Практические методы. Основным методом закрепления и совершенствования техники плавания является повторное выполнение упражнений. Ведущее значение на этом этапе имеет метод выполнения движения в целом. В каждом занятии соотношение объема плавания в общей координации и плавании по элементам и в связках должно быть 1:1.

Для совершенствования техники плавания, так же как на предыдущем этапе, применяются проплывание коротких отрезков и серий с чередованием плавания в общей координации и плавания по элементам и в связках; плавание с выполнением контрастных заданий (медленно-быстро, с ускорением и замедлением). Эти методы, как уже говорилось, используются не только для формирования стабильности индивидуальной техники плавания каждого занимающегося, но и для ее вариативности.

Под стабильностью в данном случае понимается способность занимающегося проплывать серии отрезков или дистанцию без нарушения техники плавания.

О вариативности техники свидетельствует умение спортсмена проплывать отрезки и дистанции разной длины, с разной скоростью и темпом движений без искажения координационной и ритмовой структуры способа плавания.

Методы развития двигательных качеств. По мере освоения техники плавания увеличивается длина проплываемых дистанций, а также отрезков в сериях. При применении интервального (повторного) метода увеличивается число выполняемых серий в плавании с общей координацией, по элементам и связках. Короткие дистанции и серии из коротких отрезков проплываются с высокой скоростью и максимальном темпом движений. Непрерывное дистанционное плавание проводится с равномерным темпом движений и скоростью, а также вариативно-переменно. Дистанции могут преодолеваться с равномерной или переменной скоростью с чередованием плавания в общей координации с плаванием по элементам и в связках. Например, отрезки в общей координации проплываются с ускорением, по элементам и связках – свободно.

При определении трудности заданий, соответствующих подготовленности занимающихся (длины отрезков и дистанций, количества повторений и серий, продолжительности отдыха между заданиями), основными критериями являются устойчивость техники плавания и качество выполнения гребковых движений (шаг пловца).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 5462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.011 с.)