Мантры для участия в киртанах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мантры для участия в киртанах



 

──────── Дадра тал 3/3 ────────

Итак, мы с вами добрались до первых учебных мантр, но прежде чем мы начнем их разучивать, еще пару слов об этом тале. Дадра тал, иногда его еще называют ту тал, очень распространен в Индии. Например, Гоур Говинда Свами в своих записях бхаджанов и киртанов, очень часто использовал этот тал. Дадра тал хорош тем, что он очень медитативный, и с него очень хорошо начинать киртан. В разделе «Музыкальные формы» мы более подробно разберем этот момент. Одна из самых распространенных мелодий в ИСККОН на этот тал - «Дамодараштака». Также «Туласи-арати» очень красиво звучит на дадра тал. Большинство бхаджанов Бхактивинода Тхакура, Нароттама даса Тхакура и других наших ачарьев, также поются на этот тал. Аиндра прабху почти всегда начинал с него свои киртаны.

Ниже мы разберем 4 самых распространенных мантры на него.

 

Мантра Дт.1 (медленный и средний темп)

Тихая техника:

тен*

ǁ та - те | та - те ǁ(вариант 1)

ǁ тха - тен | тха - тен ǁ (вариант 2)


Громкая техника:

ǁ Так - Тек | Так - Тек ǁ (вариант 1)

ǁ Тхак - Тек | Тхак - Тек ǁ (вариант 2)

 

Мантра Дт.2 (медленный и средний темп)

тен

Тихая техника: ǁ та - те | та теке теке ǁ

Громкая техника: ǁ Так - Тек | Так ДиНи ДиНи ǁ

 

Мантра Дт.3 (средний и быстрый темп)

Тихая техника:

ǁ та те ке ǀ та теке теке ǁ

Громкая техника:

ǁ Так Ди Ни ǀ Так ДиНи ДиНи ǁ

 

Мантра Дт.4 (средний и быстрый темп)

Тихая техника:

ǁ та теке теке | та теке теке ǁ

Громкая техника:

ǁ Так ДиНи ДиНи | Так ДиНи ДиНи ǁ

 

 

────── Гарба тал (six tal) 2/2/2 ──────

Мне очень нравится этот тал. Его используют в некоторых бхаджанах, например: «хари харае намах кришна...» Или его часто играют в конце киртанов после Д-кахарва тала (см. «Музыкальные формы»). Иногда его исполняют отдельно, весь киртан. Это можно встретить в киртанах Аиндры прабху. Под гарба-тал очень интересно танцевать. Под него невозможно не танцевать как индус, потому что сама его ритмика вдохновляет именно на это. Можете попробовать.

Ниже мы разберем 3 самых распространенных мантры на него.

 

Мантра Гт.1 (медленный и средний темп)

Тихая техника: ǁ тен - | - те | ка - ǁ

Громкая техника: ǁ Тек - | - Да | На - ǁ

 

Мантра Гт.2 (медленный и средний темп)

Тихая техника: ǁ тен - | те ке | та - ǁ

Громкая техника: ǁ Тек - | Ди Ни | Так - ǁ

Вариант: ǁ Ни - | Ди Ни | Да - ǁ


Мантра Гт.3 (быстрый темп)

Тихая техника: ǁ та те | ке та | те ке ǁ

Громкая техника: ǁ Так Ди | Ни Так | Ди Ни ǁ

Смешанная техника: ǁ Тек те | ке Тек | те ке ǁ

Очень хороший вариант:

ǁ Тек те | ке Тек | те ке ǁ

ǁ Тек те | ке Ди | На - ǁ

─────── Кахарва тал 4/4 ────────

Это самый распространенный тал в ИСККОН. Караталы играют на три удара. Кахарва-тал практически всегда используется на харинамах. Как правило, почти все танцевальные киртаны играются на этот тал (см. раздел «Музыкальные формы»). Он наиболее понятен для людей западной культуры, поэтому, когда Шрила Прабхупада приехал в страны запада почти все свои киртаны, он пел именно на него. Шри Прахлад, Индрадьюмна Свами, Мадхава прабху, Б. Б. Говинда махарадж и другие, практически всегда поют киртаны на кахарва-тал, по причине того, что он очень доступен и танцевален.

Ниже мы разберем 5 самых распространенных мантр на него.

 

Мантра Кт.1 (медленный и средний темп)

Тихая техника:

ǁ та - те те | та - те те ǁ

Другой Вариант этой мантры:

ǁ тх - те те | тх - те те ǁ

Громкая техника:

ǁ Так - Тек Тек | Так - Тек Тек ǁ

Вариант

ǁ Тхак - Тек Тек | Тхак - Тек Тек ǁ

 

Мантра Кт.2 (средний темп)

Тихая техника:

ǁ тха - тен теке | тха - тен теке ǁ

Громкая техника:

ǁ Так - Тек ДиНи | Так - Тек ДиНи ǁ

Смешанная техника (вариант)

ǁ Так - Тек теке | Так - Тек теке ǁ

 

Мантра Кт.3 (медленный и средний темп)

Тихая техника:

ǁ та - те те | та теке тен теке ǁ


Громкая техника:

ǁ Так - Ди Ни | Так РиТи Тек РиТи ǁ

Смешанная техника (очень хороший вариант для киртанов стоя и харинам):

ǁ Тхак - Ди Ни | Тхак теке Тек теке ǁ

 

Мантра Кт.4 (медленный темп)

Тихая техника:

тен

ǁ та - те те | та теке теке теке ǁ

ǁ тха - те те | тха теке теке теке ǁ (вариант 1)

ǁ та - тен теке | та теке теке теке ǁ (вариант 2)

 

Смешанная техника:

ǁ Так - Ди Ни | Так теке теке теке ǁ

ǁ Тхак - Ди Ни | Так теке теке теке ǁ (вариант)

 

Мантра 5 (медленный темп)

Тихая техника:

ǁ та теке теке теке | та теке теке теке ǁ

 

─────── Дубль Кахарва тал ───────

(Д-кахарва тал) 4/4

Этот тот же самый кахарва-тал, который играется в двойном (дубль) темпе. Иногда его называют бхаджан-тал. Очень большое количество бхаджанов поется на этот ритм протяжно и в среднем темпе. При правильном извлечении Д-Кахарва тала должно возникать ощущение, что я еду на тележке с овальными колесами, и она мягко и ритмично раскачивается вверх вниз, вверх вниз...

Ниже мы разберем 5 самых распространенных мантр на него.

 

Мантра ДКт.1

(медленный, средний и быстрый темп)

ǁ та теке та теке | та теке та теке ǁ

Вариант 1 (смешанная техника):

ǁ Тек теке Тек теке | Тек теке Тек теке ǁ

Можно убирать пальцы с правого каратала, и играть эту мантру одной постановкой - как на левой руке. Тогда получится более мягкий звук.

Вариант 2 (громкая техника):

ǁ Тек РиТи Тек РиТи | Тек РиТи Тек РиТи ǁ

Вариант 3 (громкая техника):

ǁ Тек ДиНи Тек ДиНи | Тек ДиНи Тек ДиНи ǁ

Во втором и третьем варианте этой мантры, можно играть более громко, убирая пальцы правой руки с каратала (то есть, левый и правый каратал держим одинаковой постановкой).

 

Мантра ДКт.2 (медленный и средний темп)

ǁ та теке та теке | та теке теке теке ǁ

Смешанная техника

ǁ Тек теке Тек теке | Тек теке теке теке ǁ

Можно убирать пальцы с правого каратала, и играть эту мантру одной постановкой - как на левой руке. Тогда получится более мягкий звук.

 

Мантра ДКт.3 (медленный и средний темп)

Тихая техника:

ǁ теке тхаке теке тхаке | теке тхаке теке тхаке ǁ

Смешанная техника:

ǁ теке Тхакке теке Тхакке | теке Тхакке теке Тхакке ǁ

Громкая техника:

Ее можно играть как в медленном Кахарва-тале так и в быстром Д-Кахарва тале.

Медленный вариант:

ǁ ДиНи ДаНи ДиНи ДаНи | ДиНи ДаНи ДиНи ДаНи ǁ

Это любимая мантра Адити Духкха-ха прабху. В видео варианте она играется в медленном темпе - это просто кахарва тал. Но она может играться намного быстрее, чем в примере на видео, тогда это будет Д-Кахарва тал.

 

Мантра ДКт.4 (медленный и средний темп)

Тихая техника:

ǁ тхаке теке тхаке теке | тхаке теке тхаке теке ǁ

Громкая техника:

ǁ ДаНи ДиНи ДаНи ДиНи | ДаНи ДиНи ДаНи ДиНи ǁ

 

Мантра ДКт.5 (очень быстрый темп)

ǁ Ди Ни Ди Ни | Ди Ни Ди Ни ǁ

 

Техаи

Техай буквально - переход, соединение. Техаи нужны для того, чтобы разнообразить нашу игру. Техай так же может соединять одну музыкальную мысль с другой. Очень красиво, когда техаи, которые играют караталы, сочетаются с тем, что играет мриданга. Чаше всего техай играется, когда солист спел Харе Кришна мантру и ее повторил хор, но это не строгое правило. Все же, если киртан мелодичный и протяжный, то лучше всего вставлять техай после хора.

По мере освоения тех простых техаев, которые даны здесь, вы можете начать придумывать свои. Это кстати одна из отличительных черт профессиональных музыкантов. Они очень часто играют свои, индивидуальные техаи.

Правила игры техая

1) Играем техаи приведенные в качестве примера.

2) Импровизируем.

3) В кахарва тале можно играть любую мантру с Д-кахарва тала.

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные техаи на три тала.

 

────── Техай для Дадра тала ─────

ǁ теке теке теке | теке теке теке ǁ та... (первый удар следующей мантры)

Пример:

Мантра Дт.2:

ǁ та - тен | та теке теке ǁ та - тен | та теке теке ǁ

Техай ДтТх.1:

ǁ теке теке теке | теке теке теке ǁ та...

 

────── Техай для Гарба тала ──────

Тихая техника:

ǁ те ка | - те | ка - ǁ тен теке | теке те | ка - ǁ

Громкая техника:

На На

ǁ Ди Ни | - Ди | Ни - ǁ Тек теке | теке Ди | На - ǁ

 

Примеры:

Мантра Гт.1 (тихая техника):

ǁ тен - | те ке | та - ǁ тен - | те ке | та - ǁ

Техай ГтТх.1:

ǁ те ка | - те | ка - ǁ тен теке | теке те | ка - ǁ

 

Мантра Гт.2 (громкая техника)

ǁ Ни - | Ди Ни | Да - ǁ Ни - | Ди Ни | Да - ǁ

Техай ГтТх.1:

На На

ǁ Ди Ни | - Ди | Ни - ǁ Тек теке | теке Ди | На - ǁ


───────── Кахарва тал ─────────

Техай КтТх.1

Тихая техника:

ǁ теке теке та теке | теке та теке теке ǁ та...

Смешанная техника:

Так Так

ǁ теке теке Тек теке | теке Тек теке теке ǁ Тек...

Громкая техника:

Тек Тек

ǁ ДиНи ДиНи Так ДиНи | ДиНи Так ДиНи ДиНи ǁ Так...

 

Пример:

Мантра Кт.1 + Техай КтТх.1

ǁ та - те те | та - те те ǁ та - те те | та - те те ǁ

ǁ теке теке та теке | теке та теке теке ǁ та...

 

Техай КтТх.2 - Вставляем любую мантру на Д-Кахарва тал вместо техая

Тихая техника:

ǁ та теке та теке | теке тхаке теке тхаке ǁ та...

Громкая техника:

ǁ Тек ДиНи Тек ДиНи | ДиНи ДаНа ДиНи ДаНа ǁ Тхак...

 

Пример:

Мантра Кт.1 + Техай КтТх.1

ǁ та - те те | та - те те ǁ та - те те | та - те те ǁ

ǁ та теке та теке | теке тхаке теке тхаке ǁ та...

 

──────── Д-Кахарва тал ────────

Техай ДКтТх.1 (Тихая техника)

ǁ теке теке теке теке | теке теке теке теке ǁ та...

 

Пример: Мантра ДКт.1 + Техай ДКтТх.1

ǁ та теке та теке | та теке та теке ǁ

ǁ теке теке теке теке | теке теке теке теке ǁ та...

 

Техай ДКтТх.2 (Тихая техника)

ǁ теке та теке та | теке теке теке теке ǁ та...

Пример:

Мантра ДКт.1 (вариант 1)+ Техай ДКтТх.2

ǁ тек теке тек теке | тек теке тек теке ǁ

ǁ теке та теке та | теке теке теке теке ǁ тек

 

Техай ДКтТх.2 (Громкая техника)

ǁ РиТи Тек РиТи Тек | ДиНи ДиНи ДиНи ДиНи ǁ Так...

 

Пример:

Мантра ДКт.1 (вариант 1)+ Техай ДКтТх.2

ǁ тек теке тек теке | тек теке тек теке ǁ

ǁ РиТи Тек РиТи Тек | ДиНи ДиНи ДиНи ДиНи ǁ Так...

 

Если вы играете мантру № 1, то в качестве техая можно вставлять мантру № 3.

Все мантры и все техай можно смешивать в произвольном порядке.

 

───── Соединительный техай ─────

Для перехода с тала на тал

Когда мы переходим с дадра тала на Д-кахарва тал, могут возникнуть сложности в виде замедления или ускорения последующего Д-кахарва тала. Во избежание этого, необходимо играть техай, чтобы при переходе мы могли задать и выдержать темп последующего тала. Естественно, что темп при переходе задает солист, но техай помогает переключиться с тала на тал, чтобы было плавное соединение.

Ниже дан самый простой техай для перехода с дадра-тала на Д-кахарва тал, и простой пример перехода с кахарва-тала на Д-кахарва тал.

ǁ тен тен тен тен | теке теке теке теке ǁ та...

 

Пример 1 - Переход с Дадра тала на Д-Кахарва тал:

Дадра тал - мантра 2

ǁ та - тен | та теке теке ǁ

Техай на Д-Кахарва тал

ǁ тен тен тен тен | теке теке теке теке ǁ

Д-Кахарва тал - мантра 1

ǁ та теке та теке ǁ и т.д.

 

Пример 2 -Переход с Кахарва тал на Д-Кахарва тал:

Кахарва тал - мантра 1

ǁ та - те те | та - те те ǁ

Техай на Д-Кахарва тал

ǁтен тен тен тен | теке теке теке теке ǁ

Д-Кахарва тал мантра 1

ǁ та теке та теке | та теке та теке ǁ та...


6. Аланкары (Украшения при игре)

В этом уроке мы разберем несколько красивых приемов, способных разнообразить и украсить нашу игру. Весь спектр звуков, извлекаемых из каратал не так разнообразен, и зачастую можно пожаловаться на монотонность в их звучании. Для того, чтобы разнообразить нашу игру есть разные способы:
1) Извлечение разнообразных звуков (их 18).
2) Разница в динамике (уровень громкости) громкая и тихая техника.
3) Техаи (переходы).
4) Аланкары (украшения).

В совокупности, все это поможет нам избежать монотонности в нашей игре.

Итак, 4 распространенных аланкара:

Аланкар 1: (ке) те

Этот прием [короткий придыхательный звук (ке)] может вставляться в любой мантре или техае любого тала, перед поступательно идущими звуками те или ке.

Извлекается так: нижним ребром правого каратала мы бьем по верхнему ребру (или посередине) левого, при этом внутренней частью правого каратала резко скользим вниз, пока не извлечем звук те. Бьем четко.

Пример: Кахарва тал мантра 4

(ке)

ǁ та - те те | та теке теке теке ǁ та...

 

Аланкар 2: (текетеке)

В конце любой мантры, где есть последовательные звуки теке, их можно заменять на (текетеке).

Пример: Д- Кахарва тал мантра 2

ǁ та теке та теке | та теке теке (текетеке) ǁ та...

Аланкар 3: (теке) те

Этот прием [короткие придыхательные звуки (теке) ] может вставляться в любой мантре или техае любого тала, перед поступательно идущими звуками теке.

Пример: Дадра тал мантра 2

(теке)

ǁ та - тен | та теке теке ǁ та...

 

Аланкар 4: тр.......(тремоло, трель)

Трели играются на последнюю ангу в мантрах, в техае на последние две матры. Очень важно после трели попасть на первую долю следующей мантры. Трели можно вставлять в разных частях мелодии, как правило, когда солист делает паузу. Существует два вида трелей:

1. Закрытые (текетекетекетеке).

2. Открытые (такатакатакатака).

Примеры:

Кахарва тал техай 1:

тр.....

ǁтеке теке та теке | теке та - - ǁ

Кахарва тал мантра 4:

тр.........

ǁ та - те те | та теке теке теке ǁ та - те те | та - - - ǁ

 

7. Важность культуры
исполнения

Очень важный момент!

Вырабатывайте исполнительскую культуру игры. Слушайте хороших караталистов. Например, у Аиндры прабху, в его группе, никто не грохочет на караталах, как на кастрюлях. Манера игры и стиль - перенимаются только от слушания.

Другой немаловажный момент - культура звукоизвлечения. Очень важно с самого начала обучения думать об этом. Караталы - это не мриданга, и спектр извлекаемых из них звуков не так велик. Поэтому, пожалуйста, освойте основные восемнадцать звуков, и используйте их все (см. «Обозначение основных ударов и их извлечение из инструмента»).

Динамика (уровень громкости) при игре должна отличаться. Очень некрасиво, когда караталы все время грохочут один спектр звуков. Караталы должны петь, а не громыхать.

Эти простые рекомендации помогут разнообразить нашу игру, и вывести ее на определенный профессиональный уровень.

8. Послесловие
Игра на караталах сама по себе не даст нам духовного совершенства, но наш правильный мотив при игре может перевести эту деятельность в категорию чистой бхакти. Это самое главное. Все остальное внешнее. Пожалуйста, будьте Бхактами, а не Шактами (музыкантами). Музыка - это всего лишь одна из многочисленных энергий Кришны. Это не Кришна. У Раваны - всегда одна судьба...


ДЖА - ДЖИ

(Большие караталы)

На таких больших караталах любит играть Е.С. Джаяпатака Свами. Джа-джи бывают разных размеров. От маленьких, до очень больших. Как правило, они используются в больших киртанах и харинамах. Бхактивинода Тхакур, в своем бхаджане «Арунодая-киртан» упоминает, что Господь Чайтанья использовал их в своих уличных харинамах. Игра на них отличается от игры на караталах, ибо на них достаточно сложно сыграть мелкую технику.

Существует разная величина и форма джа-джей. Я замечал, что инструмент с маленькими краями звучит лучше, чем с широкими. Мы разберем несколько стандартных мантр для игры на джа-джах в киртане.

Выбор инструмента

Выбирая джа-джи, следите за тем, чтобы при их соприкосновении края смыкались. Это важно для качества звука. Если вы хотите более тихий вариант джа-джей, выбирайте более тонкий металл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.092 с.)