Использование советов и предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование советов и предложений



 

Разумные советы — это стандартное средство, к которому при-бегаютлюди неискушенные. Тем не менее, бывают случаи, когда советы — в форме предполагаемого альтернативного образа дей­ствий — действительно могут быть даны клиенту для того, чтобы

он им последовал. Здесь нужно подчеркнуть уточняющее слово «предполагаемого», потому что оценка данного образа действий и решение относительно него должны остаться привилегией клиен­та. Примерами могут послужить те ситуации, когда родительница пытается понять, в чем ошибочны ее методы воспитания своего маленького ребенка, или же, когда клиент никак не можетопреде-литься с выбором профессии, а консультант подсказывает им до­полнительные варианты решения.

Салливан [295] проводит различие между «рецептами образа действий» (предложениями), которые он одобряет, и прямоли­нейными «советами», которые он осуждает. Он заявляет, что так называемые благие советы обычно представляют собой разъяс­нения самоочевидного и для большинства клиентов оскорби­тельны, а советы, основанные на неполных или неточных све­дениях, зачастую просто опасны.

Высказывание предложений и мнений будет особенно уме­стным, когда заранее известно, что контакт с клиентом пред­стоит короткий, и когда необходимо быстро принять такие жиз­ненные решения, которые подразумевают сравнительно легкие возможные последствия. Консультант осознает, что это поверх­ностный, интеллектуализированный подход, который, как пра­вило, не затрагивает базовых установок. При умеренном и ос­торожном его применении в случае нормальных людей, столк­нувшихся с ситуационными проблемами, и в случае не слишком важных решений риск будет невелик. Нормальные люди обыч­но способны оценивать предложения и отказываться от них в случае их несостоятельности.

Торн [303] предлагает прибегать к убеждающим советам в кризисных ситуациях, когда необходимо обеспечить совмест­ные действия нескольких людей, чтобы подготовить клиента к серьезным адаптационным изменениям и избежать эмоциональ­ной травмы для него. Примерами являются такие ситуации, когда происходит реорганизация структуры семьи в результате госпитализации, развода, лишения свободы, потери работы или финансового кризиса. Например, изменение учебной програм­мы клиента в школьной обстановке обычно требует согласован­ных усилий нескольких людей, что достигается благодаря убеж­дающим рекомендациям.

В области краткосрочного консультирования время от вре­мени проводятся эксперименты. В таких исследованиях зачастую задействованы методы убеждающего предоставления инфор­мации. Один из примеров приводится у Херцберга [143], который средствами убеждения и апелляцией к рассудку старался изме­нять поведение, влияя на сдерживающие силы личности. Необ­ходимо еще много исследований в области обоснования и мето­дологии средств убеждения, выдвижения предложений и советов, прежде чем подобные методы можно будет безоговорочно признать эффективными — в случае краткосрочного консультирования.

Недостатки советов и мнений

 

Одним из крупнейших недостатков советов как консультаци­онной техники является возникающий у консультанта соблазн давать их слишком щедро и неразборчиво. Когда консультант злоупотребляет советами, это может усилить сопротивление кли­ента, вплоть до того, что он откажется от продолжения консульта­ций. Также могут сложиться взаимоотношения сильной лично­стной зависимости — в том случае, если консультант начнет удов­летворять требования зависимого клиента найти решения его проблем.

Главная опасность, однако, заключается в том, что у кон­сультанта может возникнуть соблазн давать советы, которые не будут соответствовать истинным интересам клиента, по­скольку окажутся проекцией потребностей, проблем и ценнос­тей самого консультанта. Такой подход известен под девизом «я бы на вашем месте». Клиент может принять советы и пред­ложения консультанта, а позднее обнаружить, что они неадек­ватны. Бах [18] отмечает, что в обстановке групповой терапии советы начинают высказываться тогда, когда человек, даю­щий эти советы, сознательно или бессознательно восприни­мает чужую проблему в качестве своей собственной. Иными словами, мы становимся заинтересованы в том, чтобы давать советы, когда чьи-то проблемы похожи на наши собственные. Бах заявляет, что процедура предложения советов объективной бывает редко, за исключением попыток в профессиональной психотерапии, где, подчеркивает он, польза от нее тоже огра­ничена.

Даже если система ценностей консультанта допускает прямо­линейное предложение советов, у него не может быть достаточно знаний о клиенте и его ситуации, чтобы решать, что делать клиен­ту, пришедшему с такими вопросами как «Следует ли мнеразводиться?» или «Какую профессию мне выбрать?». Допустим, кли­ент последует совету консультанта, однако ситуация клиента мо­жет измениться так, что первоначальное суждение станет неадек­ватным, а то и просто вредным. Существует также опасность, что в случае, если дела пойдут плохо, обвинен во всем будет консуль­тант. Вряд ли можно оправдать риск для взаимоотношений, свя­занный с тем, что консультант становится на чью-то сторону в конфликтах клиента.

Консультанты, придерживающиеся клиентцентрированно-го подхода, критически относятся к советам на том основании, что в таком случае ответственность за решение проблем клиен­та перекладывается на консультанта и ограничиваются возмож­ности клиента самостоятельно добиться изменений в важней­ших для личности установках самооценки.

Вопрос об уместности советов, предложений и рекоменда­ций сводится к старой проблеме обоснованности суждений психотерапевта. Однако тот вес, который имеет мнение кон­сультанта, по-видимому, является противопоказанием для предложения прямолинейных, настоятельных советов. Они, бе­зусловно, имеют огромные недостатки в случае развернутых кон­сультаций психотерапевтического типа. Далее, следует прово­дить различие между предоставлением валидной информации и предложением настоятельных советов. Методы предоставле­ния информации клиенту рассматриваются в следующих раз­делах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.004 с.)