Поддерживающая функция взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддерживающая функция взаимоотношений



Сущность поддержки

Психотерапевтические взаимоотношения, кроме того что это средство для достижения инсайтов, выполняют также более об­щую функцию поддержки. Как мы уже видели, уменьшение тре­воги и возникновение чувства безопасности у клиента являются главными результатами адекватного эмоционального отклика со стороны консультанта. Суть поддержки — это общее ощущение состояния благополучия и удовлетворения своего «эмоциональ­ного голода», которое, по словам Леви, клиент испытывает благо­даря тому, что у консультанта проявляются определенные уста­новки.

Поддержку можно рассматривать в трех аспектах. Ее неяв­ная форма обусловлена поддерживающими свойствами самих взаимоотношений. Принятие, теплота и другие личные качест­ва консультанта воспринимаются клиентом как гаранты безо­пасности. Клиент ощущает поддержку, когда мост взаимоотно­шений расширяется, так что чувства могут свободно перетекать из подсознательного ядра личности клиента в эго-систему и систему «Я», атакже междуличностными структурами консуль­танта и клиента. Роджерс, например, характеризуя консульта­ционные взаимоотношения, говорит: «Они воспринимаются как поддерживающие по своей сути, но поддерживающими они от­нюдь не являются. Клиент не ощущает, что кто-то стоит за ним, что кто-то его одобряет. А ощущает он тот факт, что существует человек, который уважает его таким, какой он есть, и согласен, чтобы он избрал для себя любой путь, какой ему заблагорассу­дится» [249, р. 209].

Мы согласны с Роджерсом в принципе, но, по-видимому, бывают все же моменты, когда необходимо применение реаль­ных методов поддержки. Такое намерение поддержать клиента может также показаться противоречащим нашим предыдущим высказываниям об использовании тревоги и дистресса для мо­тивации у клиента стремления к инсайту. Однако принципы гибкости и своевременности вполне позволяют терапевту, даже в состоянии полного принятия пациента, временами оказывать больше поддержки, а в нужный момент даже создавать для кли­ента угрозу.

Вторая разновидность поддержки, ощущаемая клиентом, про­является в форме подбадривания его консультантом, изменения условий, а также разнообразной помощи, которая смягчает ситуа­ционную или внутреннюю напряженность. Существует большая группа консультантов, которые считают эту разновидность под­держки необходимой для клиентов определенного типа, особенно на ранних стадиях консультаций. Итак, вопрос: «Оказывать ли поддержку явно, с помощью таких средств как подбадривание, или оказывать только неявную поддержку в виде установления взаи­моотношений как таковых?» остается одним из нерешенных во­просов психологического консультирования. Технические методы подбадривания подробно описываются в следующей главе.

Поддержка может ощущаться клиентом и в третьей ее разно­видности, когда он чувствует, что консультант принимает на себя повышенную долю ответственности, руководя ходом беседы, за­бирая себе большую часть трудных обязанностей вербализации и принимая решения. Хотя такое смещение ответственности может оказывать поддерживающее действие, его следует рассматривать исключительно в качестве временного и вспомогательного сред­ства для снятия тревожности. Опасность затянувшейся поддерж­ки такого типа состоит, главным образом, в усилении зависимос­ти клиента и ухудшении его способности принимать на себя от­ветственность.

Ценность поддержки

Поддерживающие взаимоотношения имеют четыре основных терапевтических эффекта. Во-первых, они снижают чрезмерную тревожность и, соответственно, вызывают ощущение безопаснос­ти и комфорта. Эмоциональная близость терапевта помогает кли­енту почувствовать, что он имеетсобственное достоинство, чтоего любят и уважают. Этот аспект поддержки в разные моменты про­цесса может усиливаться и ослабляться в соответствии с потребно­стями конкретного клиента. Те клиенты, которые чувствуют себя неспособными, недостойными, переживаюттяжкое горе, неспокой­ны, одиноки, боятся потерять контроль над своими чувствами, по­лучают посредством взаимоотношений специфическую помощь, которая им нужна. Например, человеку, чувствующему себя не­адекватным, дают почувствовать, что в лице терапевта он имеет могучую опору, которой может временно воспользоваться, пока сам в достаточной мере не наберется сил и уверенности.

Он может также почувствовать, что на какое-то время ему не нужно быть большим и сильным, взрослым и умелым. Иными словами, он понимает, что какое-то время ему разрешается ко­вылять, прежде чем придется вернуться на дистанцию. Поначалу это может показаться выработкой нежелательной личной зави­симости, но преимущество здесь заключается в том, что клиент получает возможность выразить свои потребности в зависимости и безопасности, осознать их, а позднее — интерпретировать. Пред­ставляется мудрым какое-то (недолгое) время потворствовать стрем­лению клиента быть зависимым, чтобы он не думал, будто бы кон­сультант — лишь еще один патерналистеки настроенный опекун, требующий от него поскорее повзрослеть.

Переживающий горе человек может убедиться, что есть чело­век, понимающий его чувства, с которым можно поделиться сво­ими неприятностями и ощутить себя не таким одиноким. Под­держивающие взаимоотношения помогают клиенту, который страшится своих импульсов, понять, что для человека совершен­но естественно иметь чувства, выражать их, и что это не доведет его до беды. Кроме того, консультант в состоянии помочь клиен­ту контролировать свои чувства посредством методов, предназ­наченных для снижения эмоциональности при консультациях.

Во-вторых, положительный эффект поддержки заключается в той уверенности, которую она придает клиенту, — уверенно­сти, что ему можно помочь. Например, что он в состоянии вы­работать реалистический план, что он в силах повысить свою академическую успеваемость или что ему при определенных ус­ловиях удастся спасти свой брак. Клиенты с высокой тревож­ностью нередко испытывают чувство безнадежности в отноше­нии своей проблемы или считают свой случай особо тяжелым. Спокойствие, принятие, подбадривание со стороны консультан­та могут послужить для таких клиентов мощным средством под­держки.

В-третьих, поддержка дает клиенту почувствовать, что он сво­боден изменить свои взгляды или поведение. Принимая клиента полностью, консультант, в сущности, говорит, что он, хотя и может быть не согласен с клиентом, понимает его состояние в данный момент. Тем самым клиент не получает подтверждения, что в своей нынешней позиции он прав. Если клиент в рамках поддержки получит, например, излишние подтверждения по по­воду его представлений о себе как чрезвычайно застенчивом человеке, он, вероятно, склонен будет почувствовать свою вину при изменении этого образа. Иными словами, клиент не должен чувствовать себя «скованным» своими нынешними установка­ми, тогда он сможет пользоваться свободой выработать новые поведенческие реакции. Поддержка снова появляется, когда он пробует реализовать эти новые реакции, которые могут времен­но вызвать у него еще большие затруднения.

В-четвертых, поддерживающие взаимоотношения удержива­ют клиента от опрометчивых способов решения своих проблем. Клиент сможет почувствовать, что ему не обязательно предпри­нимать импульсивные действия, которые способны только усу­губить его неприятности. Например, клиент сможет понять, что, успокоившись и приведя в порядок свои чувства перед тем, как затевать развод, он, возможно, избавится от запоздалых сожа­лений в будущем. Сходным образом, госпитализация способна поддержать клиента до тех пор, когда он сможет рациональней подойти к своей проблеме.

Недостатки поддержки

Поскольку консультант оказывает поддержку тогда, когда помогает клиенту удовлетворять его эмоциональные потребно­сти, очевидно, что здесь есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Один из недостатков чрезмерной под­держки заключается в том огорчении или чувстве вины, кото­рые может испытывать клиент, когда осознает свою зависимость от консультанта. Кроме того, некоторые клиенты чувствуют для себя угрозу в «теплоте», в эмоциональной близости, возможно потому, что они еще не научились участвовать в близких чело­веческих взаимоотношениях. Второй недостаток — это сильная личная зависимость, которая может развиться в связи с затя­нувшейся поддержкой. Эта важная для консультанта ситуация обсуждается ниже, в главе, содержащей раздел о переносе.

Третий недостаток (неправильное понимание) поддержки связан с сочувствием. Консультационное значение сочувствия уже рассматривалось в этой главе. Следует только еще раз под­черкнуть, что неограниченное применение поддержки может иметь оттенок неискренности или преувеличения.

Негативные чувства клиента по поводу явной бесполезности и стереотипности безфанично щедрого подбадривания являются четвертым недостатком. Дежурную фразу «все утрясется само собой, и незачем так переживать» клиент уже много раз слышал даже от значимых людей в своей жизни. Он знает, что далеко не всегда проблемы решаются сами собой; соответственно, он чувствует для себя уфозу в том, что представляется ему фальшивой и заезжен­ной пластинкой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психотерапевтические и консультационные взаимоотношения можно охарактеризовать соотношением основных элементов, та­ких как уникальность-общность, объективное-субъективное, ког-нитивное-коннотативное, амбивалентность-однозначность, атак-же ответственность. Итак, перед консультантом стоит трудная за­дача — определить и реализовать гармоничное сочетание кажущихся противоречивыми элементов взаимоотношений.

Поскольку эффективность терапии обусловлена качеством взаимоотношений между консультантом и клиентом, чрезвы­чайно важны основные психологические установки консуль­танта. Принятие и снисходительность сильно влияют на пси­хологический климат консультаций. Атмосфера, возникающая благодаря этим установкам, имеет большое значение для оце­нивания клиентом самого себя. Ключом к созданию эффектив­ного психологического климата служит переход консультанта во внутреннюю систему отсчета, то есть принимая для себя в качестве системы отсчета тот взгляд на личность и ситуацию клиента, который сложился у самого клиента. Кроме того, кон­сультант должен обладать такими качествами, какдушевная теп­лота, способность к пониманию, гибкость и готовность принять на себя свою долю ответственности.

Одной из главных функций взаимоотношений является пре­доставление клиенту поддержки. Поддержка — это обеспечение комфорта и безопасности с помощью создания оптимальных ус­ловий для жизни. В общем случае поддержка рассматривается в качестве вспомогательного средства при психологическом кон­сультировании и зачастую считается необходимым условием для того, чтобы мог быть осуществлен более когнитивный подход к решению фундаментальных проблем клиента.

Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.012 с.)