Признаки контртрансферентных чувств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки контртрансферентных чувств



Следующий ниже перечень признаковдля самопроверки поз­воляет консультанту выяснить, не проявляется ли у него тревож­ный или защитный контрперенос в отношениях с клиентами.

1. Замечает за собой, что засыпает, плохо слушает или уделяет меньше внимания, чем могбы.

2. Осознает, что отрицает наличие у себя тревожности, и при этом думает про себя: «Я совершенно нормально воспринимаю эту тему. Она должна была бы меня расстроить, но ведь не рас­строила». Если никакой тревожности нет, то почему консуль­тант вообще об этом задумался?

3. Обнаруживает, что ему трудно сменить позицию, чувству­ет себя «зажатым».

4. Замечает, что начинает испытывать к клиенту скорее сим­патию, чем эмпатию, или проявлять чрезмерную эмоциональ­ность по поводу неприятностей клиента.

5. Отбирает определенные материалы для отображения или интерпретации, а потом сам недоумевает, почему выбрал имен­но эти материалы, а не какие-нибудь другие.

6. Замечает, что постоянно дает отображение или интерпре­тацию с излишней поспешностью или некорректно (и это нельзя объяснить, ссылаясь только на сопротивление клиента).

7. Осознает, что постоянно недооценивает или не замечает глубину чувств клиента.

8. Проявляет необоснованные симпатии или антипатии к клиентам. Злится на «неблагодарных» клиентов.

9. Осознает, что ему не удается отождествляться с клиентом. Например, когда клиент расстраивается, консультант не ощу­щает в себе никакого эмоционального отклика.

10. Чрезмерно отождествляется с клиентом, например, на­чинает агрессивно сочувствовать клиенту, когда тот рассказы­вает о своих обидах, причиненных авторитетной фигурой.

11. Замечает за собой стремление спорить с клиентом, про­являть защиту или иную уязвимость перед лицом его критики.

12. Чувствует, что это его «лучший» или «худший» клиент.

13. Осознает, что в промежутках между сеансами чрезмерно увлечен клиентом в своем воображении, даже до такой степе­ни, что придумывает возможные ответы.

14. Замечает, что стал оттягивать начало сеанса или же, на­оборот, выходить за рамки отведенного времени при работе с определенными клиентами.

15. Пытается в той или иной связи взволновать клиента, дра­матизируя свои высказывания.

16. Осознает, что чрезмерно озабочен конфиденциальностью работы с клиентом.

17. Ощущает желание проявить активность, поэтому пыта­ется оказать чрезмерное влияние «потоком» интерпретаций и предложений.

18. Видит клиента во сне.

19. Слишком «занят», чтобы встретиться с клиентом, или жалуется на «административную загруженность».

Коварной формой контрпереноса является труднопреодоли­мое стремление давать советы. Этот подход в духе «я бы на ва­шем месте» настолько въелся в обиходные взаимоотношения между людьми, что имеет тенденцию просачиваться и в консуль­тационные взаимоотношения. Консультант может почувствовать потребность убедить клиента, что предлагаемый план действий окажется для него наилучшим, и все же советы, доводы и заве­рения в большей степени мотивируются личными потребностя­ми консультанта. Возможным мотивом стремления давать сове­ты является экстрапунитивная агрессия. Это способ контроли­ровать других людей, принижать их и возвышать себя до доминантного статуса. Бывают, впрочем, ситуации, когда уме­стно предлагать информацию или мнение. Такие ситуации рас­сматриваются в главе 10 при обсуждении методов предоставле­ния информации.

Проявлением контртрансферентных чувств является пред­ставление, что клиент должен так или иначе симпатизировать консультанту, а консультант должен доставлять удовольствие клиенту. Хотя взаимоотношения построены на сердечности и взаимном доверии, бывают моменты, когда консультанту при­ходится рискнуть отношением клиента. Например, иногда пси­хотерапевт должен помочь клиенту понять, что тот должен от­казаться от каких-то важных вещей, и что неизбежное прекра­щение подобной идиллии может оказаться болезненным.

Фидлер [99], изучая факторы консультационных взаимоотно­шений, выявил, что посредственным, неквалифицированным консультантам свойственно «не слушать», «игнорировать», пло­хо строить коммуникацию с клиентом. У квалифицированных консультантов такое встречается значительно реже. Результаты данного исследования позволяют предположить, что те признаки контрпереноса, которые изучал Фидлер, не составляют большой проблемы для опытных психотерапевтов.

Тех консультантов, которые считают себя устойчивыми к контрпереносу, мы отсылаем к этому информативному и отрезв­ляющему проверочному исследованию Фидлера. Он обнаружил, что существует высокая корреляция между психотерапевтичес­кой компетентностью и отсутствием негативных контртрансфе-рентных установок. Методика Фидлера сводилась к сравнению аналогичных свойств в самоописаниях консультантов и клиен­тов. Затем описание «идеального» консультанта использовалось для выяснения сущности и интенсивности контртрансферент-ных чувств. Результаты этого исследования свидетельствуют, что у консультанта, по мере накопления опыта консультаций и уг­лубления личного понимания, негативные контртрансферент-ные установки угасают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.007 с.)