Тема 2.2. Средства и способы эффективной коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Средства и способы эффективной коммуникации.



Речевой этикет

Общее понятие о приемах и способах управления коммуникативными процессами и повышения их эффективности.

Нравственные установки речевой коммуникации. Этикет делового общения по вертикали – «снизу – вверх». Этикет делового общения по «горизонтали». Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Принцип конструктивной критики. Правила конструктивной критики. Виды критических высказываний: критика – упрек, критика – похвала, критика – сожаление и др.

Понятие коммуникативной ситуации. Уместность и подходящие темы для делового общения.

Понятие о культуре речи. Значение речевого этикета и факторы, формирующие его. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Формулы речевого этикета для торжественных, скорбных ситуаций. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. Особенности обращения как формулы речевого этикета.

Практическое занятие: «Средства и способы эффективной коммуникации. Речевой этикет»

(формы обучения: очная и заочная) 2 часа

1. Понятие коммуникации. Приемы и способы управления коммуникативными процессами. Эффективная и результативная коммуникация

2. Понятие коммуникативной ситуации.

3. Нравственные установки речевой коммуникации

4. Общие этические принципы общения между коллегами и «по-вертикали».

5. Понятие о культуре речи. Значение речевого этикета и факторы, формирующие его.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: коммуникация, коммуникативная ситуация, речевое поведение, речевой этикет.

2. Составить структурно-логическую схему правил общения «по-горизонтали» «по-вертикали».

3. Составить схему применяемых этикетных обращений в традициях русской деловой культуры.

4. Подготовить доклад на практическое занятие на тему «Правила конструктивной критики».

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- информацию о традициях русской деловой культуры можно получить, используя электронно-библиотечную систему http:www.knigafund.ru – раздел «Философия» - раздел «Этика» - раздел «Этикет».

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при подготовке доклада обратитесь к источнику 1-ОЛ.

- при подготовке ответов на вопросы плана практического занятия следует готовить их компьютерные презентации.

- изучая факторы, влияющие на отношения «коллега-коллега» и «руководитель-подчиненный», обратите внимание на механизм и конкретные результаты их действия;

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности деловой коммуникации?

2. Каковы основные характеристики делового общения?

3. Назовите четыре вида речевой деятельности.

4Что мы называем речевым этикетом?

5.Что такое «устойчивые формулы речевого общения»?

6.Какие реплики следует использовать при знакомстве?

7.Какими репликами целесообразно закончить деловую встречу?

8.Какие речевые формулы благодарности вы можете назвать?

9.Какие речевые формулы могут быть использованы при извинении?

10. Какими должны быть основные формы выражения просьбы (совета), приказа в сфере делового общения?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5].

 

 

Тема 2.3. Основные этапы и принципы подготовки

Публичного выступления

Состав риторики как классической доктрины: Inventio (учение о «нахождении» (содержание речи)), Dispositio (учение о «расположении»), Elocutio (учение об «изложении»), Pronuntiatio (учение о «произнесении»), Memoria (учение о «запоминании»).

Инвенция – выбор темы и цели выступления; сбор материала; подготовка вариантов начала и завершения речи; «круг речи»; иллюстративный материал; топы. Диспозиция – композиция речи; виды планов; типы и жанры речевых произведений и их композиция: повествование, описание, рассуждение.

Элокуция – стилистика и культура речи. В.В. Виноградов о стилистике языка и речи. Типичные языковые ошибки. Меморио – требования к памяти оратора. Акцио – требования к тексту и произнесению речи: логос, этос, пафос.

Практическое занятие: «Основные этапы и принципы подготовки

Публичного выступления»

(форма обучения очная) - ролевая игра, 4 часа

1. Деловая риторика. Факторы, влияющие на процесс

2. Основные принципы речевого воздействия

3. Роль риторического инструментария в процессе общения

4. Экспрессия и тональная вариативность речи в деловом общении

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить выступление на свободную тему. При этом

а) Ваши знания по данной теме достаточно глубоки для интересного выступления;

б) тема интересна аудитории либо своей новизной, либо спорностью проблемы;

в) выступление занимает не более 10 минут;

д) материал излагается в доступной аудитории форме.

2. Подготовить конспект по теме «Композиция речи».

3. Подобрать примеры известных Вам видов аргументации ad hominem («к человеку»), в т. ч. аргументов к публике, к авторитету, к личности, к тщеславию, к жалости.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями. Прежде всего, необходимо уяснить, что классическая риторика предполагает стройную систему подготовки ораторской речи и самого публичного выступления. Большую роль играет четкая композиция публичной речи, которая позволяет эффективно воздействовать на восприятие слушателей.

Большую роль в речи играют а) логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение; б) законы логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего; в) приемы изложения: дедукция, индукция, аналогия.

Поскольку речь обращена не только к разуму, но и к чувствам аудитории, важное место в ней занимают психологические доводы, воздействующие в первую очередь на эмоции человека и позволяющие вовлечь аудиторию в процесс сопереживания.

VI. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Чем отличается общая риторика от частной?

2. Что входит в состав частной риторики?

3. Кто считается основоположником теории риторической науки?

4. Кому принадлежит мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь?

5. Какой стиль является наиболее оптимальным в коммуникации?

6.Что относится к экстралингвистическим факторам общения?

7. Что относится к интралингвистическим факторам общения?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Основная литература: [1], [2].

Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.008 с.)