Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока.



В настоящее время классификация методов обучения представляет собой достаточно сложную систему.

· Классификация методов обучения по источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский)

1). Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).
2). Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).

3). Практические методы (конкретные практические действия).

· На основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К. Бабанский)

I группа - методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

II группа - методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

III группа - методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный и дифференцированный контроль, текущий и итоговый).

· По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова

Включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

На уроках изобразительного искусства в основном можно выделить два типа методов, подразделяющиеся по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материалаи по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения (И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина).

1. Традиционные методы:

а) репродуктивный метод -предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем. Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения), метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.

б) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти. Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).

2. Эвристические (творческие) методы:

а) метод проблемного изложения («метод творческих заданий»)— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения. Он является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

б) частично-поисковый метод («метод совместного творчества») - поиск средств выражения.

Сущность которого выражается в таких его характерных признаках:

1) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

2) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся…

Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или выполняя проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

в) исследовательский метод («метод самостоятельного художественного творчества») - предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается некий отрезок учебного времени; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

2) учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.005 с.)