Проектирование функциональной подсистемы автоматизированной информационной системы экономического объекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование функциональной подсистемы автоматизированной информационной системы экономического объекта



ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

 

 

Методические указания для выполнения

курсового проекта по дисциплине

«Проектирование информационных систем в экономике»

Уфа 2007

Составитель: Н.О. Никулина

УДК 004:658 (07)

ББК 32.973.26-018:65.290 (Я7)

Проектирование функциональной подсистемы автоматизированной информационной системы экономического объекта: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование информационных систем в экономике» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Н.О. Никулина. - Уфа, 2007. – 46 с.

Представлены тематика курсового проектирования, содержание этапов работ по выполнению курсового проекта, методика выполнения этих этапов, список рекомендованной учебной и специальной научно-технической литературы по проектированию информационных систем. Методика выполнения курсовых проектов разработана с использованием учебной и специальной научно-технической литературы по проектированию информационных систем, а также типовых методических материалов по курсовому проектированию.

Предназначены для студентов старших курсов специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике».

 

 

Ил. 7. Табл. 7. Библиогр.: 8 назв.

 

 

Рецензенты: д-р техн. наук Черняховская Л.Р.

канд. техн. наук Еникеев Р.Р.


Содержание

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 3

2 ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.. 3

3 ЗАДАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ... 3

4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.. 3

5 МЕТОДИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 3

5.1. Основные теоретические сведения о проектировании автоматизированной экономической информационной системы. 3

5.1.1. Структура автоматизированной экономической информационной системы. 3

5.1.2. Понятие технологии проектирования АЭИС.. 3

5.1.3. Жизненный цикл АЭИС. 3

5.1.4. Понятие реинжиниринга АЭИС. 3

5.2. Проведение предпроектного обследования. 3

5.2.1. Общая характеристика экономического объекта. 3

5.2.2. Выделение функциональной подсистемы АЭИС. 3

5.2.3. Технико-экономическое обоснование необходимости разработки/реинжиниринга ФП АЭИС. 3

5.2.4. Разработка технического задания на создание функциональной подсистемы АЭИС.. 3

5.3. Проектная часть. 3

5.3.1. Постановка задачи на разработку функциональной подсистемы. 3

5.3.2. Разработка функциональной модели подсистемы.. 3

5.3.3. Разработка информационного обеспечения подсистемы.. 3

5.3.3.1. Классификаторы технико-экономической информации. 3

5.3.3.2. Разработка локального классификатора для функциональной подсистемы АЭИС. 3

5.3.3.3. Разработка информационной модели подсистемы. 3

5.3.4. Разработка программного обеспечения подсистемы.. 3

5.3.4.1. Выбор программного обеспечения для реализации подсистемы. 3

5.3.4.2. Разработка алгоритма работы подсистемы. 3

5.3.4.3. Реализация интерфейса пользователя подсистемы. 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 3

Приложение 1. Классификация бизнес-процессов. 3

Приложение 2. Форма проведения обследования бизнес-процесса. 3

Приложение 3. Формирование требований пользователя к АЭИС.. 3

Приложение 4. Техническое задание на разработку АЭИС.. 3


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Курсовой проект предполагает постановку задач проектирования, формулировку и анализ проблемной ситуации, разработку технического предложения, содержащего рассмотрение нескольких возможных путей ее разрешения, обоснование избираемого варианта решения, составление технического задания на проект, выполнение расчетных, исследовательских, конструкторских, технологических работ, включая обязательную разработку комплекта или отдельных элементов технической документации. В содержание курсового проекта могут быть включены задачи создания образцов готовой продукции или ее элементов (например, программ для ЭВМ).

Задачами курсового проектирования являются:

· закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении данной дисциплины («Проектирование информационных систем») и других, предшествовавших ей дисциплин («CASE-средства проектирования», «Информационные системы», «Информационные технологии»);

· закрепление умений применять эти знания для решения типовых и нестандартных задач;

· формирование умений работы с программным инструментарием;

· приобретение опыта аналитической, расчетной, конструкторской работы и формирование соответствующих умений;

· развитие умений работы со специальной литературой и иными информационными источниками;

· приобретение опыта научно-исследовательской работы и формирование соответствующих умений;

· формирование умений формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы;

· формирование умения грамотно с филологической и психологической точек зрения составить доклад и подготовить презентацию защищаемого проекта;

· формирование умений выступать перед аудиторией с докладом при защите проекта, компетентно отвечать на вопросы, вести профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в правильности принятых решений [1].

В результате выполнения курсового проекта по данной дисциплине студент должен научиться:

· определять границы автоматизированной экономической информационной системы (АЭИС) и составляющих ее функциональных подсистем (ФП);

· определять внутренние и внешние информационные потоки;

· выделять функциональные и обеспечивающие подсистемы АЭИС;

· выполнять постановку задачи на проектирование АЭИС на примере ее функциональной подсистемы;

· применять математический аппарат для обоснования выбора оптимального проектного решения;

· применять методы моделирования для описания и проектирования системы.

 

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

Тематика курсовых проектов должна основываться на фактическом материале предприятий, организаций и учреждений, на материале, собранном студентами в ходе производственных практик, на результатах научных исследований работников кафедры, аспирантов и студентов с широким привлечением литературы, освещающей новейшие достижения науки и техники [1].

Курсовое проектирование посвящено разработке или реинжинирингу функциональной подсистемы автоматизированной экономической информационной системы заданного экономического объекта. В качестве экономического объекта рассматривается предприятие, послужившее в качестве базы при прохождении студентом технологической производственной практики. При этом предусматривается закрепление умений и навыков типового автоматизированного проектирования с применением современных методологий и инструментальных средств, полученных при выполнении лабораторных работ.

В процессе курсового проектирования студент должен:

1. Провести предпроектное обследование экономического объекта.

2. Формализовать результаты предпроектного обследования в виде комплекса моделей.

3. Выполнить постановку задачи на проектирование функциональной подсистемы АЭИС.

4. Разработать элементы информационного и программного обеспечения функциональной подсистемы.

5. Спроектировать интерфейс пользователя функциональной подсистемы.

6. Разработать проектную документацию на функциональную подсистему.

7. Оформить пояснительную записку и графическую часть проекта.

Кроме того, по решению кафедры в состав проекта могут быть включены дополнительные разделы, связанные с научно-исследовательской работой.

 

ЗАДАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Тема курсового проекта должна обязательно отражать предметную область и название предприятия. Индивидуальное задание на курсовое проектирование зависит от реальной ситуации, сложившейся на экономическом объекте, где студент проходил производственную практику.

При наличии функционирующей АЭИС экономического объекта студент должен предложить пути повышения экономической эффективности от ее использования за счет реинжиниринга АЭИС. В этом случае тема курсового проекта может быть сформулирована следующим образом: «Реинжиниринг системы оперативного учета хода производства на ОАО «УМПО».

Если на экономическом объекте еще не внедрена информационная система или ее отдельные модули, студент в своем курсовом проекте должен описать основные функции внедряемой АЭИС и спроектировать одну из функциональных подсистем. В этом случае тема курсового проекта может быть сформулирована следующим образом: «Проектирование подсистемы учета клиентов предприятия связи в ОАО «Башинформсвязь».

В отдельных случаях, по решению кафедры студенту может быть предложена тематика, связанная с научно-исследовательской работой. В этом случае научный руководитель студента должен согласовать с руководителем курсового проекта индивидуальное содержание работы студента.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

Курсовые проекты оформляются в соответствии с требованиями государственных и межгосударственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации, а также соответствующих стандартов УГАТУ [1].

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графического материала.

Текст пояснительной записки набирается на компьютере в текстовом редакторе MS Word, шрифт TimesNewRomanCyr, размер шрифта – 14, с одинарным межстрочным интервалом. Объем пояснительной записки (без приложений) 30-40 страниц. С левой стороны листа должны быть поля шириной 20 мм, листы подшиваются в папку вместе с диаграммами, схемами и другими иллюстрациями. Все схемы, формулы, графики должны быть пронумерованы и снабжены подписями и ссылками в тексте. Функциональные и информационные модели рассматриваемых бизнес-процессов подшиваются в полном объеме в приложения.

Материалы в пояснительной записке следует располагать в следующем порядке:

· титульный лист;

· задание на проектирование;

· содержание;

· введение;

· общесистемная часть:

· общая характеристика экономического объекта;

· выделение функциональной подсистемы АЭИС;

· технико-экономическое обоснование необходимости разработки или реинжиниринга функциональной подсистемы АЭИС;

· разработка технического задания на создание/реинжиниринг функциональной подсистемы АЭИС;

· проектная часть:

· постановка задачи на разработку функциональной подсистемы;

· разработка функциональной модели подсистемы;

· разработка информационного обеспечения подсистемы;

· разработка программного обеспечения подсистемы;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

В пояснительной записке должны быть выдержаны единые обозначения и единые размерности для используемых параметров. Допускаются только общепринятые сокращения слов, терминов, обозначений. Законченная пояснительная записка подписывается студентом и руководителем проекта. Изложение должно быть ясным и четким, без повторений, количество иллюстраций - минимальным, но достаточным для пояснения изложенного.

Графическая часть курсового проекта включает:

1. Иерархическую организационную структуру экономического объекта.

2. Мнемосхему бизнес-процесса.

3. Функциональную модель существующего бизнес-процесса.

4. Функциональную модель подсистемы АЭИС.

5. Информационную модель подсистемы АЭИС.

6. Блок-схему алгоритма работы подсистемы АЭИС.

Графическая часть проекта является не иллюстративным материалом, а технической документацией на разработанный студентом проект функциональной подсистемы АЭИС.

Графический материал можно размещать как в пояснительной записке, так и в приложениях. Графический материал по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должен соответствовать требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД). При подготовке функциональных и информационных моделей необходимо соблюдение соответствующих стандартов проектирования.

 

Жизненный цикл АЭИС.

Одним из базовых понятий методологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла. Жизненный цикл – период создания и использования АЭИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей. Жизненный цикл АЭИС позволяет выделить несколько стадий:

1) предпроектное обследование;

2) проектирование;

3) ввод системы в действие;

4) функционирование и сопровождение.

От качества проектных работ зависит эффективность функционирования системы. Поэтому каждая стадия разделяется на несколько этапов, в течение которых выполняется определенная последовательность работ. Результаты работ фиксируются в соответствующих документах.

Основными работами, выполняемыми на стадиях и этапах проектирования, можно считать:

Стадия – проектирование

1 этап – эскизное проектирование:

· разработка вариантов структурной схемы системы;

· состав и способы формирования информационного обеспечения;

· укрупненные схемы алгоритмов обработки данных;

2 этап – техническое проектирование:

· поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки;

· создание и описание компонентов системы;

· создание и утверждение технического проекта;

3 этап – рабочее проектирование:

· разработка и доводка программ;

· корректировка структур баз данных;

· создание рабочего проекта;

· подготовка инструкций пользователей;

3 стадия – ввод системы в действие:

1 этап – подготовка к внедрению:

· ввод в эксплуатацию технических средств;

· наполнение баз данных;

· опытная эксплуатация программ;

· обучение персонала;

· проведение предварительных испытаний;

2 этап – опытные испытания системы перед сдачей в промышленную эксплуатацию;

3 этап – проведение приемочных испытаний;

4 стадия – промышленная эксплуатация:

· сопровождение программных средств;

· оперативное обслуживание системы;

· администрирование баз данных.

В рамках данного курсового проекта будут рассмотрены стадии предпроектного обследования и стадия проектирования АЭИС на примере одной из функциональных подсистем АЭИС.

Понятие реинжиниринга АЭИС.

В современных условиях АЭИС, как правило, не создаются на пустом месте. В экономике практически на всех уровнях управления и на всех экономических объектах функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая потребность в своевременной, качественной, оперативной информации и оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах вызывают необходимость перестройки используемых ИС, а также создания новых АЭИС на новой технологической и технической базах.

Здесь необходимо ввести и пояснить термин «реинжиниринг», который был введен М. Хаммером в 1993 г. Он предусматривает радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей их деятельности: стоимости, качества, сервиса, темпов развития на базе новых информационных технологий. Реинжиниринг подразумевает перестройку экономической деятельности экономического объекта на базе новой ИТ. В то же время реинжинирингу подвергаются АЭИС, их техническое, программное, информационное обеспечение, перепроектирование которых ведется на основе вновь создаваемой абстрактной модели пересматриваемой исходной системы.

Следует пояснить, что существует несколько близких к реинжинирингу современных подходов к управлению предприятиями. Однако их не нужно путать с реинжинирингом бизнес-процессов.

1. Несмотря на важную роль, которую информационные технологии играют при проведении реинжиниринга, реинжиниринг как подход нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов. Автоматизация бизнес-процессов, используя информационные технологии, автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой основную задачу реинжиниринга - проектирование нового процесса для кардинального повышения его эффективности.

2. Часто путают реинжиниринг бизнеса с реинжинирингом программного обеспечения, задача которого состоит в переписывании - на основе современных технологий - устаревших ИС без изменения самих автоматизируемых процессов.

Проектная часть

5.3.1. Постановка задачи на разработку функциональной подсистемыследование бизнес-процесса)о желанию). системы ора оптимального проектного решения..

Постановка задачи – это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику ее решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для ее реализации.

Для постановки задачи используются сведения, необходимые и достаточные для полного представления ее логической и информационной сущности. Такими сведениями располагает экономист, осуществляющий решение задачи в условиях ручной обработки или с использованием компьютерной техники. При постановке задачи необходимо, прежде всего, описать информационное обеспечение, алгоритмы ее решения.

При описании постановки задачи обращается внимание на ее объемно-временные характеристики. Они отражают объемы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации.

В процессе описания постановки задачи важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц. Четкость наименований информационных элементов и их идентификации, устранение синонимов и омонимов в названиях экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки. Для каждого вида информации дается описание всех ее элементов в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1.

Пример описания информационных элементов.

Наименование реквизита Идентификатор Тип данных Разрядность
Код ОСБ CODE_O Числовой  
Отчетная дата D_REPORT Дата/время  
Наименование эмитента NAMEMIT Текстовый  

 

Наименование реквизита должно соответствовать документу или вытекать из него. Не допускаются даже мелкие погрешности в наименованиях реквизитов, т.к. в принятой редакции закладывается словарь информационной системы (тезаурус).

Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита. Идентификатор может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращенное обозначение полного наименования реквизита.

Разрядность реквизита необходима для подсчета объема занимаемой памяти.

Постановка задачи выполняется в соответствии с планом [2].

1. Организационно-экономическая сущность задачи:

· наименование задачи, место ее решения;

· цель решения;

· назначение (для каких подразделений и пользователей);

· периодичность решения и требования к срокам решения;

· источники и способы поступления данных;

· потребители результатной информации, способы ее отправки;

2. Описание исходной (входной) информации:

· перечень исходной информации;

· формы представления по каждой позиции перечня;

· объем информации;

· описание структурных единиц информации (см. табл. 1);

3. Описание результатной (выходной) информации:

· перечень результатной информации;

· формы представления;

· периодичность и сроки представления;

· объем информации;

· перечень пользователей результатной информации (подразделение и должность);

· описание структурных единиц информации по аналогии с исходными данными;

4. Описание алгоритма решения задачи:

· описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;

5. Описание используемой условно-постоянной информации:

· перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников с указанием их полных наименований);

· формы представления;

· описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными данными).

Приложение 1. Классификация бизнес-процессов

Приложение 2. Форма проведения обследования бизнес-процесса

 

1. Название бизнес-процесса.

2. Условия начала и завершения выполнения бизнес-процесса.

3. Перечень функций бизнес-процесса.

4. Сведения о функциях:

· Первоначальные данные или информация, с поступления которых начинается выполнение функции;

· Документы, отчеты, запросы, справки и т.п., необходимые для выполнения функции. Их источники;

· Документы, отчеты, справки, формируемые при выполнении функции. Их получатели;

· Сотрудники организации, а также клиенты, поставщики и иные внешние организации, участвующие в выполнении функции;

· Материалы и другие материальные ценности, необходимые и потребляемые при выполнении функции;

· Материалы и другие материальные ценности, получаемые в результате выполнения функции;

5. Степень важности процесса в рамках работы подразделения (очень важный, средней важности, практически неважный)

6. Возникают ли проблемы при выполнении процесса? И, если да, то каковы они:

6.1. насколько критичны:

· кардинально влияют на общую деятельность организации;

· влияют на функционирование отдела;

· не значительны;

6.2. зависят от работы:

· сотрудников;

· смежных подразделений;

· поставщиков;

· клиентов;

6.3. неблагоприятно влияют на:

· стоимость;

· время;

· качество выполнения процесса.

7. Периодичность и время выполнения процесса.


Приложение 3. Формирование требований пользователя к АЭИС

1.2. Основная часть содержит разделы:

1) характеристика объекта и результатов его функционирования;

2) описание существующей информационной системы;

3) описание недостатков существующей ИС;

4) обоснование необходимости совершенствования ИС объекта;

5) цели, критерии и ограничения создания АЭИС;

6) функции и задачи создаваемой АЭИС;

7) выводы и предложения.

1.3. В разделе «Характеристика объекта и результатов его функционирования» описывают тенденции развития, требования к объему, номенклатуре и качеству результатов функционирования, а также характер взаимодействия объекта с внешней средой. При выявлении фактических показателей функционирования определяют существующие показатели и тенденции их изменения во времени.

1.4. Раздел «Описание существующей ИС» содержит описание функциональной и информационной структуры системы, качественных и количественных характеристик, раскрывающих взаимодействие ее компонентов в процессе функционирования.

1.5. В разделе «Описание недостатков существующей ИС» приводят результаты диагностического анализа, при котором оценивают качество функционирования и организационно-технологический уровень системы, выявляют недостатки в организации и технологии функционирования информационных процессов и определяют степень их влияния на качество функционирования объекта.

1.6. В разделе «Обоснование необходимости совершенствования ИС объекта» при анализе соответствия показателей функционирования объекта предъявляемым требованиям оценивают степень соответствия прогнозируемых показателей требуемым и выявляют необходимость совершенствования информационной системы путем создания АЭИС.

1.7. Раздел «Цели, критерии и ограничения создания АЭИС» содержит:

1) формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АЭИС;

2) характеристику ограничений по созданию АЭИС.

1.8. Раздел «Функции и задачи создаваемой АЭИС» содержит:

1) обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач с указанием очередности внедрения;

2) требования к характеристикам реализации функций и задач в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АЭИС конкретного вида;

3) дополнительные требования к АЭИС в целом и ее частям, учитывающие специфику создаваемой АЭИС.

1.9. Раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АЭИС» содержит:

1) перечень основных источников экономической эффективности, получаемой в результате создания АЭИС (экономия производственных ресурсов, улучшение качества продукции, повышение производительности труда), и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например, показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);

2) оценку ожидаемых затрат на создание и эксплуатацию АЭИС;

3) ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АЭИС.

1.10. Раздел «Выводы и предложения» рекомендуется разделять на подразделы:

1) выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АЭИС;

2) предложения по совершенствованию организации и технологии производственных процессов;

3) рекомендации по созданию АЭИС.

1.11. Подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АЭИС» содержит:

1) сопоставление ожидаемых результатов создания АЭИС с заданными целями и критериями создания АЭИС (по целевым показателям и нормативным требованиям);

2) принципиальное решение вопроса о создании АЭИС (положительное или отрицательное).

1.12. Подраздел «Предложения по совершенствованию организации и технологии производственных процессов» содержит предложения по совершенствованию:

1) производственно-хозяйственной деятельности;

2) организационной и функциональной структур системы, методов деятельности, видов обеспечения АЭИС.

1.13. Подраздел «Рекомендации по созданию АС» содержит рекомендации:

1) по виду создаваемой АЭИС, ее совместимости с другими АЭИС и неавтоматизируемой частью соответствующей системы;

2) по организационной и функциональной структуре создаваемой АЭИС;

3) по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АЭИС;

4) по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;

5) по рациональной организации разработки и внедрения АЭИС;

6) по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АЭИС;

7) по обеспечению производственных условий создания АЭИС.


Приложение 4. Техническое задание на разработку АЭИС

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЗ

2.1. ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

· общие сведения;

· назначение и цели создания (развития) системы;

· характеристика объекта автоматизации;

· требования к системе;

· состав и содержание работ по созданию системы;

· порядок контроля и приемки системы;

· требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

· требования к документированию;

· источники разработки.

2.3. В разделе «Общие сведения» указывают:

· полное наименование системы и ее условное обозначение;

· наименование предприятия (разработчика) и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;

· перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;

· плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;

· сведения об источниках и порядке финансирования работ;

· порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы.

2.4. Раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» состоит из подразделов.

2.4.1. В подразделе «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации, на которых предполагается ее использовать.

2.4.2. В подразделе «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АЭИС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.

2.5. В разделе «Характеристики объекта автоматизации» приводят:

· краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;

· сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизация и характеристиках окружающей среды.

2.6. Раздел «Требования к системе» состоит из следующих подразделов:

· требования к системе в целом;

· требования к функциям (задачам), выполняемым системой;

· требования к видам обеспечения.

2.6.1. В подразделе «Требования к системе в целом» указывают:

· требования к структуре и функционированию системы;

· требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;

· требования к надежности;

· требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;

· требования к защите информации от несанкционированного доступа;

· требования по стандартизации и унификации.

2.6.1.1. В требованиях к структуре и функционированию системы приводят:

· перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;

· требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;

· требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией;

· требования к режимам функционирования системы;

· требования по диагностированию системы;

· перспективы развития, модернизации системы.

2.6.1.13. В требования к стандартизации и унификации включают: показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, классификаторов технико-экономической информации, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест.

2.6.3. В подразделе «Требования к видам обеспечения» в зависимости от вида системы приводят:

2.6.3.1. Для математического обеспечения – требования к составу, области применения (ограничения) и способам использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.

2.6.3.2. Для информационного обеспечения – требования:

· к составу, структуре и способам организации данных в системе;

· к информационному обмену между компонентами системы;

· к информационной совместимости со смежными системами;

· по использованию общероссийских и отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;

· по применению систем управления базами данных;

· к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;

· к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных.

2.6.3.3. Для лингвистического обеспечения – требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.

2.6.3.4. Для программного обеспечения – перечень покупных программных средств, а также требования:

· к независимости программных средств от используемых операционных систем;

· к качеству программных средств

2.6.3.5. Для технического обеспечения – требования:

· к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;

· к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.

2.6.3.7. Для организационного обеспечения – требования:

· к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;

· к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АЭИС и персонала объекта автоматизации;

· к защите от ошибочных действий персонала системы.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

 

 

Методические указания для выполнения

курсового проекта по дисциплине

«Проектирование информационных систем в экономике»

Уфа 2007

Составитель: Н.О. Никулина

УДК 004:658 (07)

ББК 32.973.26-018:65.290 (Я7)

Проектирование функциональной подсистемы автоматизированной информационной системы экономического объекта: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование информационных систем в экономике» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Н.О. Никулина. - Уфа, 2007. – 46 с.

Представлены тематика курсового проектирования, содержание этапов работ по выполнению курсового проекта, методика выполнения этих этапов, список рекомендованной учебной и специальной научно-технической литературы по проектированию информационных систем. Методика выполнения курсовых проектов разработана с использованием учебной и специальной научно-технической литературы по проектированию информационных систем, а также типовых методических материалов по курсовому проектированию.

Предназначены для студентов старших курсов специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике».

 

 

Ил. 7. Табл. 7. Библиогр.: 8 назв.

 

 

Рецензенты: д-р техн. наук Черняховская Л.Р.

канд. техн. наук Еникеев Р.Р.


Содержание

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 3

2 ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.. 3

3 ЗАДАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ... 3

4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.. 3

5 МЕТОДИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 3

5.1. Основные теоретические сведения о проектировании автоматизированной экономической информационной системы. 3

5.1.1. Структура автоматизированной экономической информационной системы. 3

5.1.2. Понятие технологии проектирования АЭИС.. 3

5.1.3. Жизненный цикл АЭИС. 3

5.1.4. Понятие реинжиниринга АЭИС. 3

5.2. Проведение предпроектного обследования. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.22 с.)