Черты социализации половой роли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты социализации половой роли



Еще до рождения ребенка в семье могут быть разногласия по поводу его желаемого пола. В большинстве случаев родители хотят иметь мальчика, а не девочку (Makle, 1974; Coombs, 1977). Иметь сына считается более престижным, нежели дочь (Westoff, Rindfuss, 1974). Причина такого предпочтения коренится в убеждении, что мужчины сильнее, умнее, смелее и способнее женщин и что "наш мир - это мир мужчин" (каким он действительно был в недалеком прошлом), если иметь в виду, что мужчины имеют более широкие возможности чем женщины для получения образования, материального достатка, для профессиональной и политической карьеры.

Родители часто пытаются узнать пол еще не родившегося ребенка и спланировать его будущую судьбу. Если ожидается рождение мальчика, его заранее видят спортивным, удачливым, твердым и независимым. Если же должна родиться девочка, то чаще всего мечтают, чтобы она была красивой, стройной, любящей, привлекательной и удачно вышла замуж.

Все эти размышления о судьбе еще не родившегося ребенка представляют собой род стереотипа, так же как догадки о том, что родится мальчик, потому что "он" часто толкается в материнской утробе. Нет ничего удивительного в том, что, едва родившись, ребенок оказывается в плену имеющихся в данном обществе стереотипов и представлений.

Рождение и младенчество

Возглас, оповещающий о поле ребенка в момент его появления на свет ("Это мальчик!" или "Девочка!"), кладет начало целой цепочке событий: выбору розового или голубого браслета, который надевают на ручку новорожденного, выбору имени, покупке одежды и оформлению детской комнаты в соответствии с тем, что требуется мальчику или девочке.

В песне "Мальчик по имени Сью" композитора С. Силверстейна отец вопреки общепринятым нормам назвал сына женским именем, считая, что такой парадоксальный прием поможет закалить ребенка. Выбрав имя Сью, отец заставил мальчика часто вступать в драки, чтобы, защищаясь от насмешек, воспитать в себе твердость.

Стереотип отношения к полу виден и в том, что говорят друзья, родственники и родители, обсуждая внешность новорожденного: "Посмотрите, какой он большой. Держу пари, что из него выйдет футболист", "Какие у нее красивые глазки - просто куколка", "У него такое умное лицо", "У нее уже сейчас такие ножки, что можно не волноваться, отбоя не будет от поклонников". Шутливые предсказания будущей судьбы ребенка тоже непосредственно связаны с его полом. Если друзья родителей замечают: "Теперь придется думать, как собрать приданое", можно с уверенностью сказать, что речь идет не о мальчике.

Родители новорожденных говорят о девочках как существах более нежных, маленьких, красивых и не таких живых, как мальчики, хотя врачи не видят никаких объективных отличий с точки зрения внешности или активности (Rubin, Provenzano, Luria, 1974). В младенческом возрасте общение с матерью у мальчиков ограничивается в основном физическими контактами; с девочками матери больше разговаривают и больше опекают их (Lewis, 1972). Это различие способствует тому, что впоследствии девочки оказываются более разговорчивыми, а мальчики проявляют повышенную физическую активность. В 1977 г. Валум опубликовал результаты интересного исследования. Нескольких молодых матерей просили присмотреть за одним и тем же шестимесячным младенцем, одетым в одних случаях в голубой комбинезон и названного им Адамом, а в других - в розовое гофрированное платье и названного Бетти. Оказалось, что матери чаще улыбались "Бетти", чаще играли с ней и находили ее "миленькой". Другое недавно проведенное исследование подтвердило, что матери и отцы по-разному ведут себя в отношении незнакомых детей, в зависимости от того, какой пол ребенка им назвали (Gulp, Cook, Housley, 1983).

Разное отношение родителей к собственным детям разного пола проявляется по-другому. В частности, они быстрее реагируют на плач маленькой дочери, чем на плач сына (Frieze et al., 1978), с большей готовностью разрешают мальчику проявлять самостоятельность, раньше начинают оставлять его одного дома. Напротив, у маленьких девочек как бы намеренно формируют пассивность и зависимость (Weitzman, 1975; Long, Laws, 1979).

До сих пор неясны причины проявления половых различий в процессе социализации детей. Культурные влияния, разумеется, имеют важное значение, но не исключено участие биологических факторов. Так например, повышенная интенсивность обмена веществ у мальчиков, высокая калорийность их пищевого рациона и более активный образ жизни способствуют раннему формированию чувства независимости; в свою очередь, стремление родителей поощрять это чувство отражает традиционно сложившиеся ожидания (Walum, 1977). Разное поведение мальчиков и девочек в младенческом возрасте может объясняться и различиями в их гормональном статусе. Зачастую родители сами не осознают, насколько отличается их отношение к детям разного пола. Тем не менее дифференцированная социализация, по-видимому, имеет место даже в тех случаях, когда родители теоретически не сторонники стереотипов половой роли (Scanzoni, Fox, 1980).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.004 с.)