Из книги И. Кона сексуальная культура в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из книги И. Кона сексуальная культура в России



http://sexopedia.ru/texts/books/detail/seksualnaja_kultura_v_rossii/

Тема 5. Половой диморфизм, Половая дифференциация.

Половой диморфизм. Эволюционно-биологические основы сексуальности. Психологические особенности мужчины и женщины.

Основные детерминанты психосексуальной дифференциации. Влияние физических и социаль­но-психологических факторов. Половая дифференциация – социокультурная и социобиологическая модели.

Маскулинность и фемининность как комплекс внутренних и внешних характеристик личности. Динамика социальных стереотипов маскулинности и фемининности.

Ортогональная модель маскулинности и фемининности С. Бем. Понятие андрогинной личности.

Концепция В.А. Геодакяна.

1.

Психология половых различий

Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами долгое время была окружена разного рода мифами. Первых исследователей этой проблемы, ставивших перед собой задачу определить, какой из полов обладает "высшими" способностями, теперь обвиняют в использовании недобросовестных методических подходов и в предвзятой интерпретации полученных результатов с целью показать превосходство мужчин. В 1974 г. Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий.

Исследовательницы затратили три года на подбор и просмотр более 2000 книг и статей, касающихся половой дифференцировки в детском возрасте, чтобы показать, какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы.

Чтобы определить свое отношение к этой проблеме, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие ложные.

1. Девочки более общительны чем мальчики

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики - к зрительным раздражителям

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще представляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

Некоторые специалисты высказывают мнение по поводу того, что математические способности мальчиков реально выше, чем у девочек (Kolata, 1980). Например, исследователи Чикагского университета не выявили половых различий в умении решать геометрические задачи, которые они предлагали 1366 учащимся десятых классов обоего пола. Однако согласно данным других авторов, биологические факторы все же имеют важное значение. Было обнаружено, что мужчины, на протяжении всей жизни испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность, характеризуются пониженной способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального гормонального статуса или мужчинами, у которых андрогенная недостаточность развилась после пубертатного периода (Hier, Crowley, 1982). В другом исследовании были получены дополнительные данные, свидетельствующие о связи между выраженными математическими способностями и гормональным статусом. Тем самым было доказано, что программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте может служить предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном периоде благодаря повышенной секреции мужских половых гормонов (Kolata, 1983). Важно, однако, отдавать себе отчет в невозможности провести четкую границу между математическими способностями мужчин и женщин. Поэтому те слабые различия, которые, вероятно, существуют, ни в коей мере не могут служить основанием рекомендовать мальчикам и девочкам тот или иной вид специального обучения или рода занятий в будущем. Некоторые специалисты объясняют выявленные различия тем, что родители и учителя меньше поощряют девочек к занятиям математикой, а также тем, что мальчики легче справляются со стандартными заданиями, которые предлагаются в психологических тестах (Fausto-Sterling, 1985; Kimball, 1989).

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях.

Наиболее важным итогом изучения мозга (результаты были опубликованы после исследований Маккоби и Джэклин) стало открытие физиологической основы ряда половых различий. Диана МакГиннесс и Карл Прибрэм (1978), используя тот же подход, что и выше названные авторы, обобщили данные большинства нейрологических исследований. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибел кажется им в два раза громче. МакГиннесс и Прибрэм пришли к выводу, что у женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга (Lacoste-Utamsing, Holloway, 1982) возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность.

 

 

Андрогиния

При чтении настоящей главы вы, вероятно, заметили, что в вашем характере есть и мужские и женские черты. Если это действительно так, то вы похожи на большинство людей. Лишь очень немногим присущи качества, приписываемые исключительно одному или другому полу.

Не так давно психологи отбросили устаревшие представления о природе "мужского" и "женского" и сконцентрировали внимание на проблеме андрогинии. Термином андрогиния определяют одновременное присутствие у одного человека стереотипных признаков женщины и мужчины (Kaplan, Sedney, 1980). Это слово составлено из двух греческих корней: андро (мужчина) и гин (женщина).

Что же имеют в виду, говоря об андрогинии у того или иного человека? Среди исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Одни полагают, что мужские и женские признаки сосуществуют, но проявляются в разных ситуациях. Женщина может твердо и непреклонно отстаивать свою точку зрения перед коллегой, а затем чисто по-женски утешать этого же человека, если у него случилось какое-то горе.

По мнению других, мужские и женские черты полностью сливаются в характере одного человека и проявляются не попеременно, а вместе, как неотъемлемое свойство личности. Так например, женщина может выступать инициатором сексуального общения (т.е. проявлять качество, традиционно приписываемое мужчинам), но делает это в мягкой и деликатной форме (т.е. "по-женски"). Следовательно, адрогинность не означает утрату качеств, свойственных одному полу, и приобретение признаков противоположного пола. Она означает развитие черт противоположного пола, которые предсуществуют в нас (Washburn, 1981).

Во избежание недоразумений следует также заметить, что понятие андрогиния не относится к экономическому равенству полов, отсутствию дифференцированной половой роли, бисексуальности или биологическому состоянию гермафродитизма (наличия у одного человека яичниковой и тестикулярной тканей). Точно так же, поправка к закону о равноправии не имеет целью достижение большего уровня андрогинии в нашем обществе. Хотя в литературе по андрогинии обычно подчеркиваются положительные следствия сосуществования мужского и женского начал в одной личности (в качестве примера обычно приводят сочетание твердости и доброты), одновременное присутствие отрицательных свойств, скажем стремления к лидерству и мелочности или резкости и слабости, тоже вполне реально (Cook, 1985).

Ряд проведенных психолагами исследований показал, что примерно треть американских студентов характеризуются андрогинностью (Bem, 1975; Spence, Helmreich, Stapp, 1975; Spence, Helmreich, 1978). Установлено, что у андрогинных субъектов сильнее развито чувство собственного достоинства, они больше ориентированы на достижение успеха и лучше приспособлены к жизни, нежели лица, у которых четко выражены чисто мужские или женские черты (Spence, Helmreich, 1978).

Кроме того, исследование Бем позволило установить, что андрогинные личности отличаются более гибким поведением, нежели лица с явным преобладанием качеств, по традиции приписываемых только мужчинам или только женщинам (Bem, 1972, 1975; Bern, Martyna, Waltson, 1976). Точно также, имеются данные, согласно которым адрогинные женщины испытывают меньше психологических проблем, нежели носители стереотипных мужского или женского начал (Buchardt, Serbin, 1982).

Тем не менее, андрогиния не всегда является положительным свойством. Как показало недавнее исследование, проведенное на группе преподавателей, андрогиния ассоциируется с относительно высокой личной удовлетворенностью, но сопряжена с подверженностью стрессу (Rotherman, Weiner, 1983).

По некоторым данным, эмоциональное состояние мужчин с выраженным мужским началом в целом лучше, чем у андрогинных мужчин (Jones, Chernovertz, Hansson, 1978). Они более активны, меньше склонны к самоанализу, больше интересуются политикой и лучше контролируют свое поведение. Более того, андрогиния вовсе необязательно предполагает умение эффективно решать жизненные проблемы (Spence, Helmreich, 1978; Kaplan, Sedney, 1980). Как показало недавно проведенное исследование (выборка включила 236 студентов), андрогиния не делает людей более гибкими, способными адаптироваться к изменяющимся условиям; напротив, было установлено, "что критическим фактором для этого является обладание чисто мужскими чертами, а не сочетание мужских и женских качеств" (Lee, Scheurer, 1983, стр. 304). Два другие важные исследования также подтвердили, что чисто мужские качества в большей степени коррелируют с рядом показателей психологического здоровья, чем женское начало (Bassoff, Glass, 1982; Taylor, Hall, 1982).

Проанализировав результаты исследований, в которых оценивались отрицательные аспекты андрогинии, Кук (Cook, 1985) пришел к выводу, что "андрогиния, по-видимому, влечет за собой ряд еще не познанных специфических последствий для ее носителей". В частности, Кук выделил следующие потенциальные проблемы:

1) андрогиния может служить причиной тревожного и подавленного состояния в неблагоприятных социальных ситуациях;

2) андрогиния не позволяет эффективно контролировать поведение;

3) андрогинные субъекты могут испытывать трудности в любовных отношениях с лицами, для которых андрогинность не характерна.

 

Ко всему сказанному следует добавить, что результаты изучения андрогинии существенно зависят от используемых критериев самооценки (Dorgan, Goebel, House, 1983). Однозначно ответить на вопрос, является ли андрогиния положительным свойством или осложняет жизнь индивидуума, сейчас нельзя. Несомненно только, что эта проблема ставит множество интересных вопросов о взаимосвязи между "традиционно" понимаемыми мужской и женской ролями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.015 с.)