Из книги мастерc У. , джонсон В. , колодни Р. Основы сексологии (в сокращении) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из книги мастерc У. , джонсон В. , колодни Р. Основы сексологии (в сокращении)



http://www.mariamm.ru/doc_504.htm#1.6

 

2.

Факторы культуры. Термин "культура" имеет очень немало толкований. Так, Ф. Ницше определял смысл этого слова как "единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа"; М. Мид - как "единство всех форм традиционного поведения"; X. Ортега-и-Гассет: "Социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций"; К. Юнг: "Формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты". Отдельно хочется привести определение 3. Фрейда: "Слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом".

Известный специалист по истории эстетики М. С. Каган (1996) акцентирует внимание читателя на том, что понятие "культура" родилось в Древнем Риме именно как оппозиция понятию "натура", т. е. природа.

Как видим, понятие "культура" охватывает не только характеристику общества, но и характеристику составляющих его индивидов, индивидуальную культуру личности. Понятно, что в этой сфере значимое место занимают культура чувств, культура отношений и сексуальная культура.

Как отмечает И.С. Кон (1988), социокультурный подход в сексологии охватывает широкий круг исследований, в основе которых лежат следующие принципы и тезисы:

  • - сексуальное поведение и мотивация - не биологические, а социокультурные явления;
  • - исходная единица наблюдения и исследования- не индивид и не пара, а социальное целое;
  • - сексуальное поведение и установки индивидов производны от соционормативной культуры общества, которая, в свою очередь, зависит от его социальной структуры и образа жизни;
  • - отдельные элементы сексуальной культуры - эротический код, нормы сексуального поведения и др., с одной стороны, коренятся в биологическом наследии человека, а с другой - детерминированы внутренней логикой и последовательностью культуры как систенемало целого, но сексуальная культура в целом - социальное явление;
  • - хотя сексуальная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она была весьма разнообразна и исторически изменчива; отсюда вытекает необходимость ее сравнительно-исторического исследования, интегрирующего данные социологии этнографии, социальной истории, исторической и кросс-культурной психологии, этологии и языкознания;
  • - разные социальные группы и слои одного и того же общества могут существенно различаться по своим установкам и поведению; отсюда вытекают немалообразные половые, возрастные, социопрофессиональные, этнические, конфессиональные, сексуально-ориентационные и прочие сексуальные субкультуры;
  • - отдельные элементы сексуальной культуры и вся она в целом неразрывно связаны с более общими социокультурными явлениями и изменяются вместе с ними.

Сексуальная культура в полной мере отражает этнические и религиозные особенности общества, а также своеобразие эпохи. При попытках определения сексуальных норм ведущим критерием часто является тот или иной моральный норматив. Отношение различных культур и обществ к сексуальности индивида регистрируется по шкале репрессивности (запретов и осуждения) - пермиссивности (разрешений и поощрений).

Французский философ Мишель Фуко указывал на то, что изучать сексуальную культуру общества трудно первым делом потому, что предписания и запреты всегда неоднородны и неоднозначны по отношению к разным членам общества. То, что прощается одним, то категорически запрещается другим. В качестве различающих свойств могут выступать пол, возраст, социальное положение, профессия и т. д.

Пермиссионное (разрешительное) отношение к проявлениям сексуальности отмечается у ряда народов Полинезии, где откровенный эротизм (в том числе проявление сексуальности у подростков) не только допускается, но и приветствуется.

Примером противоположной, репрессивной морали может служить культура папуасов островов Адмиралтейства и микронезийцев острова Яп, где половая близость даже между супругами расценивается как опасная и позорная. Вспомним, что и средневековая христианская мораль также расценивала сексуальность как проявление греховной распущенности, допуская сексуальную жизнь только в целях продолжения рода. Иудео-христианский нравственный кодекс оценивал добрачные и внебрачные сексуальные отношения как предосудительные, аморальные. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось им как высшая степень совершенства личности.

Негативная установка в отношении сексуальности нашла свое крайнее отражение в законодательстве большинства западноевропейских государств, предусматривавшем суровое наказание - вплоть до лишения жизни - за отклонения от тех норм, которые были абсолютизированы. В Восточной Пруссии смертная казнь за гомосексуализм была отменена лишь в 1794 году.

Закономерно, что негативное отношение к сексуальности, царившее в обществе, находило свое отражение и во врачебно-научной среде, в которой любые отклонения сексуального поведения от принятой в то время нормы рассматривались как причины тяжелых соматических и психических заболеваний, вплоть до безумия. И сегодня в различных обществах и субкультурах можно встретить различные, а часто и полярные варианты отношения к проявлениям сексуальности.

Отношение культуры к сексуальному поведению всегда основывалось на оценке брачных, добрачных и внебрачных связей.

Абсолютный, нерегулированный промискуитет (полная неупорядоченность сексуальных контактов) не зафиксирован ни в одном из известных науке обществ. Первоначальным и универсальным запретом, налагаемым культурой на сексуальность, был запрет браков и половых отношений между членами одного и того же рода. Уместно вспомнить в связи с этим высказывание 3. Фрейда о том, что вся современная культура отсчитывает начало с категорического запрета на инцест (кровосмешение). Этот запрет носит название"правило экзогамии", в происхождении которого исследователи отмечают как генетические факторы (вредность близкородственных браков для здоровья потомства), так и социальные (необходимость структурировать общество, появление частной собственности и т. д.).

Интересно замечание Дж. Брауда (С. Вгоиае, 1981) о том, что чем проще и примитивнее организация и структура общества, тем оно более терпимо к сексуальности и, соответственно, наоборот. Очень существенно высказывание Ю. М. Лотмана (1977):

"Простейшая форма биологического размножения - деление одноклеточных организмов. В этом случае каждая отдельная клетка полностью независима и не нуждается в другой. Следующий этап - разделение биологического вида на два половых класса, причем для продолжения рода необходимо и достаточно любого одного элемента из первого и любого одного элемента из второго класса. Появление зоосемиотических систем заставляет рассматривать индивидуальные различия между особями как значимые и вносит элемент избирательности в брачные отношения высших животных. Культура возникает как система дополнительных запретов, накладываемых на физически возможные действия. Сочетание сложных систем брачных запретов и структурно-значимых их нарушений превращает адресата и адресанта брачной коммуникации в личности. Данное Природой: "мужчина и женщина" - сменяется данными Культурой: "толь ко этот и толь ко эта". При этом именно вхождение отдельных человеческих единиц в сложные образования Культуры делает их одновременно и частями целого, и неповторимыми индивидуальностями, различие между которыми является носителем определенных социальных значений".

Отражение неравновесного действия запретов ("что и кому можно и что и кому нельзя") иллюстрируется имеющим место и ныне так называемым двойным стандартом сексуальной морали, когда в обществе присутствуют и незримо действуют разные нормы и оценки сексуального поведения мужчины и женщины. Это касается и сексуальной активности, и стиля поведения, проявлений инициативы, права выбора сексуального партнера и т. п., вплоть до выбора сексуальных позиций в контакте.

Добрачные связи для мужчин допустимы фактически во всех обществах, для женщин - далеко не везде. Та же тенденция характерна и для внебрачных сексуальных связей.

Особое место в изучении влияния факторов культуры на сексуальность занимает мифологическое сознание, которое берет свое начало с символизации мужской и женской сути в древних мифологиях, где мужчина выступает в качестве носителя активного, агрессивного социально-творческого смысла, а женщина- как пассивная, стабилизирующая природная сила. Древнекитайская мифология определила устройство мира как взаимодействие полярных космических сил: мужского начала ("Ян") и женского ("Инь"). "Ян" символизирует активность, движение, изменчивость, свет, сухость, твердость и т. п., а "Инь" - пассивность, податливость, терпение, влажность, тьму, мягкость, холод. В рамках этих воззрений соединение мужчины и женщины - это аналог космического "брака" Неба и Земли, наблюдаемого во время грозы.

Интересно, что эти закономерности, описанные современным научным языком, нашли подтверждение в теории В.А. Геодакяна, доказавшего, что мужской пол выполняет задачи изменения ряда признаков вида, отвечая за его приспособление к меняющейся внешней среде. Женский пол - гарантирует стабильность и определенную устойчивость основных признаков вида.

Противопоставление мужского начала женскому относится к так называемым бинарным оппозициям (В. В. Иванов), разделяющим все явления жизни на положительные и отрицательные - "жизнь - смерть", "день - ночь", "правое - левое" и т.п.

Примитивное сознание всегда стремилось упорядочить свои представления о мире с помощью "черно-белого" восприятия действительности. Именно этим объясняется бытующее в обыденной жизни и даже в политике деление на "наших" и "не-наших".
Любопытно существование в разных культурах мифов об андрогинии, то есть о соединении мужских и женских признаков, качеств и свойств в одном лице. В пантеоне многих народов имелись божества, совмещавшие в себе и мужские, и женские начала. В индийской мифологии это Адити - одновременно и отец, и мать всех других богов. Вегипетской - бог Ра, совокуплявшийся сам с собой, в греческой - знаменитый Гермафродит - сынГермеса и Афродиты.

К. Юнг рассматривал широко распространенный образ изначальной бесполости (двуполости) новорожденного как один из основных архетипов культуры. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном базируется на утверждении одновременного присутствия в бессознательном каждого индивида "души" (анима), олицетворяющей женское начало, т. е. интуицию, неопределенные чувства и настроения, предчувствие, эмоции, способность любить, чувство природы, восприимчивость к иррациональному и т. п., и "духа" (анимус), олицетворяющего мужское начало, т. е. рациональность, силу, организованность, инициативу, активность. Именно сочетание этих двух начал дает, по К. Юнгу, истинную гармонию личности.

Не менее распространенным был миф о значимости эрекции, в рамках которого половой член, наделявшийся особой силой, символизировал власть, могущество, господство, агрессию, высокое социальное положение индивида. Он нашел выражение в фаллических культах. Семя также наделялось свойствами жизненной силы, определявшей сущностное начало мужчины. Соответственно понятно, почему кастраты у всех древних народов считались ущербными и социально неполноценными. Да и сейчас этот термин чаще используется для оскорбления, чем служит диагностическим определением.

Культ мужской сексуальности зафиксирован во всех человеческих сообществах. Боги и герои всегда отличались экстраординарными сексуальными характеристиками. Индийский бог Кришна имел 16 108 жен. Малоизвестные подвиги Геракла и Одиссея также отражали их потрясающие воображение сексуальные возможности.

Сегодня многие стереотипы и питающие их мифы несколько видоизменились, но отнюдь не исчезли. 3. Старович (1991) описывает следующие основные типы сексуальных культур прошлого и настоящего:

· Аполлоновский тип: провозглашает гармониюмежду душой и телом; радость жизни включает в себя и телесные наслаждения, секс рассматривается как благо, как радость.

· Либеральный тип: секс не самоцель, не радость, но сексуальность в этой культуре имеет право на жизнь, отношение к сексуальным потребностям терпимое.

· Культура "бедности": секс позволителен для мужчины, женщина лишь объект манипуляций для мужчины; проявления сексуальной активности женщиной порицаются.

· Оргностическая культура: общество принимает все виды сексуальной активности, вплоть до девиаций; секс рассматривается только как развлечение, удовольствие, способ релаксации.

· Мистическая культура: секс расценивается как некоторая мистическая, сакральная сторона жизни человека; мистическое отношение формируется в рамках определенного религиозно-философского учения (дзен-буддизм, тантризм, даосизм).

· Репрессивная культура: секс рассматривается как нечто предосудительное, не совсем приличное; почти все проявления сексуальности осуждаются и подавляются.

· Пуританская культура: сексуальность осуждается в числе всех прочих удовольствий, особенно телесных.

Понимание обусловленности культурой многих феноменов сексуальности необходимо не только сексологу, но и врачу-сексопатологу для оценки не отдельного симптома, а его проявления у конкретной личности, сформированной конкретным культурным контекстом.

http://azps.ru/articles/sexology/aspects.html

3.

Мифы о сексе. В этой статье рассматриваются некоторые распространенные заблуждения о человеческой сексуальной реакции.

Миф № 1. Стальная эрекция. Многие считают, что у мужчин сексуальная реакция возникает почти мгновенно и притом всегда. На самом деле это не так. По нашим далеким от реальности представлениям, одного взгляда или прикосновения женщины достаточно, чтобы пенис вспрыгнул, и если ширинка не застегнута, выскочил наружу.… Никогда пенис не выскакивает на свет просто для того, чтобы посмотреть, что делается кругом. Такое представление формирует неверные ожидания, что эрекция возникнет, как только будет сброшен бюстгальтер. Это создает проблему для каждого, кто обнаруживает, что у него возбуждение проявляется не столь бурно или заметно.

В норме возбуждение нарастает плавно и может ослабляться и вновь усиливаться в процессе сексуального взаимодействия. Это зависит от многих факторов. При самом кратковременном ослаблении эрекции, мужчине в голову лезут мысли об импотенции или партнерша начинает волноваться, что делает что-то не так. В результате непосредственность сексуального поведения может нарушиться, восприятие физических ощущений ослабеет. В таких ситуациях первоначальные опасения нередко перерастают в самовнушение. В такой ситуации, если партнеры впадают в панику или прекращают половой акт, потому что «видят», что их физическая реакция слабее, чем им хотелось бы или чем они ожидали, они фактически сами обрекают себя на неудачу.

Миф № 2. Все оргазмы протекают бурно. Представление о том, что все оргазмы протекают бурно, подобно землетрясению или взрыву, — еще одно широко распространенное недоразумение, порождаемое, вероятно, авторами любовных романов. В биологическом отношении оргазм — самая короткая фаза сексуальной реакции. Она обычно продолжается несколько секунд, а течение, которых ритмические мышечные сокращения создают очень сильные физические ощущения, сменяющиеся расслаблением. Психологический оргазм — это период наслаждения и безмятежности — мысли обращены в себя, чтобы в полной мере почувствовать все произошедшее. Оргазмы протекают по-разному не только у разных людей, но и у одного человека в разное время. Иногда это бурный взрыв эмоций, доводящий до исступления. Некоторые оргазмы протекают мягко и трепетно. Эти различия зависят от вариаций в чувствах, сопровождающих сексуальное взаимодействие и других факторов: времени, прошедшего после предыдущего оргазма, физического состояния партнеров, их настроения, отношения друг к другу и т.д.

Миф № 3. Эякуляция (семяизвержение) у женщин. Распространенное мнение о том, что у женщин во время оргазма происходит эякуляция, ошибочно. Такие сведения, вероятно, почерпнуты из эротических романов, в которых описывается, как женщина, достигнув высшей точки сексуального наслаждения, извивается и стонет, а из влагалища у нее извергается некая жидкость. Такие описания безусловно могут помочь распродаже соответствующей литературы, но они не очень соответствуют реальности. Четких доказательств существования у женщин какой-либо формы «эякуляции» нет. Большая часть случаев так называемой женской эякуляции обусловлена недержанием мочи, при котором последняя выбрасывается из мочеиспускательного канала в результате физического напряжения, вызванного сексуальным возбуждением. Если такая реакция беспокоит женщину, то ее можно устранить специальными упражнениями или маленьким хирургическим вмешательством.

Миф № 4. Мужской оргазм очевиден. Мужской оргазм и эякуляция — это не один и тот же процесс, хотя у большинства мужчин и в большинстве случаев они происходят одновременно. Оргазмом называют внезапные ритмические сокращения мышц области таза или в других частях тела, снимающие накопленное сексуальное напряжение и сопровождающие этот процесс психические ощущения. Эякуляцией называют выделение спермы, которое иногда может происходить в отсутствие оргазма. Оргазм, не сопровождающийся эякуляцией, часто наблюдается у мальчиков, не достигших половой зрелости, а также при заболеваниях простаты и приеме некоторых лекарственных препаратов. Эякуляция в отсутствие оргазма может возникать при некоторых неврологических заболеваниях. Возможно, женщинам пора начать задавать вопрос, часто слышимый от мужчин: «Дорогой, ты кончил?»

Миф № 5. Природа женского оргазма. Из многих разногласий, касающихся природы оргазмов у женщин, некоторые заслуживают особого внимания. Первое, и наводящее на мужчин и женщин панику, разногласие породил З. Фрейд. Он считал, что у женщин бывают оргазмы двух типов — клиторальные и вагинальные. Клиторальные оргазмы (вызываемые мастурбацией или другими способами, без полового акта) свидетельствуют о психологической незрелости. Вагинальные оргазмы, возникающие в результате полового акта, Фрейд считал зрелыми. Физиологически оргазмы у женщин всегда протекают как рефлекторная реакция одного и того же типа, независимо от источника сексуальной стимуляции. Оргазм, достигаемый в результате потирания клитора, физиологически ничем не отличается от оргазма, вызванного половым актом или поглаживанием груди. Это не означает, что оргазмы ощущаются женщинами одинаково, обладают одинаковой интенсивностью или приносят одинаковое удовлетворение. Ощущение и интенсивность зависят от личного восприятия, а на степень удовлетворенности оказывают влияние многие факторы.

Миф № 6. Мужская сила. Принято считать, что сексуальные способности мужчины развиты сильнее, чем у женщины. На самом же деле все обстоит как раз наоборот. По своим физическим возможностям женщины обладают почти неограниченным оргазмическим потенциалом, тогда как мужчины — из-за рефрактерного периода — неспособны к ряду быстро следующих одна за одной эякуляций. Таким образом, в чисто механическом плане, их способность участвовать в повторном половом акте не соответствует таковой у женщин.

Миф № 7. Мужчины всегда знают, испытала ли их партнерша оргазм. Во многих случаях мужчина может не заметить ее оргазма, будучи поглощен собственными ощущениями, или же потому, что он не умеет распознать физические признаки оргазма у женщины. Некоторых мужчин обманывают их партнерши, которые имитируют оргазм с помощью громких вздохов и стонов, интенсивных движений таза, прерывистого дыхания и произвольных сокращений наружных частей влагалища.

Миф № 8. Одновременный оргазм. В 50-х годах стало популярным представление об одновременном оргазме как высшей точке сексуального наслаждения. Многие люди «старались» настроить свои реакции так, чтобы они протекали в едином режиме, однако попытки регулировать сексуальное поведение обычно приводили к утрате непосредственности полового акта и самого удовольствия от него. Хотя одновременный оргазм может доставить большое удовольствие, каждый из партнеров будет при этом настолько поглощен собственной реакцией, что не сможет проникнуться оргазмом партнера или же просто не заметит его.

Миф № 9. «Мокрая киска». В отличие от общепринятого мнения степень увлажнения влагалища не обязательно свидетельствует об уровне сексуального возбуждения женщины или о ее «готовности» к половому акту. Увлажнение облегчает введение полового члена во влагалище и устраняет возможность неприятных ощущений во время фрикций.

Миф № 10. Большой член. Мнение о том, что чем больше размер члена, тем больше удовольствия получит женщина от секса, неверно. Предпочтения женщин в этом вопросе индивидуальны. Сила ощущений, с физиологической стороны, зависит от порога чувствительности и размеров влагалища. Степень же удовлетворения зависит от совокупности эмоциональных и других психологических факторов.

Надеюсь, прочитанное поможет сомневающимся в своей сексуальной полноценности обрести уверенность, даст почву для размышлений, породит вопросы.… В общем, пользуйтесь на ваше усмотрение.

НатальяКрамская

http://www.komanda.ru/natasha/010.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.022 с.)