Обучение учителей и родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение учителей и родителей



Получается как-то так: учим педагогов всем мыслимым и немыслимым проблемам. Но для важнейшей проблемы в воспитании и социализации - преодоления закомплексованности, увы, времени и места пока не находится. Из-за этого образуется заколдованный круг: зажатый и закомплексованный учитель помимо своей воли и, не осознавая, способствует формированию аналогичных негативных состояний у предрасположенных к этому учеников. Часть из них потом становится учителями и, следуя примеру своих предшественников, передает напряженность от коммуникативных страхов новым поколениям. Результат, который отмечают социологические исследования, - прогрессирующее распространение закомплексованности и социофобии, причиной которых чаще всего становится школа.

Яркий и интересный педагог! Он вызывает восхищение, вдохновляет знаниями, увлекает своим примером, ему с удовольствием подчиняются, подражают, у него доброжелательные и доверительные отношения с учащимися, его уважают родители и коллеги. Качество и эффективность обучения и воспитания, за которые мы так печемся, у него на высочайшем уровне. Именно такими мы хотим видеть большинство, если не всех педагогов. И они есть в каждой школе, но, к сожалению,…единицы. Единицы потому, что зажатость и закомплексованность делают все наоборот: педагог из-за них становится монотонным, неинтересным, напряженным и раздраженным, не располагает к себе… и в том же духе можно продолжать. У таких педагогов заметно сдерживается совершенствование педагогического мастерства со всеми вытекающими из этого последствиями. И хуже того, они не замечают, не чувствуют закомплексованность у учеников и не могут им помочь.

Из этого вытекают два направления в обучении педагогов:

- нужно помочь им осознать свою зажатость и побудить преодолеть ее на курсах или самостоятельно. И на этом фоне раскрыться эмоционально, стать ощутимо ярче и интереснее. Сразу напрашивается мысль: «Это касается в основном молодых учителей. Вот пусть они и учатся». С таким мнением постоянно сталкиваешься в школах. Но есть один тест, с которым справляются далеко не все опытные учителя и который успешно разрушает поверхностные суждения. Спрашиваю: «А можете выйти и спеть соло в классе или перед педагогическим коллективом?» Если ответят уверенно: «Конечно, смогу, какие проблемы», то и петь не нужно, сразу чувствуется раскрепощенность и непринужденность. Ну, а если начнут изыскивать причины для отказа или говорить: «Хорошо, хорошо! Только в другой раз» - значит, действует привычная зажатость.

Для всех, у кого она есть, только на пользу курсы «Яркий и интересный учитель» (Приложение № 17). На них идет освобождение от зажатости, закомплексованности и одновременно раскрытие эмоционального потенциала учителей. Программу можно, конечно, корректировать, добавляя или изымая те или иные тренинги. Но, в моей практике, после обучения по ней ни один учитель не пожаловался на потерянное время. Наоборот, большинство говорило, что намного легче стали чувствовать себя при проведении уроков и преподавать заметно интереснее и эмоциональнее. Есть и примеры, когда учителя достигали успеха, занимаясь самостоятельно аутотренингом по моим книгам;

- другое направление – научить педагогов помогать учащимся преодолевать закомплексованность. По моему мнению, такая учеба является составной частью педагогического мастерства и должна входить во все формы повышения квалификации. В основу учебной программы может быть положено данное или какое-либо другое методическое пособие с обязательным включением сообщений по обмену опытом. При обучении учителей желательно сделать акцент:

- на быстрое распознавание или даже чувствование проявлений закомплексованности у учащихся;

- на умения найти нужные слова, помогающие выводить ученика из этого состояния в любой коммуникативной ситуации.

Вот тогда учитель сможет компетентно помочь закомплексованному в процессе урока, когда спрашивает его с места, вызывает для ответа у доски или побуждает более активно участвовать в диалоговых формах.

При учебе классных руководителей желательно больше сосредоточиться:

- на освоении психологических и социологических приемов выявления закомплексованных в классе;

- на индивидуальной работе с сильно закомплексованными и изгоями;

- и на умениях работать по этой проблеме с родителями.

По моему мнению, оба этих направления должны реализовываться еще в высших педагогических учебных заведениях. Будущим учителям просто необходимо пройти своеобразный фильтр на преодоление закомплексованности, чтобы уже из стен института выйти яркими и интересными, свободными и раскрепощенными. И одновременно с этим научиться реально помогать ученикам, страдающим коммуникативными страхами.

Направления в обучении родителей аналогичны:

- если это возможно, то заинтересовать и побудить их преодолеть собственную зажатость и закомплексованность. Большинство из них на вопрос: «Есть ли закомплексованность?» - уверенно будут отрицать, а то и усмехаться. Вот тогда и нужно попросить их заполнить предложенные тесты. Для заинтересовавшихся необходимо в школе организовать курсы преодоления закомплексованности или рекомендовать самостоятельные занятия аутотренингом;

- и, конечно, нужно учить родителей приемам оказания помощи ребенку в преодолении закомплексованности в семье. Формы известны – консультации, беседы, лекции, краткосрочные курсы, рекомендация соответствующей методической литературы. Такое обучение создает компетентную основу для совместной плодотворной работы и обеспечивает ее успешность.

Поддержка в семье

Если подросток закомплексован, то у родителей, озабоченных этим и желающих помочь, большого выбора нет:

- или поддерживать усилия школы при условии, что в ней эта работа проводится компетентно и эффективно;

- или заниматься с ним самостоятельно.

В обоих случаях лучше начинать с повышения собственной компетентности. Довести ее до уверенного ориентирования в проблеме и овладеть несложными приемами и тренингами – вот цель, достижение которой обеспечивает оказание достаточно квалифицированной помощи подростку. Формы известны – самостоятельное изучение литературы, консультации у психолога, в том числе, школьного, посещение лекций, курсов. Другое условие – с помощью предлагаемых для самодиагностики тестов выявить собственную закомплексованность, и насколько она сильна. Если страдали ею в школьные годы, а потом смогли преодолеть, то вспомнить, каким образом это удалось сделать. Вот тогда довольно четко можно очертить направления последующих действий. Закомплексованы сами - очень желательно предварительно преодолеть это состояние на соответствующих курсах или заняться аутотренингом по предложенным в книге упражнениям. Считаете – нет комплексов, сразу начинайте заниматься с ребенком.

На этой основе алгоритм совместных усилий со школой примерно следующий:

- постоянно координировать действия с классным руководителем или школьным педагогом-психологом, социальным педагогом;

- проанализировать, насколько внутрисемейные отношения позволяют ребенку развиваться свободно и не угнетают, порождая коммуникативные страхи;

- предпринять усилия по «нормализации» угнетающей атмосферы в семье или, если это сложно, то найти способы нейтрализовать действие негативных факторов. Возможно, например, чаще отправлять ребенка к благожелательным родственникам, посещать с ним развлекательные мероприятия, активно участвовать в различных конкурсах, соревнованиях и др. То есть, находить возможности дарить подростку радость самостоятельности и свободного общения;

- постоянно интересоваться у ребенка, как складываются его взаимоотношения со сверстниками и учителями, каким коммуникативным умениям и навыкам научился, и как они ему помогают общаться;

- подсказывать приемы и способы общения из собственного опыта;

- практиковать проведение с ним рекомендованных жизненных тренингов;

- по возможности вводить его в те или иные жизненные коммуникативные ситуации и давать возможность самому вырабатывать наиболее эффективные действия;

- побуждать произносить поздравления с семейными и официальными торжествами в присутствии гостей;

- побуждать к занятиям в школе и внешкольных учреждениях, связанных с развитием уверенности, освоению коммуникативных умений и навыков, особенно, публичных выступлений;

- побуждать к активному участию в классных и общешкольных мероприятиях;

- побуждать или совместно заниматься укреплением физического развития: делать утреннюю зарядку, практиковать пешие прогулки, участвовать в спортивных соревнованиях;

- рекомендовать для чтения литературу по риторике и ораторскому мастерству.

Ну, а если школа не занимается проблемой преодоления закомплексованности? Тогда нужно планомерно и последовательно осуществлять с подростком предложенные тренинги и рекомендации в полном объеме:

- прежде, с помощью тестов выявить степень и причины его закомплексованности, коммуникативные ситуации в которых он теряется;

- затем составить примерный план реализации намеченных тренингов: этикетные фразы, основные, речевые, песенные тренинги. Процесс выполнения желательно снимать на видео и вместе просматривать с комментированием. По мере достижения заметных успехов подключать жизненные тренинги;

- постоянно отслеживать достижения и закреплять их, не оставлять без внимания неудачи, обязательно доискиваться до их причин и находить приемы успешного преодоления;

А главное – верить в успех и планомерно добиваться его.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое это дело – помогать преодолевать закомплексованность. Все, с кем приходится заниматься – школьники, учителя, взрослые, приходящие на курсы, - обязательно привносят какой-либо свой штрих, нюанс в разработанные тренинги и методику их применения. Из-за этого процесс совершенствования не останавливается…. Но и читателю хотелось бы порекомендовать аналогично отнестись к применению изложенных в книге положений и тренингов. Никто ведь лучше вас не знает своего ребенка или ученика. Вот и прирабатывайте методику к их индивидуальности. От этого ее эффективность только возрастет. Если же будет необходима моя помощь, то, пожалуйста: отклики, консультации, курсы, дистанционное обучение, подготовка преподавателей: тел. (812) 378 90 68, E-mail – kasatkin-sf@mail.ru, 196211, Санкт-Петербург, проспект Юрия Гагарина 20-6-35, Касаткин Сергей Федорович.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерный тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.123.173 (0.016 с.)