Работа с закомплексованными классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с закомплексованными классного руководителя



Понятно, что классный руководитель и так перегружен, что времени не хватает, что оплата за эту работу не соответствует вкладываемым усилиям.... Однако, эту фигуру в воспитательной работе с закомплексованными на сегодня заменить некем. Остается только просить классных руководителей вникнуть в суть проблемы и постараться помочь закомплексованным подросткам, насколько возможно. Тем более, что многое в этом деле совпадает с уже сложившимися формами работы.

Очень значимо сформировать в классе такую атмосферу, чтобы закомплексованный реально ощущал себя равноправным членом коллектива и не испытывал какой-либо ущербности и угнетенности. По принципу: «Один за всех и все за одного». Уверенность в том, что к тебе отнесутся доброжелательно, помогут, поддержат и защитят при необходимости сильно теснит коммуникативные страхи и в школе, и в последующей взрослой жизни. Наоборот, отсутствие такой атмосферы, доминирование сильных и наглых над слабыми, действие принципа: «Каждый сам за себя» заставляют закомплексованного замыкаться и обособляться от коллектива. Но, интуитивно ощущая это, такой класс и сам начинает выталкивать из своей среды закомплексованного, часто превращая его в изгоя. Конечно, создание дружного коллектива далеко не простое дело, и если оно не получается, то нужно добиваться, чтобы подросток был принят равноправным в одну из микрогрупп, существующих в классе. Это тоже придаст ему силы и в какой-то мере защитит от угнетения, что, в свою очередь, потеснит коммуникативные страхи. Если и это не удается, то хотя бы один-два друга или подружки у него должны быть. Иначе со временем не избежать серьезных негативных последствий.

Другое направление – вовлекать закомплексованных в мероприятия, проводимые в классе, и общешкольные. И не просто вовлекать, а давать им раскрываться интеллектуально и эмоционально, а также шаг за шагом добиваться все более активного участия, доводя по возможности до лидирующих ролей. И если они, научившись, смогут публично прочитать стихи, спеть, станцевать, провести дискуссию, вечер, встречу, да еще под аплодисменты или одобрение окружающих, то лучшего лекарства от закомплексованности не придумать.

И важнейшее направление – индивидуальная работа, особенно, с сильно закомплексованными и изгоями. Если она проводится в масштабах школы, то классный руководитель больше выступает в роли помощника педагога-психолога или социального педагога, выполняет его требования и рекомендации. Если такая работа не организована, то приходится принимать на себя весь спектр необходимых обязанностей по оказанию помощи в преодолении закомплексованности, которые рассматриваются далее. По сути, они совпадают с обязанностями по работе с трудными подростками. Более того, та или иная часть неблагополучных стала такой как раз из-за закомплексованности что несколько облегчает работу, позволяет компетентнее оказывать воспитательное воздействие и добиваться успеха.

Общешкольные мероприятия

Вместе с тем, школы, в которых преподается риторика, достаточно редки, а на уроках остальных предметов возможности помочь закомплексованным, к сожалению, весьма ограниченны. Поэтому основная нагрузка в разрешении этой проблемы, на мой взгляд, должна ложиться на дополнительное образование¸ элективные курсы и другие общешкольные мероприятия, на которые могли бы ориентироваться классные руководители. Учитывая распространенность закомплексованности, по сути, целесообразно поставить в каждой школе задачу риторического всеобуча учащихся. Может быть, это и несбыточный максимализм, но стремиться к ее осуществлению очень желательно, чтобы реально помочь тем, кто уже страдает коммуникативными страхами, и профилактировать тех, кто может подпасть под их негативное влияние в последующем. Такой всеобуч во многом помог бы и более успешной социализации выпускников школы.

Для эффективного решения этой задачи, по моему мнению, наиболее приемлемы краткосрочные курсы риторики, рассчитанные на 10-15 занятий два-три раза в неделю для группы в количестве 10-12 обучающихся. Их вполне достаточно, чтобы последовательно охватить весь школьный контингент, особенно, выявленных диагностикой закомплексованных, и добиться высокой результативности обучения. Примерными базовыми учебными программами могут стать «Практическая риторика (монологовая)» для 5-7 классов и «Практическая риторика (диалоговая)» для 8-10 классов (Приложения № 14 и 15). Комбинируя предложенные простые и сложные тренинги, их можно успешно адаптировать к возрастным особенностям учащихся.

Однако, они могут послужить также основой для разработки школой своих, более прагматичных программ с включением тренингов по преодолению закомплексованности. Для этого нужно только творческое и заинтересованное отношение. К примеру, в пятых классах возрасту учащихся, на мой взгляд, лучше будет соответствовать учебная программа «Сказочная риторика» или «Риторика сказки», предназначение которой научить основным приемам публичных выступлений на сказочных и фантастических сюжетах. В шестых – несомненный интерес вызовет «Вежливая риторика», учебный материал для которой содержится в главе «Тренинги вежливых фраз». Для седьмых – вполне приемлема уже упоминавшаяся «Практическая (монологовая) риторика», для восьмых – диалоговая. А вот девятым классам можно предложить «Бизнес-риторику» и десятым – «Политическую риторику». В одиннадцатом классе возможны курсы по учебной программе «Основы общения и публичного выступления» с акцентом на усвоение теоретического материала. В результате образуется последовательная система риторического обучения, различным видам активного общения и публичных выступлений, что значительно усиливает подготовку школьников к взрослой жизни, в тоже время помогая преодолевать закомплексованность.

Очень важно, чтобы в течение любого выбранного курса обучающиеся подготовили итоговое выступление, постепенно отрабатывая его на каждом занятии. Должно быть сформировано стремление ярко продемонстрировать в нем все, чему научились. Это хорошо стимулирует сам процесс обучения, а после выполнения позволяет каждому реально ощутить себя на более высокой ступени владения коммуникативными умениями и навыками. И, следовательно, еще на шаг преодолеть закомплексованность. В моих группах занятие с итоговыми выступлениями называется гала-концерт. На него приглашаются друзья и родители, которые заполняют зал, поддерживают, сопереживают, аплодируют…. Тогда каждый выступающий ощущает себя настоящим оратором или артистом, у него вдохновение, он старается. В результате исполнение значительно выигрывает, и впечатление потом остается надолго. Ученик начинает думать: «Вот, смог же достигнуть такого. Так чего же я стесняюсь…»

Однако, с помощью общешкольных мероприятий возможно достигнуть большего. Ребята часто говорят, что в группе они уже привыкли выступать и не испытывают такого сильного страха, а вот что будет в другой, особенно незнакомой, аудитории или зале. Надо сказать, что, в принципе, они правы. Поэтому в школе, где я работал, была сформирована система общешкольных ораторских конкурсов, которые проводились каждую четверть в актовом зале по различной тематике. Обязательным был конкурс на лучшего рассказчика анекдотов к 1 апреля. А в мае проводился конкурс на лучшего оратора школы, в котором участвовали победители и призеры предыдущих соревнований. Оценивались выступления по шестибальной системе, как в фигурном катании. Одна оценка выставлялась за содержание, другая – за изложение или, как говорили ребята, за артистичность. Возглавлял жюри обычно директор школы или его заместитель, среди остальных членов – учитель риторики и один-два учащихся. Ведущими были сами школьники. Заканчивался конкурс вручением призов и бурными аплодисментами каждому участнику. Вот здесь ребята уже в полной мере ощущали эффект «малой сцены» и, несмотря на немалые волнения, справлялись со своей закомплексованностью.

Ориентируясь на этот пример, каждая школа вполне может найти свой вариант проведения ораторских конкурсов. Например, каждую четверть - в группах, обучающихся на курсах или классах, раз в полугодие – по классным параллелям, к 1 апреля – для желающих, в конце учебного года – на лучшего выступающего и т.п. Но… выступления ребятам надо помогать готовить, особенно, в средних классах. Иначе, они сами не справляются, от чего страхи резко возрастают и нередко приводят к отказам от выступления. Причем, самое скверное, когда это случается уже перед самым выходом. Тогда происходит настоящий срыв с таким трудом наработанной уверенности и возврат, если не ухудшение прежней закомплексованности.

По моей практике помощь оказывают обычно учителя риторики и литературы, классные руководители и родители. Зависимость наблюдается следующая: чем действеннее помогают ребятам выбрать и сформулировать тему, обозначить основные положения речи, насытить их демонстрационными материалами, отрепетировать и подать все это ярко, тем меньше проявляется закомплексованность. В результате учащийся раскрывается во время выступления и ощущает внутренний подъем. Это состояние потом долго сохраняется и подпитывает столь нужную уверенность.

Если такие конкурсы приживутся в школе, то престижность курсов риторики значительно возрастает. Учащиеся сами начнут испытывать интерес к ним, что значительно облегчает всю последующую работу по преодолению закомплексованности и формированию коммуникативных умений и навыков. Но при желании можно сделать еще один шаг – создать ораторскую студию и ораторский театр. В них набираются самые лучшие, способные и творческие. Занятия в студии проводятся индивидуально, а в театре режиссерски ставится каждое публичное выступление.

Однако, сильно закомплексованные и изгои, в большинстве случаев наотрез отказываются участвовать в общешкольных мероприятиях. Они еще могут согласиться посещать риторические курсы, но как только дело дойдет до публичного выступления.... найдут причину, чтобы уклониться или вообще в этот день не придут в школу. Поэтому для них нужны, как бы, подготовительные краткосрочные курсы с учебной программой под примерным названием или «Тренинг уверенности» - для старших классов, или «Как стать уверенным» - для средних (Приложение 16). После их окончания ребята смогут более уверенно заниматься риторикой наравне с другими и участвовать в ораторских конкурсах.

Одна из основных трудностей в организации риторического всеобуча – найти учителя, который мог бы преподавать риторику и тренинги уверенности. К сожалению, такой специальности не обучают ни высшие педагогические учебные заведения, ни система повышения квалификации педагогов. Поэтому нужен энтузиаст, чаще это бывают филологи, способный овладеть методикой предложенных курсов и квалифицированно преподавать риторику для школьников разного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.005 с.)