Раздел 4. Урок иностранного языка сегодня. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Урок иностранного языка сегодня.



Тема 11.Урок иностранного языка.

Методическое содержание современного урока. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна на уроке ИЯ; способы их обеспечения. Требования к современному уроку иностранного языка, его основные черты. Схема анализа урока. Роли учителя и учеников на уроке иностранного языка, различные модели их взаимодействия. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, группового, парного, индивидуального). Осуществление обратной связи. Контроль и способы исправления ошибок. Дисциплина на уроке и действия учителя по ее поддержанию. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем. Составление плана урока.

Проверяемые знания.

  • Сущность методического содержания урока иностранного языка.
  • Особенности тематического и поурочного планирования.
  • Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке, способы их организации.
  • Способы обеспечения обратной связи на уроке.
  • Основные режимы работы на уроке, особенности их использования.
  • Формы контроля и исправления ошибок.
  • Действия учителя по поддержанию дисциплины на уроке.
  • Источники создания мотивации на уроке и ее роль в решении дисциплинарных проблем.

Формируемые профессиональные умения.

  • Записать фотографию урока и уметь проанализировать его с различных позиций.
  • Составить тематическое планирование серии уроков.
  • Написать план урока, учитывая особенности начального, среднего и старшего этапа обучения ИЯ в школе. Провести предварительный самоанализ с учетом возможных трудностей.
  • Использовать различные источники создания мотивации на уроке, режимы и формы работы.

Формы контроля.

1. Решение методических задач.

2. Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

3. Составление тематического и поурочного планов уроков на основе современных УМК для начального, среднего, старшего этапа обучения ИЯ в школе.

4. Устный / письменный анализ видеоуроков.

5. Взаимозачет.

Раздел 5. Современные рабочие программы по иностранным языкам для школ и критерии их анализа.

Отечественные и зарубежные рабочие программы для различных этапов обучения ИЯ; определение критериев их анализа. Соответствиерабочих программ интересам и возрастным особенностям учащихся (отбор тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой сложности; объем материала); компоненты рабочих программ и их взаимосвязь; образовательный и воспитательный потенциал, адекватность и приемлемость содержания культурного наполнения; простота использования для учителя и ученика; физические показатели и долговечность; обеспечение контроля и оценки уровня владения иностранным языком.

Формируемые умения и формы контроля.

  • Выбрать рабочей программы для конкретной группы учащихся, исходя из особенностей возраста, уровня владения ИЯ, типа учебного заведения. Обосновать свой выбор.
  • Написать рецензию на рабочую программу.

Образовательные технологии.

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и реализацией компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебных курсов проводятся встречи с представителями российских и зарубежных компаний, образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Занятия проводятся с применением современных образовательных технологий.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Образовательная технология (технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

 

1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.

Лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.

 

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.

Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.

Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).

Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.

Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

 

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

 

Основные типы проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

 

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

 

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

 

4. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации контроля знаний, предполагающий выполнение заданий в присутствии преподавателя с минимальными ограничениями на время выполнения и использование вспомогательных материалов.

Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста; выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками;

- ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

 

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, и др.).

Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности:

ü работа с электронным учебником,

ü просмотр видеолекций,

ü работа с компьютерными тренажерами,

ü компьютерное тестирование,

ü изучение дополнительных тем занятий,

ü выполнение домашних заданий, выполнение курсовых работ по дисциплине.

Примерные формы выполнения самостоятельной работы:

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии, тематических кроссвордов;

- тестирование и др.;

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- выполнение чертежей, схем;

- решение педагогических ситуационных задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- опытно-экспериментальная работа;

- упражнения на тренажере.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость (в академических часах)
1. Теория и методика преподавания иностранных языков Курсовая работа  
2. Учебная и производственная практики в учебном заведении  
3. Дипломная работа  

Рекомендации по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, является важнейшей составляющей в рамках подготовки курса теории обучения иностранным языкам. Она складывается из нескольких элементов:

1. Терминологическая работа. Определенное количество специальных

терминов целенаправленно и последовательно вводится преподавателем на лекциях и семинарских занятиях, однако студенты должны и самостоятельно усваивать основной корпус терминологии, без которой невозможно научное изучение специальной методической литературы. Преподаватель рекомендует наиболее важные справочные издания.

2. Библиографическая работа – самостоятельная работа с источниками

(учебной, справочной, специальной литературой). Преподаватель рекомендует источники, с которыми студенты должны ознакомиться при подготовке к практическим занятиям.

3. Выработка индивидуального, творческого подхода к изучению специальной литературы, так как изучение такого рода материалов предполагает личностное отношение к прочитанному. Необходимо поощрять выработку такого подхода, когда студенты могут аргументировано представить свою позицию на основе изученного материала.

 

Курсовая работа.

Курсовая работа пишется и защищается в течение 6-го семестра, и является неотъемлемой частью учебного плана. Цель курсовой работы – углубление знаний и систематизация полученных навыков. Тематика курсовой работы может быть связана как с тематикой посещенного спецкурса, так и с общими вопросами базового курса методики. Примерная тематика курсовых работ разрабатывается на кафедре, но студент вправе сам предложить тему курсовой работы, предоставив соответствующее обоснование. При написании курсовой работы студенту оказывает помощь научный руководитель, который назначается заведующим кафедрой из числа преподавателей. Курсовая работа пишется на русском или иностранном языке по выбору студента и по согласованию с руководителем. Курсовую работу оценивает научный руководитель, по его усмотрению работа может также защищаться устно, после чего выставляется окончательная оценка.

Примерный список тем для курсовых работ.

1. Обучающие игры на уроке ИЯ.

2. Особенности использования ролевых игр на уроке ИЯ.

3. Использование рифмы при обучении аспектам языка и видам речевой деятельности.

4. Обучение работе со стихотворением на разных этапах обучения.

5. Музыка на уроке иностранного языка.

6. Проектная методика и ее использование в курсе ИЯ.

7. Роли учителя и ученика на уроке ИЯ.

8. Анализ современных учебников ИЯ.

9. Контроль в обучении иностранным языкам, его функции, виды и формы. Особенности разработки тестовых заданий на контроль иноязычных речевых навыков и умений.

10. Технология разработки заданий в тестовой форме.

11. Об истории научного тестирования.

12. Основные понятия теории педагогических тестов.

13. Использование современных технологий в обучении иностранному языку.

14. Грамматика и лексика на экзамене. Формат заданий и анализ типичных ошибок студентов.

15. Письменная часть современного экзамена по ИЯ — формат, трудности и критерии для оценивания работ.

16. Формирование и контроль навыков устной речи на ИЯ.

17. Дидактические проблемы использования средств новых информационных технологий.

18. Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.

19. Возможности использования видео/компьютерных систем в обучении иностранному языку.

20. Организация урока в компьютерном классе.

21. Дидактические функции телекоммуникаций.

22. Телекоммуникационные проекты.

23. Перспективы использования средств новых информационных технологий в образовании.

24. Требования к разработке факультативных курсов по ИЯ.

25. Основы обучения переводу и их использование в курсе гидов-переводчиков.

26. Формирование билингвальных речевых навыков с использованием основных положений курсов риторики и теории и практики обучения переводу.

27. Особенности обучения детей дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.066 с.)