Организационные структуры по принципу бюрократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные структуры по принципу бюрократии



Функциональная орг. структура

Начальник службы м-га
Отдел цен и планирования выпуска продукции
Отдел рекламы
Отдел сбыта и мат.-техн. снабжения
Информ.-аналитический отдел
 


предполагают делегирование ф-ций м-га обособленным отделам. Каждый отдел ориентирован на выполнение определенных ф-ций, коими могут являться, например, комплексное исследование рынка, планирование цен, планирование выпуска продукции, орг-ция сбыта, реклама.

В зависимости от объёма задач, решаемых службой м-га, в рамках этой структуры м. б. созданы либо укрупненные блоки (отдел сбыта и рекламы), либо мелкие (отдел сбыта и отдел материально-технического снабжения). Некот. ф-ции м. б. вынесены за рамки службы м-га. (например, ф-ции по мат.-техн. снабжению).
Структура приемлема как на небольших, так и на крупных предприятиях не зависимо от их профиля деят-ти.

Целесообразно использовать на предприятиях, кот. ориентируются на ограниченную номенклатуру товара и работают в относительно стабильных рыночных условиях, что обуславливает принятие стандартных решений в м-ге.

Достоинства Недостатки
Простота управления, так как у каждого сотрудника определенный и не пересекающийся круг обязанностей; возможность функциональной специализации работников как фактор роста их профессиональных навыков Снижение оперативности в принятии решений в случае работы на различающихся рынках и выпуска разнородной продукции; обособленность работы отдельных подразделений, борьба за частный интерес, а не за общий интерес предприятия

 

Дивизиональные орг. структуры:

используются для решения проблем в управлении рыночной деят-тью в связи с расширением рынков сбыта и товарной номенклатуры. Деление орг-ции на элементы и блоки происходит по видам товаров и услуг, группам покупателей и географ. регионам.

1.Структуры, ориентированные на продукт
Управляющий товарной группой «Станки и инструменты»
Отдел сбыта и рекламы
Отдел послепродажного обслуживания
Планово-аналитический отдел
Отдел рекламы
Управляющий товарной группой «Металлическая посуда»
Планово-аналитический отдел
Отдел сбыта
Начальник службы м-га

 

 

 


предполагают выделение отдельных блоков, каждый из кот. выполняет все функциональные задачи службы м-га в рамках отдельной товарной группы

Достоинства Недостатки
Позволяет даже крупному предприятию уделять столько внимание конкурентоспособности отдельного товара, сколько ему уделяется внимания на небольшом предприятии, выпускающем всего несколько наименований продукции. Орг-ции способны быстрее, чем орг-ции с функциональной структурой, реагировать на изменения, происходящие на рынке. Вся рыночная деят-ть по товарной группе находится под руководством одного человека, улучшая этим координацию работ.   Увеличение затрат на содержание службы из-за дублирования одних и тех же ф-ций для различных видов продукции

 

2.Структуры, ориентированные на потребителя

Отдел послепродажного обслуживания
Начальник службы м-га
Управляющий товарной группой «Холодильники бытового назначения»
Отдел сбыта и рекламы
Отдел планирования цен и выпуска продукции
аналитический отдел
Управляющий товарной группой «Промышленное и торговое холодильное оборудование»
Планово-аналитический отдел
Отдел сбыта и рекламы

 

 

 

 


предполагает создание обособленных подразделений в рамках службы м-га, концентрирующих внимание на отдельные группы потребителей. В этом случае предприятием выпускается однородная продукция, кот. потребляется неоднородными группами потребителей.

Целью создания структуры является обеспечение максимальной степени удовлетворения потребностей конечных пользователей. Данная структура эфф-на, когда предприятие ориентируется на выпуск продукции, к кот. предъявляются неодинаковые требования различными группами потребителей.

Достоинства Недостатки
Орг-ции способны быстрее, чем орг-ции с функциональной структурой, реагировать на изменения, происходящие на рынке. Рыночная деят-ть организуется в соответствии с особенностями отдельных групп потребителей, что обеспечивает высокую степень потребительской удовлетворенности.   Увеличение затрат на содержание службы из-за дублирования одних и тех же ф-ций для различных потребителей, увеличение штата сотрудников, пропорционально выделению отдельных потребительских групп

 

3.Региональные организационные структуры

Начальник службы м-га
Отдел Республики Калмыкия
Отдел Уральского региона
Отдел Северного Кавказа
Отдел Нижнего Поволжья
 
Отдел стран дальнего зарубежья
Отдел стран ближнего зарубежья


предполагает разделения службы м-га на секторы, каждый из кот. выполняет все функциональные задачи службы м-га в определенном регионе.

Структура в этом случае включает отдельные подразделения, каждое из кот. ориентируется на географ. рынок сбыта предприятия. Специализирующиеся по территориям подразделения выполняют все ф-ции м-га.

Данная структура более подходит там, где объём поставок по отдельным территориям значительно большой, чтобы оправдать расходы на содержание отдельных подразделений службы м-га.

Достоинства Недостатки
Орг-ция способна быстрее, чем орг-ция с функциональной структурой, реагировать на изменения, происходящие на рынке. Структура позволяет учитывать местные условия рынка: конкурентов, покупателей, культурные традиции и обычаи, специализацию торговых посредников и прочее.   Увеличение затрат на содержание службы

 

Адаптивные организационные структуры:

Способны модифицироваться в соответствии с изменениями окр. среды.

 

Отделы, построенные по функциональному принципу
1. Матричная организация

Начальник службы м-га
отдел химических нитей
отдел посуды и товаров из пластических масс
отдел минеральных удобрений
Отдел рекламы
Отдел планирования выпуска продукции
отдел материально-технического снабжения
Отделы, построенные по дивизиональному принципу

 

 

 

 


соединяет принципы построения функциональной и дивизиональной структур. Отделы, построенные по функциональному принципу, обычно специализируются на ф-циях планирования выпуска продукции, отвечая за формирование ассортимента и качество продукции. В числе ф-ций могут также выделяться реклама и материально-техническое снабжение. Отделы, построенные по дивизиональному принципу, концентрируют внимание на товарные группы, группы потребителей или регионы. В задачи таких отделов, как правило, входит проведение комплексного исследования рынков и распределение товара. Координация работы отделов происходит по принципу матрицы

Матричные структуры обеспечивают оперативное реагирование на изменения в окружении предприятия.

2.Проектные структуры

Начальник службы м-га
Отдел сбыта
Отдел рекламы
Отдел комплексного исследования рынка
 
Временная группа специалистов по решению тактических задач предприятия
Отдел цен и планирования выпуска продукции

 

 


Начальник службы м-га
 
или

Отдел сбыта и рекламы
Проектный отдел
Отдел комплексного исследования рынка
Отдел цен и планирования выпуска продукции


представляют собой орг-цию, позволяющую наиболее эфф-но осуществлять решение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач предприятия.

Основное преимущество этих структур – концентрация внимания на наиболее важных проблемах предприятия, что позволяет достигать предприятию намеченных целей даже в самых неблагоприятных условиях рыночной среды.

Выделяют 2 варианта создания проектных структур. Первый вариант предполагает создание в рамках традиционной функциональной структуры временной группы специалистов, сформированной из представителей каждого отдела. В структурах такого типа руководитель проекта является консультантом высшего руководства службы м-га. Такая структура создаётся для оперативного решения тактических задач предприятия, например, в случае появления на рынке нового, более сильного конкурента.

Второй вариант предусматривает создание в рамках традиционной функциональной структуры проектного отдела. Руководителю проекта полностью подчинены все члены группы и все выделенные ресурсы. Подобные структуры создаются для решения более сложных и крупномасштабных задач, например, в случае выхода предприятия на новые рынки сбыта с новым товаром.

3.Организации конгломератного типа

Фермы по выращиванию крупного рогатого скота
Мясокомбинат
Комбинат по произв-ву натуральной кожи
Обувная фабрика
Фирменные магазины по продажи обуви из натуральной кожи
Служба м-га, построенная по принципу ориентации на потребителя
Служба м-га, построенная по географическому принципу
Служба м-га, построенная по функциональному принципу
Матричная орг-ция службы м-га
Высшее руководство конгломератом

 

 


представляют собой соединение нескольких принципов построения орг. структур. Такое сочетание встречается только на крупных вертикально интегрированных предприятиях. Различия в принципах орг-ции объясняется специализацией отдельных предприятий, решением ими задач в соответствии со спецификой товара, потребителей и рынков сбыта.

 

Каждый из принципов орг. построения службы м-га имеет свои преимущества и недостатки. Не существует ни одного принципа, кот. идеально подходил бы практически всем предприятиям. Выбор принципа орг. построения всегда основан на учёте таких факторов, как: специализация предприятия и масштабы его деят-ти; широта и глубина ассортимента; потребители предприятия; территориальные рынки сбыта предприятия; стабильность условий рыночной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.022 с.)